Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Верховного Суда РФ от 15.01.2015 N 308-АД14-4839 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.09.2014 по делу N А32-808/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за несоблюдение требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку нарушение установлено.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.09.2014 по делу N А32-808/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за несоблюдение требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку нарушение установлено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2014 г. по делу N А32-808/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Семей" (ИНН 2315006070, ОГРН 1032309087238) - Сивкова Г.Г. (доверенность от 05.01.2014), в отсутствие заинтересованного лица - Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (ИНН 2309090290, ОГРН 1042304979804), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Семей" на
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2014 (судья Погорелов И.А.) и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-808/2014, установил следующее.
ООО "Семей" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - управление) и заместителю Главного государственного инспектора г. Новороссийска по пожарному надзору Петрову И.И. о признании незаконным и отмене постановления от 27.12.2013 N 13 о привлечении к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде административного штрафа в размере 170 тыс. рублей.
Решением суда от 31.03.2014, оставленным без изменения
постановлением апелляционной инстанции от 02.07.2014, оспариваемое постановление признано незаконным в части назначения наказания в сумме 170 тыс. рублей штрафа, штраф уменьшен до 150 тыс. рублей ввиду наличия в деянии общества предусмотренного
части 4 статьи 20.4 Кодекса состава административного правонарушения, но несоразмерности размера наложенного штрафа степени тяжести и характеру совершенного обществом правонарушения.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и
постановление суда апелляционной инстанции, признать постановление от 27.12.2013 N 13 незаконным и отменить. По мнению подателя жалобы, доказательства загромождения эвакуационного выхода получены с нарушением требований Федерального
закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", фотографии сделаны без составления протокола осмотра помещений и находящихся там вещей и без участия понятых. Признание обществом вины в протоколе об административном правонарушении не заменяет обязанность управления доказать все элементы состава правонарушения. Несоответствие ширины выхода из помещения бытовки и высоты двери из торгового зала не может быть вменено обществу, поскольку общество является арендатором и не имеет права проводить в нем капитальный ремонт.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество арендует помещения магазина по адресу: г. Новороссийск, ул. Пограничная, 1.
На основании распоряжения главного государственного инспектора от 16.12.2013 N 886 в отношении общества проведена плановая проверка согласно плану проверок на 2013 год.
В ходе проверки выявлено нарушение обществом требований Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - закон N 123-ФЗ),
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила),
СП 1.13130.2009 и составлены акт от 21.12.2013 N 886 и протокол от 25.12.2013 об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена
частью 4 статьи 20.4 Кодекса.
Постановлением от 27.12.2013 N 13 по делу об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 170 тыс. рублей.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая требования общества, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно
части 4 статьи 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 150 до 200 тыс. рублей.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) определяет пожарную безопасность как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, а именно: руководители организаций обязаны в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно
статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проверки общества по соблюдению требований пожарной безопасности выявлены следующие нарушения: 1) двери эвакуационного выхода из помещения бытовки не обеспечивают безопасную эвакуацию людей, так как их ширина составляет менее 0,8 м; 2) эвакуационный путь загроможден колесами; 3) высота двери из торгового зала в служебные помещения менее 1,9 м; 4) отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Изучив все выявленные управлением нарушения, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в отношении ширины двери эвакуационного выхода из помещения бытовки и высоты двери из торгового зала наличие состава вмененного обществу правонарушения не доказано, так как требования к высоте и ширине эвакуационных выходов установлены
СП 1.13130.2009, который является документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения. Общество не принимало на себя обязательства по добровольному соблюдению требований
СП 1.13130.2009, поэтому основания для вменения ему в вину нарушения требований данного документа отсутствуют.
В отношении эпизодов, касающихся нарушения требований
пунктов 36 и
61 Правил (загромождение эвакуационных путей, отсутствие исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объекта), судебные инстанции правильно руководствовались следующим.
В соответствии с
пунктом 33 Правил при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). Согласно
подпункту "б" пункта 36 Правил при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (
пункт 61 Правил).
Исследовав материалы дела (распоряжение о проведении плановой проверки от 16.12.2013 N 886, акт плановой проверки от 21.12.2013 N 886 с фототаблицей, протокол об административном правонарушении от 25.12.2013, предписание административного органа от 21.12.2013 N 886/1/22), суды сделали правильный вывод, о доказанности управлением совершения обществом указанных нарушений.
Довод общества о наличии у него исполнительной документации на установки и системы противопожарной защиты объекта обоснованно отклонены, поскольку актом проверки и протоколом об административном правонарушении подтверждается отсутствие данной документации на объекте на момент проверки.
Суд апелляционной инстанции исследовал доводы общества о нарушении инспекцией в ходе проверки требований Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и обоснованно их отклонил.
Довод общества о недопустимости фотографий в качестве доказательств по делу, поскольку они сделаны без составления протокола осмотра помещений, обоснованно отклонен судами, так как фотоматериалы, представленные административным органом, являются приложением к акту проверки от 21.12.2013 N 886, о чем сделана соответствующая пометка.
Поскольку обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершенного административного правонарушения, наличия каких-либо препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 Кодекса.
Судебные инстанции не установили нарушение управлением порядка привлечения общества к административной ответственности.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые судебные инстанции оценили с соблюдением норм
главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу
статей 286 и
287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.03.2014 и
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу N А32-808/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.В.ПРОКОФЬЕВА