Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением ВАС РФ от 22.12.2010 N ВАС-17722/10 отказано в передаче дела N А26-864/2010 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
Название документа
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2010 по делу N А26-864/2010
Суд отказал ООО в признании незаконными действий лесничества, выразившихся в проведении осмотра арендуемых обществом земельных участков и составлении актов осмотра без участия представителей ООО, поскольку осмотр участка и составление акта сами по себе не влекут каких-либо материально-правовых последствий, затрагивающих права и интересы общества, не возлагают на него какие-либо обязанности, создающие препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.10.2010 по делу N А26-864/2010
Суд отказал ООО в признании незаконными действий лесничества, выразившихся в проведении осмотра арендуемых обществом земельных участков и составлении актов осмотра без участия представителей ООО, поскольку осмотр участка и составление акта сами по себе не влекут каких-либо материально-правовых последствий, затрагивающих права и интересы общества, не возлагают на него какие-либо обязанности, создающие препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2010 г. по делу N А26-864/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Константинова П.Ю., рассмотрев 26.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" на
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.04.2010 (судья Подкопаев А.В.) и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 (судьи Савицкая И.Г., Лопато И.Б., Тимошенко А.С.) по делу N А26-864/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Приоритет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий государственного учреждения Республики Карелия "Прионежское центральное лесничество" (далее - Лесничество), выразившихся в проведении осмотров арендуемых Обществом земельных участков и составлении актов их осмотра без участия представителей Общества.
Решением от 05.04.2010, оставленным без изменения
постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2010, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит указанные решение и
постановление отменить; принять по делу новый судебный акт о признании указанных действий Лесничества не соответствующими требованиям Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон), а также административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 26.03.2009 N 291.
По мнению подателя жалобы, указанная проверка проведена Лесничеством без извещения Общества, что в соответствии с положениями
Закона является грубым нарушением предпринимательских прав заявителя независимо от наступления негативных материальных последствий.
В связи с этим Общество считает необоснованным вывод нижестоящих судов о недоказанности факта нарушения прав и законных интересов заявителя действиями Лесничества.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со
статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Государственный комитет Республики Карелия по лесу (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 07.12.2007 аренды лесного участка площадью 7837 кв.м, находящегося в государственной собственности и расположенного в Деревянском лесничестве Петрозаводского лесхоза.
Инспектор Лесничества 30.11.2009 провел осмотр части используемого Обществом земельного участка, а именно: квартала 33 выдела 19, квартала 74 выдела 11 и квартала 75 выдела 23.
По результатам осмотра были составлены акты от 30.11.2009, в которых зафиксированы нарушения
Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
Считая действия Лесничества по проведению указанных осмотров и составлению актов в одностороннем порядке незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, признав их необоснованными.
Согласно
части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания действий Лесничества незаконными необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов Общества.
В силу
пункта 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).
В соответствии с
пунктом 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора.
Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки (
статья 23 ЛК РФ).
Осуществление государственного лесного контроля и надзора, целью которых является обеспечение соблюдения лесного законодательства, регулируется положениями
главы 12 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно
статье 96 ЛК РФ государственным лесным инспекторам и лесничим предоставлены права: осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков; предъявлять юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений; предъявлять иски в арбитражный суд в пределах их компетенции и осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
В силу
пункта 12 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (далее - Положение), проведение государственного лесного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, ее территориальными органами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Из приведенных норм следует, что Лесничество в рамках осуществления государственного лесного контроля и надзора вправе проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения Обществом лесного законодательства на их основании составлять акты осмотра.
Как правильно указал суд первой инстанции, сами по себе осмотр участка и составление акта как таковые не влекут каких-либо материально-правовых последствий, затрагивающих права и интересы арендатора, не возлагают на него какие-либо обязанности, создающие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, оспариваемые действия Лесничества не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и основания для признания их незаконными отсутствуют.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция приходит к выводу, что суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права и подлежат отклонению в связи со следующим.
В соответствии с
пунктом 16 Положения мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований
Закона.
Пунктами 1,
2 и
3 статьи 21 Закона установлены права представителей юридических лиц непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным
законом; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций обоснованно установили, что факт нарушения процедуры проведения проверки, в частности проведение осмотра без участия Общества и без предъявления документа, являющегося основанием для проведения проверки, имеет значение для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к ответственности за нарушение требований лесного законодательства и наложения штрафа.
Согласно
пункту 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Материалами дела подтверждается, что заявитель не представил доказательств того, что несоблюдение Лесничеством требований
Закона уже на стадии проведения проверки повлекло нарушение прав Общества в сфере предпринимательства.
Ввиду отсутствия предусмотренных
статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов решение от 05.04.2010 и
постановление от 06.07.2010 должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь
статьями 286,
287,
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.04.2010 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по делу N А26-864/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приоритет" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.М.РУДНИЦКИЙ
Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ