Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 07.05.2024 N 309-ЭС24-6439 отказано в передаче дела N А07-20999/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.01.2024 N Ф09-9168/23 по делу N А07-20999/2022
Требование: О признании в части недействительными предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: При проверке установлено, что в противопожарных преградах, отделяющих одни части здания от других, отсутствует противопожарное заполнение дверного проема, аппаратура управления установки пожаротушения не обеспечивает формирование команд на отключение вентиляции и включение системы оповещения и управления эвакуацией людей.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как предписания выданы уполномоченным на то органом, нарушение требований пожарной безопасности подтверждено, пункты предписания являются исполнимыми, направленными на пресечение и устранение выявленных нарушений.


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.01.2024 N Ф09-9168/23 по делу N А07-20999/2022
Требование: О признании в части недействительными предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: При проверке установлено, что в противопожарных преградах, отделяющих одни части здания от других, отсутствует противопожарное заполнение дверного проема, аппаратура управления установки пожаротушения не обеспечивает формирование команд на отключение вентиляции и включение системы оповещения и управления эвакуацией людей.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как предписания выданы уполномоченным на то органом, нарушение требований пожарной безопасности подтверждено, пункты предписания являются исполнимыми, направленными на пресечение и устранение выявленных нарушений.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2024 г. N Ф09-9168/23
Дело N А07-20999/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Ивановой С.О., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Белебеевский завод "Автонормаль" (далее - общество, АО "БелЗАН", заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.07.2023 по делу N А07-20999/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От общества поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
АО "БелЗАН" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - управление) и Белебеевскому межрайонному отделу надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее также - отдел) о признании недействительными пунктов 3, 5 предписания от 05.04.2022 N 19/1 и пунктов 1, 2 предписания от 16.11.2022 N 39/1 (с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.07.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В жалобе заявитель настаивает на неисполнимости пункта 3 предписания от 05.04.2022 N 19/1 и пункта 1 предписания от 16.11.2022 N 39/1, указывая на отсутствие в действующем законодательстве требования об установлении противопожарных дверей с пределом огнестойкости не менее "EI 60". Полагает, что судами неправомерно признано опечаткой незаконное требование к пределам огнестойкости заполнения проемов в противопожарной преграде EI 60. Отмечает, что в противопожарных преградах, отделяющих административно-бытовую часть здания (встройку) от производственной, расположено более 150 дверных проемов, более 100 относятся к дверным проемам лестничных клеток. При этом типы противопожарных заполнений для каждого помещения, а равно лестничных клеток выбирается исходя из совокупности взаимосвязанных между собой установленных требований, в частности, относительно дверей в обычных лестничных клетках объекта проверки, согласно пункта 5.4.16 Свода правил СП 2.13130 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" (вместе с СП 2.13130.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты"), в обычных лестничных клетках зданий, независимо от их высоты, допускается предусматривать двери с ненормируемым пределом огнестойкости. Названные двери должны быть оборудованы устройствами для закрывания дверей в соответствии с ГОСТ Р 56177, иметь уплотнения притворов (допускаются применение прокладок уплотняющих пенополиуретановых в соответствии с ГОСТ 10174). Считает, что вопреки указанным выше требованиям суды признали недействительные, по мнению заявителя, требования пунктов 3 предписания от 05.04.2022 N 19/1 и пункта 1 предписания от 16.11.2022 N 39/1, предписывающих оборудовать все проемы в противопожарных преградах (включая лестничные клетки) противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 60, соответствующими действующему законодательству. Полагает, что требование пункта 5 предписания от 05.04.2022 N 19/1 и пункта 2 предписания от 16.11.2022 N 39/1 основаны на нормативном акте, не подлежащем применению к объекту 1970 года постройки. Указывает, что предписание основано на выводах экспертного заключения от 10.03.2022 N 17/Нм/22 о несоответствии автоматической установки пожаротушения пункту 3.3 Свода правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" и обязывает заявителя исполнить требования СП 3.13130.2009 не обязательного для него в силу закона. Считает, что судами не учтены установленное вступившими в законную силу судебными актами отсутствие объективно доказанных нарушений, допущенных обществом, исходя из того, что постановлением шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.06.2023 N 16-3443/2023 прекращено производство по делу N 5-565/2022 по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Постановлением по делу N 5-267/2022 мирового судьи судебного участка N 1 по г. Белебею Республики Башкортостан от 12.05.2022 доказано отсутствие состава административного правонарушения предусмотренного, частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ. По мнению заявителя, отсутствие со стороны общества доказанного нарушения должно повлечь за собой признание пункта 5 предписания от 05.04.2022 N 19/1 и пункта 2 предписания от 16.11.2022 N 39/1 недействительными.
В отзыве на кассационную жалобу управление указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 21.03.2022 N 19 отделом 05.04.2022 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом обязательных требований пожарной безопасности, о чем составлен акт внеплановой выездной проверки от 05.04.2022 N 19.
По результатам проверки отделом в отношении общества вынесено предписание от 05.04.2022 N 19/1 (далее - предписание N 19/1), в пункте 3 которого указано, что в нарушение части 4 статьи 4, части 1, 2 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), пункта 3.3 СНиП П-А.5-62 "Противопожарные требования. Основные положения проектирования" (далее - СНиП П-А.5-62), пункта 4.24 СНиП П-М.2-62 "Производственные здания промышленных предприятий. Нормы проектирования" (далее - СНиП П-М.2-62) в противопожарных преградах, отделяющих административно-бытовую часть здания (встройку) от производственной, а также складские помещения полуфабрикатов цеха 19, материальной кладовой (имеют категории В2 по взрывопожарной и пожарной опасности) от производственной части здания, отсутствует противопожарное заполнение дверного проема. Противопожарное заполнение проемов в противопожарных преградах подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации. Для противопожарных преград, отделяющих встройку и складские помещения необходимо предусматривать противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее EI 60; в пункте 5 указано, что в нарушение части 4 статьи 4, статьи 84 Закона N 123-ФЗ, пункта 3.3 СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре" (далее - СП 3.13130.2009), пункта 6.2.4 СП 7.13130.2013 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 7.13130.2013) аппаратура управления установки пожаротушения не обеспечивает формирование команды на отключение вентиляции и формирование команды на включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Срок устранения указанных нарушений обязательных требований пожарной безопасности установлен до 05.10.2022.
Поданная АО "БелЗАН" 11.04.2022 досудебная жалоба о несогласии с пунктами 3, 4, 5, 6, 7, 8 предписания N 19/1, в том числе, в связи с нарушением пункта 21 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", управлением рассмотрено, отменен пункт 4 предписания, в оставшейся же части требования общества отклонены.
Управлением проведена проверка исполнения предписания отдела N 19/1, по результатам которой, в отношении заявителя вынесено предписание от 16.11.2022 N 39/1 (далее - предписание N 39/1), в пунктах 1 и 2 которого указаны нарушения пунктов 3 и 5 предписания N 19/1.
Полагая, что пункты 1 и 2 предписания N 39/1 и пункты 3 и 5 предписания N 19/1, являются недействительными, нарушают права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия предписаний в оспариваемой части нормам действующего законодательства.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь положениями статей 1, 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), Положением "О федеральном государственном пожарном надзоре", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2012 N 290, Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" (далее - Административный регламент N 644), суды правомерно посчитали, что обжалуемые предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесены уполномоченным органом на проведение государственного пожарного надзора.
На основании части 1 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ (действовавшего на момент вынесения оспоренного предписания) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; а также должностные лица в пределах их компетенции.
Как верно посчитали суды, поскольку содержащиеся в оспоренных предписаниях требования предъявлены к АО "БелЗАН" в связи с наличием у него в пользовании объектов защиты, что не оспаривается обществом, ответственность за противопожарную безопасность указанного объекта несет общество. В связи с этим оспоренное предписание вынесено в отношении надлежащего субъекта.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 69-ФЗ пожарная безопасность определена данным Законом как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности согласно
В силу статьи 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, для контролируемых лиц, а равно, для правообладателей объектов защиты, предоставлена возможность выбора одного из следующих 5 условий, при соблюдении которых, а также при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом N 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 этого Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 данной статьи.
Судами из материалов дела установлено, что в соответствии с пунктом 3 предписания N 19/1 и пунктом 1 предписания N 39/1 нарушение выразилось в том, что в противопожарных преградах, отделяющих административно-бытовую часть здания (встройку) от производственной, а также складские помещения полуфабрикатов цеха 19, материальной кладовой (имеют категории В2 по взрывопожарной и пожарной опасности) от производственной части здания, отсутствует противопожарное заполнение дверного проема. Противопожарное заполнение проемов в противопожарных преградах подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации. Для противопожарных преград, отделяющих встройку и складские помещения необходимо предусматривать противопожарные двери с пределом огнестойкости не менее "EI 60".
Судами дана оценка письму начальника отдела от 30.12.2022, дополнительному отзыву относительно заявленных требований, в соответствии с которой установлено, что в пункте 1 предписания N 39/1 допущена техническая описка в части указания предела огнестойкости заполнения проемов в противопожарной преграде 2-го типа, а именно вместо "EI 60" следует считать "EI 30". При проверке исполнения предписания должностным лицом органа пожарного надзора будет рассматриваться предел огнестойкости "EI 30".
В соответствии с пунктом 5.4.16 СП 2.13130.2020 при проектировании лестничных клеток необходимо выполнение следующих требований: в обычных лестничных клетках зданий, независимо от их высоты, допускается предусматривать двери с ненормируемым пределом огнестойкости. Данные двери должны быть оборудованы устройствами для закрывания дверей в соответствии с ГОСТ Р 56177 и иметь уплотнения притворов (допускаются применение прокладок уплотняющих пенополиуретановых в соответствии с ГОСТ 10174).
Согласно пункту 6.1.46 СП 4.13130.2013 в зданиях I и II степеней огнестойкости с числом этажей не более трех главные лестницы допускается проектировать открытыми на всю высоту здания при условии размещения остальных (не менее двух) лестниц в обычных лестничных клетках 1-го типа. При этом вестибюли и поэтажные холлы, в которых размещены открытые лестницы, должны быть отделены от смежных помещений и коридоров противопожарными перегородками 1-го типа.
В соответствии с таблицей 23 Федерального закона N 123-ФЗ противопожарная перегородка 1-го типа должна иметь 2-й тип заполнения проемов в противопожарной преграде. Также пределы огнестойкости заполнения проемов в противопожарной преграде 2-го типа имеет EI30.
Таким образом, с учетом изложенного суды верно посчитали, что в оспариваемых пунктах названных предписаний допущена техническая описка в части указания предела огнестойкости противопожарных дверей, так вместо "EI 60", следует читать "EI 30".
Кроме того, суд апелляционной инстанции в совокупности оцененных доказательств, в том числе отзыва на апелляционную жалобу, документов, представленных к отзыву на указанную жалобу, письма генерального директора АО "БелЗАН" Филина А.В. от 08.08.2023 N 0100-411 установил, что обществом устранены нарушения по пункту 1 предписания путем выполнения замены противопожарных преград с установкой металлических дверных блоков с пределом огнестойкости не ниже EI 30, в связи с чем обоснованно признали доказанным факт допущенных обществом нарушений, приведенных в пункте 3 предписания N 19/1 и пункте 1 предписания N 39/1.
Доказательств обратного АО "БелЗАН" в материалы дела, суду не представлено.
Судами установлено также, что в соответствии с пунктом 5 предписания N 19/1 и пунктом 2 предписания N 39/1, вменяемое обществу нарушение выразилось в необеспечении аппаратуры управления пожаротушения формирование команды на отключение вентиляции и формирование команды на включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Требование норм на момент проведения проверки установлены частью 4 статьи 4, статьи 84 Федерального закона N 123-ФЗ, пунктом 3.3 СП 3.13130.2009, пунктом 6.24 СП 7.13130.2013, согласно которым для зданий и помещений, оборудованных автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией, следует предусматривать автоматическое отключение при пожаре систем общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления (далее - системы вентиляции), а также закрытие противопожарных нормально открытых клапанов. Отключение систем вентиляции и закрытие противопожарных нормально открытых клапанов должно осуществляться по сигналам, формируемым автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарном сигнализацией, а также при включении систем противодымной вентиляции в соответствии с пунктом 7.19.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности, в части обеспечения формирования аппаратурой управления установки пожаротушения команды на отключение вентиляции и формирование команды на включение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре касаются безопасности людей, соответственно, вопрос о возможности эксплуатации объектов нарушениями требований пожарной безопасности приведет к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.
Судами дана оценка фрагменту технического паспорта на здание главного корпуса (город Белебей, ул. Сыртлановой N 1а, инв. номер 9177, литер строения Д), а именно, экспликации к поэтажному плану на указанное здание, согласно которой установлено, что в нем указаны следующие наименования помещений: N 4 - кабинет, N 5 - бытовое помещение, N 9 - гардероб, N 14 - склад, N 18 - кабинет, N 52 - кладовая продуктов, N 55 - помещение мастера, N 75 - склад Р.П., N 76 - склад ЦТРО, N 99 - гардероб, N 100 - бытовое помещение, N 106 - кабинет мед. сестры, N 373 - помещение кладовщика, N 376 - склад экспедиции, N 381 - помещение покупателей, N 417 - раздевалка, N 418 - аттестационный пункт, NN 462, 463 - кабинеты и т.п., что указывает на наличие в составе здания главного корпуса помещений иного класса функциональной пожарной опасности (кабинеты относятся к классу Ф4.3, склады, кладовые к классу Ф5.2, аттестационный пункт к классу Ф4.2 и т.п.).
В пункте 12 статьи 2 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков - это классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая назначением и особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений и пожарных отсеков, в том числе особенностями осуществления в указанных зданиях, сооружениях и пожарных отсеках технологических процессов производства.
При этом, в силу части 1 статьи 32 Федерального закона N 123-ФЗ подразделение зданий (сооружений, пожарных отсеков и частей зданий, сооружений - помещений или группы помещений, функционально связанных между собой) по функциональной пожарной опасности, осуществляется в том числе, в зависимости от их назначения, а также от возраста, физического состояния и количества людей, находящихся в здании, сооружении, возможности пребывания их в состоянии сна.
С учетом изложенного, суды верно заключили, что указанное обстоятельство не противоречит нарушению, приведенному в пункте 3 предписания, а равно не противоречит требованиям, изложенным в части 1 статьи 88 Федерального закона N 123-ФЗ по разделению части зданий, а также помещений различных классов функциональной пожарной опасности ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.
Ориентируясь на наименования помещений, содержащихся в экспликации к поэтажному плану технического паспорта на здание главного корпуса (город Белебей, ул. Сыртлановой N 1а, инв. номер 9177, литер строения Д), судами верно определен класс функциональной пожарной опасности помещений в соответствии с их назначением и осуществляемых в них процессов, что не противоречит положениям 12 статьи 2 и части 1 статьи 32 Федерального закона N 123-ФЗ.
Между тем, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что в рамках проведения контрольного (надзорного) мероприятия в распоряжении контрольного (надзорного) органа не представлены АО "БелЗАН" документы, а именно: оценка пожарного риска (пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ), специальные технические условия (пункт 3 части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ), стандарт организации (пункт 4 части 1 статьи 6 N 123-ФЗ), результаты исследований, расчетов и (или) испытаний (пункт 5 части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ), при этом, для обеспечения пожарной безопасности здания главного корпуса АО "БелЗАН" необходимо соблюдение пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, то есть выполнение в полном объеме требований пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным законом N 123-ФЗ, и выполнение требований пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 этого Федерального закона, в том числе, сводов правил, каковыми являются СП 3.13130 и СП 7.13130.
Судами установлено, что управлением указано также на отсутствие систем противопожарной защиты на объекте защиты, со ссылкой на отсутствие интеграции (взаимосвязи) между автоматической установки пожаротушения, вентиляцией и системой оповещения и управления эвакуацией людей, что, как верно заключили суды, является областью применения СП 3.13130.
Судами принято во внимание письмо генерального директора АО "БелЗАН" Филина А.В. от 08.08.2023 N 0100-411, в котором сообщено о принятии мер по устранению нарушений по пункту 2 предписания путем заключения 29.06.2023 договора на разработку рабочего проекта системы автоматических установок пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы автоматических установок пожаротушения на главный корпус АО "БелЗАН" в целом, который включает в себя, в том числе устранение замечаний по предписанию.
Судами учтено также письмом от 23.08.2023 N 0100-449, в котором генеральный директор АО "БелЗАН" Филина А.В. обратился в управление с просьбой восстановить срок подачи заявления на продление срока исполнения предписания, рассмотреть указанное заявление, и решение главного государственного инспектора Республики Башкортостан по пожарному надзору Горина В.Н. от 25.08.2023 N ДОК-5067 об удовлетворении такого ходатайств со сроком исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 16.11.2022 N 39/1 до 01.08.2024.
Рассмотрев довод АО "БелЗАН" о преюдициальном характере для рассматриваемого спора обстоятельств, установленных судами общей юрисдикции, апелляционный суд правомерно в силу следующих обстоятельств.
Постановление Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 06.12.2022 по делу N 50565/2022 не вступило в законную силу, отменено решением Верховного суда Республики Башкортостан по делу N 7-51/2023. На вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 30.01.2023, принятое по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении АО "БелЗАН", управлением подана кассационная жалоба, по результатам рассмотрения которой Шестой кассационный суд общей юрисдикции решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 30.01.2023 отменил в части указания на прекращение производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. Судом исключены из мотивировочной части выводы о грубом нарушении должностными лицами отдела требований Федерального закона N 248-ФЗ относительно проведения проверки в отношении АО "БелЗАН", с прекращением производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суды верно признали доказанным факт указанных в пункте 5 предписания N 19/1 и пункте 2 предписания N 39/1.
Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, судами не установлено и обществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, оценив фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, суды установили, что оспариваемые предписания в обжалуемой части соответствуют предъявляемым к ним требованиям, поскольку вынесены управлением в рамках предоставленных ему полномочий, в отношении надлежащего субъекта, являются исполнимыми, доступными по содержанию для понимания, направленными на пресечение и устранение выявленных нарушений, в предписаниях подробно описаны выявленные нарушения, имеются ссылки на нарушенные нормы права, какая-либо неопределенность относительно изложенных в предписаниях требований отсутствует, в связи с чем суды обоснованно признали оспариваемые пункты 3, 5 предписания N 19/1 и пункты 1, 2 предписания N 39/1 соответствующими нормам действующего законодательства.
Доказательств нарушения прав и законных интересов АО "БелЗАН" в сфере его деятельности, возложения каких-либо обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, каких-либо дополнительных обязательств, заявителем в материалы дела не представлено.
С учетом установленных обстоятельств, оцененных в совокупности, суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций. Между тем оценка имеющейся по делу доказательственной базы и установление на ее основании фактических обстоятельств дела - прерогатива судов первой и апелляционной инстанций и в рамках рассматриваемого дела суды осуществили данные процессуальные действия в соответствии с нормами действующего процессуального законодательства (статьи 64, 65, 71 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.07.2023 по делу N А07-20999/2022 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Белебеевский завод "Автонормаль" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.П.ЯЩЕНОК
Судьи
С.О.ИВАНОВА
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ