Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.08.2016 N Ф08-3795/2016 по делу N А53-486/2016
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований и условий при техническом обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказано наличие в действиях предпринимателя состава вмененного ему правонарушения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.08.2016 N Ф08-3795/2016 по делу N А53-486/2016
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований и условий при техническом обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказано наличие в действиях предпринимателя состава вмененного ему правонарушения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
от 8 августа 2016 г. по делу N А53-486/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - отделения надзорной деятельности по Волгодонскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области и заинтересованного лица - индивидуального предпринимателя Гаевого Александра Николаевича (ИНН 614308144100, ОГРНИП 306614303000062), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Гаевого Александра Николаевича на
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.03.2016 (судья Волова Н.И.) и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2016 (судьи Илюшин Р.Р., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А53-486/2016, установил следующее.
Отделение надзорной деятельности по Волгодонскому району Ростовской области Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ростовской области (далее - отделение, административный орган) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Гаевому Александру Николаевичу (далее - предприниматель) о привлечении к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением от 04.03.2016, оставленным без изменения
постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2016, суд привлек предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 Кодекса, в виде 5 тыс. рублей штрафа.
Судебные акты мотивированы доказанностью наличия в действиях предпринимателя состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом порядка привлечения к административной ответственности, а также отсутствием оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новое решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Податель кассационной жалобы полагает, что в его действиях отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения. Предприниматель указывает, что административный орган не установил нарушений
Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Положение N 1225),
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима). Предприниматель не присутствовал при проведении проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении объектов защиты и не был извещен административным органом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку такое уведомление не направлялось ему по месту регистрации - г. Волгодонск, ул. Гагарина, 9, кв. 130. Предприниматель полагает, что выявленные административным органом нарушения надлежит квалифицировать по
статье 20.4 Кодекса; за выявленные нарушения ответственность должно нести лицо, осуществлявшее капитальный ремонт и монтаж систем обеспечения пожарной безопасности учреждения, тогда как предприниматель принял указанные системы на обслуживание в уже эксплуатируемом здании; срок привлечения его к административной ответственности истек.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела в соответствии с договорами от 12.01.2015 N ТО/2015 на техническое обслуживание, предприниматель осуществляет техническое обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре, радиопередающих беспроводных устройств "ОКО" с выводом радиосигнала о срабатывании на пульт 49 ПЧС ФГКУ 1 отряд ФПС по Ростовской области, тревожной кнопки сигнализации (кнопка экстренного вызова полиции), а также осуществляет текущий ремонт систем, для поддержания работоспособности в МБОУ Краснодонская основная общеобразовательная школа, МБОУ Донская основная общеобразовательная школа, МБДОУ детский сад "Мишутка", МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей N 16 "Малышок", МБДОУ центра развития речи детского сада N 13 "Дюймовочка" (далее - проверяемые объекты).
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункты 7.74 и 7.77 в Своде правил 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" отсутствуют, имеются в виду пункты 7.74 и 7.77 СНиПа 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение". | |
В рамках исполнения поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Рогозина Д.О. от 22.09.2015 N РД-П4-6456, указания Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору от 02.10.2015 N 43-4737-19, в соответствии с перечнем образовательных учреждений Волгодонского района, отделение провело внеплановые мероприятия по надзору в отношении проверяемых объектов, в ходе которых выявило, что при техническом обслуживании систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей в случае пожара, в зданиях указанных школ и детских садов, предприниматель допустил нарушения лицензионных требований и условий при техническом обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных
Положением о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", а именно: не обеспечил исправное состояние систем противопожарной защиты, а именно: поступление сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации 26.11.2015 в 12 часов 04 минуты в здании МБОУ Краснодонская ООШ на пульт связи пожарной части 49 ПСЧ "ФГКУ "1 ОФПС по РО" (
часть 2, абзац 1, статьи 1,
статья 4,
часть 7, статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
пункт 61, Правил противопожарного режима в Российской Федерации); не обеспечил установку световых табло "Выход" на путях эвакуации из помещений непосредственно наружу - мастерской, спортивного зала, помещения "музея", в здании МБОУ Краснодонская ООШ (
пункты 5.3,
5.4 СНиПа 23-05-95,
пункты 7.74,
7.77 Свода правил 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности"; в части выполнения требуемых функций по контролю соединительных линий при обрыве, автоматические установки пожарной сигнализации, смонтированные на объектах МБОУ Краснодонская ООШ, МБОУ Донская ООШ, МБДОУ - детский сад N 16 "Малышок", МБДОУ ЦРР - детский сад N 13 "Дюймовочка" не привел в работоспособное состояние; при извлечении корпусов пожарных извещателей из розеток в здании МБОУ Краснодонская ООШ в помещении актового зала и коридоре первого этажа, в здании МБОУ Донская ООШ, в районе кабинета директора, в помещении актового зала МБДОУ детский сад N 16 "Малышок, в помещении коридора из музыкального зала в районе санитарного узла МБДОУ детский сад N 13 "Дюймовочка" сигналы о неисправности приемно-контрольные приборы не формируют (
пункт 61 Правил противопожарного режима); прибор управления системы пожарной автоматики "Карат" и прибор управления системы пожарной автоматики "Рапан" в здании МБОУ Донская ООШ, приемно-контрольный прибор системы пожарной автоматики "ВЭРС-ПК- \4" и ручной пожарный извещатель в здании МБДОУ детский сад N 16 "Малышок", прибор радиооборудования системы тревожной пожарной сигнализации ОКО З-А-01 и источник бесперебойного питания "Рапан" в здании МБДОУ детский сад N 16 "Малышок", приемно-контрольный прибор системы пожарной автоматики "Гранит-8" и прибор радиооборудования системы тревожной пожарной сигнализации ОКО З-А-01 в здании МБДОУ детский сад N 13 "Дюймовочка" установлены на расстоянии менее 50 мм друг от друга, либо вплотную друг к другу (
пункт 12.51, НПБ 88-2001,
пункт 13.14.8, СП 5.13130.2009); не произведен ремонт дымового пожарного извещателя, установленного в спортивном зале МБОУ Донская ООШ. Данный извещатель эксплуатируется без корпуса, что не позволяет извещателю фиксировать неисправности и загорания, а также формировать сигналы о загорании или неисправности (
пункт 61 Правил противопожарного режима); не обеспечена установка пожарных извещателей в здании МБДОУ детского сада N 15 "Мишутка" в подсобном помещении старшей группы, раздевалке, тамбуре эвакуационного выхода, подсобном помещении младшей группы, подсобном помещении, тамбуре эвакуационного выхода младше-средней группы, пищеблоке, кабинете завхоза, тамбуре эвакуационного выхода из кабинета завхоза.
По факту проверки составлены акты от 08.12.2015 N 103, 14.12.2015 N 115, 15.12.2015 N 102, 116 и 144.
Административный орган направил предпринимателю письмо-уведомление от 07.12.2015 N 5-6-11-29-516 о необходимости явки в орган государственного пожарного надзора в 14 часов 30 минут 28.12.2015 для составления протокола об административном правонарушении по
части 4 статьи 14.1 Кодекса, которое получено по адресу: г. Волгодонск, ул. Курчатова, 32, офис 214 (уведомление N 34735089007004).
28 декабря 2015 года отделение в отношении предпринимателя составило протокол об административном правонарушении N 0590-138/2015/1 по
части 4 статьи 14.1 Кодекса и направило материалы дела об административном правонарушении.
Установив, что предприниматель не обеспечил исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта автоматических установок пожарной сигнализации, нарушив требование
подпункта "д" пункта 4 Положения N 1225, а именно: не осуществил техническое обслуживание и ремонт системы автоматической пожарной сигнализации в соответствии с нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, создав угрозу причинения вреда жизни и здоровья граждан, административный орган сделал вывод о наличии в деянии предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 4 статьи 14.1 Кодекса, и обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности на основании указанной нормы права.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм
главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод о наличии в деянии предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена
частью 4 статьи 14.1 Кодекса. При этом судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Согласно
статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования представляют собой совокупность требований, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации.
В соответствии с
Положением N 1225 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдало предпринимателю лицензию от 10.05.2016 N 2/15911 на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Получив лицензию, предприниматель обязан был соблюдать лицензионные требования, установленные для данного вида деятельности.
Согласно
пункту 4 Положения N 1225, лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются, в частности: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг; д) выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со
статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
К грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных
пунктами "а" и (или)
"д" пункта 4 Положения, повлекшие за собой последствия, установленные
частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
В соответствии с
частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу
части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под требованиями пожарной безопасности понимают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (
статья 1 Закона N 69-ФЗ).
Судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что в соответствии с лицензионными условиями и условиями договора предприниматель должен соблюдать все требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации систем пожарной сигнализации и оповещения при пожаре, в соответствии со
статьей 20 Закона N 69-ФЗ. В силу
пункта 61 Правил при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. Согласно
приложению к Положению в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включены: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов; монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах; устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов; выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций; монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и, установив, что предприниматель не выполнил требования, предъявляемые к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленные нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со
статьей 20 Закона N 69-ФЗ, судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что выявленные в ходе проведения проверки нарушения требований действующего законодательства свидетельствуют о снижении уровня противопожарной защиты объекта, что ведет к возможности возникновения угрозы жизни и здоровью людей и нарушении права граждан на безопасность, защиту их жизни, здоровья и имущества и обоснованности квалификации совершенного предпринимателем деяния по
части 4 статьи 14.1 Кодекса.
При этом суды обоснованно исходили из того, что предприниматель не обеспечил исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта автоматических установок пожарной сигнализации, тогда как в соответствии с договорами от 12.01.2015 N ТО/2015 является ответственным лицом за техническое обслуживание средств пожарной сигнализации в проверяемых объектах и обязан был, осуществляя деятельность по техническому обслуживанию пожарной сигнализации на спорном объекте, выявить неисправности и несоответствия сигнализации требованиям нормативных актов в области пожарной безопасности и предпринять все зависящие от него меры для устранения выявленных нарушений.
Судебные инстанции проверили доводы предпринимателя об истечении срока привлечения к административной ответственности и обоснованно отклонили его, поскольку истечение срока давности привлечения к административной ответственности организации, проводившей монтаж противопожарной системы, само по себе не может свидетельствовать об истечении срока давности привлечения к административной ответственности предпринимателя.
Вменяемое предпринимателю правонарушение заключается в длительном непрекращающемся осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является длящимся, в связи с чем срок давности считается с момента выявления правонарушения и на момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истек.
Доказательства, свидетельствующие о том, что предприниматель принял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 4 статьи 14.1 Кодекса, а также доказательств объективной невозможности соблюдения требований действующего законодательства (
статья 2.1 Кодекса), предприниматель не представил, на что обоснованно указали судебные инстанции.
Суды оценили доводы предпринимателя, в том числе о привлечении его к административной ответственности с нарушением положений Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и дали им надлежащую правовую оценку.
Судебные инстанции указали на отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность предпринимателя, а также на отсутствие достаточных и надлежащих доказательств, свидетельствующих об исключительности случая совершенного предпринимателем административного правонарушения, возможности его квалификации в качестве малозначительного и применения
статьи 2.9 Кодекса. Кроме того, суды установили, что предприниматель ранее привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения, что свидетельствует о наличии отягчающего вину обстоятельства.
Административное наказание назначено предпринимателю в соответствии с требованиями
статей 3.1,
3.5,
4.1,
4.2 и
4.5 Кодекса, соразмерно совершенному правонарушению, отвечает принципам юридической ответственности.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод предпринимателя о том, что документы направлялись ему по ненадлежащему адресу со ссылкой на то, что юридическим адресом предпринимателя является: г. Волгодонск, ул. Гагарина, 9, кв. 130. Как видно из материалов дела, предприниматель, заключая договоры с МБОУ Краснодонская основная общеобразовательная школа, МБОУ Донская основная общеобразовательная школа, МБДОУ детский сад N 15 "Мишутка", МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N 16 "Малышок", МБДОУ ЦРР - детский сад N 13 "Дюймовочка" указал, что его почтовым адресом и фактическим местоположением является адрес: г. Волгодонск, пр. Курчатова, 32, офис, 214, по которому административный орган направлял ему документы и они были получены. Кроме того, как видно из материалов дела, почтовые отправления, направленные предпринимателю, в том числе судом, по адресу: г. Волгодонск, ул. Гагарина, 9, кв. 130, возвращены отправителям с отметкой отделения связи "истек срок хранения" и "отсутствие адресата".
Доводы предпринимателя выводы судебных инстанций не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.03.2016 и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2016 по делу N А53-486/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.ВОЛОВИК
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ