Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.12.2014 N Ф08-8829/2014 по делу N А53-12222/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за несоблюдение пожарной безопасности в помещениях.
Решение: В удовлетворении требования отказано в связи с наличием в действиях общества состава административного правонарушения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.12.2014 N Ф08-8829/2014 по делу N А53-12222/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за несоблюдение пожарной безопасности в помещениях.
Решение: В удовлетворении требования отказано в связи с наличием в действиях общества состава административного правонарушения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. по делу N А53-12222/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2014 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Трифоновой Л.А. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, от заявителя - открытого акционерного общества "Кавэлектромонтаж" (ИНН 6163013712, ОГРН 1026103158597) - Злобиной И.Н. (доверенность от 04.07.2014), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (ИНН 6164228703, ОГРН 1046164038722), надлежаще извещенного о времени месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кавэлектромонтаж" на
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.07.2014 (судья Колесник И.В.) и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.) по делу N А53-12222/2014, установил следующее.
ОАО "Кавэлектромонтаж" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления управления от 13.05.2014 N 401-219/2014/4 о привлечении к административной ответственности по
части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.07.2014, оставленным без изменения
постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 20.4 Кодекса, отсутствием нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности и оснований для признания совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ограничившись предупреждением. Как считает общество, здание построено до введения в действие Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), в связи с чем данный
закон не может распространяться на объект, возникший до его принятия. Кроме того, общество указывает, что совершенное правонарушение является малозначительным. В настоящее время нарушения требований пожарной безопасности, обществом устранены. Сумма штрафа является для общества очень существенной.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, в период с 29.04.2014 по 30.04.2014 на основании распоряжения управления от 15.04.2014 N 92-3 управлением проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности в помещениях общества, расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 56.
В ходе проверки установлено, что в поэтажных коридорах на лестничных площадках, а также в подвальном этаже здания имеются электрические светильники, не оборудованные плафонами, конструкция пожарного шкафа выполнена из сгораемого материала (ДСП), что является нарушением требований
части 4 статьи 107 Закона N 123-ФЗ, и
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390).
По результатам проверки в отношении общества составлены акт проверки 30.04.2014 N 92-3 и протокол об административном правонарушении от 30.04.2014 N 401-219/2014/1. Постановлением от 13.05.2014 N 401-219/2014/4 общество привлечено управлением к административной ответственности по
части 3 статьи 20.4 Кодекса в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Считая, что постановление о привлечении к административной ответственности от 13.05.2014 N 401-219/2014/4 вынесено незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно
части 3 статьи 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу
статьи 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно
статье 37 Закон N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции (
статья 38 Закона N 69-ФЗ).
Судебные инстанции, руководствуясь
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценили относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Суды правильно указали, что факты нарушения обществом требований пожарной безопасности (наличие в поэтажных коридорах на лестничных площадках, а также в подвальном этаже здания электрических светильников, не оборудованных плафонами, а также установление пожарного шкафа выполненного из сгораемого материала (ДСП), ответственность за которые установлена
частью 3 статьи 20.4 Кодекса, установлены и подтверждаются материалами дела, признаны обществом и по существу не оспорены.
Согласно
части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с
частью 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах суды правильно исходили из того, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 3 статьи 20.4 Кодекса.
Общество не представило доказательства невозможности соблюдения норм противопожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Суды не признали совершенное обществом правонарушение малозначительным. Оценка вывода арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений
статей 286 и
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (
абзац 4 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"), поэтому доводы предприятия о наличии малозначительности подлежат отклонению.
Согласно
статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судами, и в силу
статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.07.2014 и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу N А53-12222/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДОРОГИНА
Судьи
Л.А.ЧЕРНЫХ
Л.А.ТРИФОНОВА