Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2012 по делу N А56-4063/2011
Требование: О расторжении договора аренды участков лесного фонда и взыскании задолженности и пеней.
Обстоятельства: Арендодатель ссылается на неисполнение арендатором обязанности по внесению арендной платы с учетом повышающего коэффициента и представлению отчетов об охране, защите и воспроизводству лесов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку условие об увеличении арендной платы не подлежит применению ввиду исключения его из вновь заключенного сторонами договора, а представление отчетов до начала предполагаемого срока пользования лесным участком не требуется.


Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2012 по делу N А56-4063/2011
Требование: О расторжении договора аренды участков лесного фонда и взыскании задолженности и пеней.
Обстоятельства: Арендодатель ссылается на неисполнение арендатором обязанности по внесению арендной платы с учетом повышающего коэффициента и представлению отчетов об охране, защите и воспроизводству лесов.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку условие об увеличении арендной платы не подлежит применению ввиду исключения его из вновь заключенного сторонами договора, а представление отчетов до начала предполагаемого срока пользования лесным участком не требуется.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 2012 г. по делу N А56-4063/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Кудина А.Г., при участии от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Васильева М.С. (доверенность от 10.01.2012), от общества с ограниченной ответственностью "Альбион" Горелкина С.А. (доверенность от 01.03.2011), рассмотрев 07.02.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2011 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А56-4063/2011,
установил:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Альбион", место нахождения: Ленинградская область, Выборгский район, поселок Ленинское, ОГРН 1037835078533 (далее - Общество), о расторжении договора аренды от 22.05.2008 N 2-2008-05-10-Р и о взыскании за период с 2008 года по первый квартал 2011 года 791 090 руб. 96 коп. задолженности и 132 642 руб. 55 коп. пени в федеральный бюджет, а также 158 218 руб. 19 коп. задолженности и 26 526 руб. 48 коп. пени в бюджет Ленинградской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение "Управление лесами Ленинградской области".
Решением суда первой инстанции от 06.05.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.10.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, Обществом нарушены условия договора, влекущие его расторжение.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы жалобы, представитель Общества просил в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в соответствии с протоколом о результатах лесного конкурса на право заключения договора аренды участков лесного фонда от 15.12.2006 N 94 и на основании договора от 25.12.2006 N 76 федеральным государственным учреждением "Рощинский опытный лесхоз" Обществу в аренду сроком на 49 лет предоставлен лесной участок площадью 28 га, находящийся в квартале N 66 Тарасовского лесничества.
Указанными протоколом (пункт 6) и договором (пункт 4.2.19) предусмотрена обязанность арендатора вносить действующую арендную плату с увеличением на коэффициент 1,05.
Государственная регистрация договора аренды произведена в установленном порядке 19.01.2007, лесной участок передан арендатору по передаточному акту от 25.12.2006.
В целях приведения договора аренды в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) указанный договор переоформлен путем заключения между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и Обществом договора аренды лесного участка от 22.05.2008 N 2-2008-05-10-Р. Государственная регистрация данного договора произведена 06.05.2009.
В соответствии с пунктом 15 договора арендатор в случае возникновения на участке лесного пожара обеспечивает его тушение, а также обязан осуществлять противопожарное обустройство лесов (подпункт "е"); представлять отчеты об использовании лесов арендодателю (подпункт "н"); выполнять условия протокола лесного конкурса от 15.12.2006 N 94, если иное не предусмотрено настоящим договором (подпункт "о").
Согласно пункту 5 договора к арендной плате установлен коэффициент 1,2.
В случае нарушения стороной условий договора (пункт 26), неуплаты арендной платы в установленные сроки (пункт 27) договор может быть расторгнут судом.
Претензионным письмом от 17.12.2010 N 3045 Комитет предложил Обществу до 19.01.2011 исполнить обязательства, предусмотренные пунктом 15 договора, погасить образовавшуюся задолженность, а в случае невыполнения обязанностей по договору - расторгнуть его досрочно и возвратить арендуемый лесной участок по акту приема-передачи в указанный срок.
Письмом от 17.01.2011 арендатор отклонил претензию, указав на исполнение всех обязанностей, предусмотренных договором. К письму приложены отчеты по установленной форме об использовании лесов, об охране и защите лесов за октябрь - декабрь 2010 года.
Сославшись на внесение Обществом арендной платы без учета повышающего коэффициента, установленного протоколом лесного конкурса, неосуществление им противопожарных мероприятий и непредставление отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, установив, что требование об увеличении арендной платы на повышающий коэффициент 1,05 неправомерно, не усмотрев иных оснований для расторжения договора, в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено названным Кодексом.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды участка лесного фонда.
Статьей 619 ГК РФ предусмотрено, что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату (пункт 3). Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с частью 3 статьи 51 ЛК РФ невыполнение осуществляющими использование лесов гражданами и юридическими лицами лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков.
В данном случае арбитражными судами первой и апелляционной инстанций установлено, что содержащееся в протоколе о результатах лесного конкурса от 15.12.2006 N 94 условие об увеличении арендной платы на коэффициент 1,05 не подлежит применению, поскольку из вновь заключенного договора аренды данное условие исключено.
Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что ранее заключенные договоры аренды лесных участков до 01.01.2009 должны быть приведены в соответствие с ЛК РФ.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258.
Согласно пункту 10 названного Порядка при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с ЛК РФ не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
Приняв во внимание, что коэффициент 1,05, установленный протоколом о результатах лесного конкурса и договором аренды от 25.12.2006, не включен сторонами в условия договора от 22.05.2008, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что применению подлежит только коэффициент 1,2, установленный новым договором аренды.
Судами первой и апелляционной инстанций также установлено и материалами дела подтверждается, что проект освоения лесов на арендуемом лесном участке составлен Обществом, проект имеет положительное заключение государственной экспертной комиссии от 25.12.2009 N 62-РЕК, данное заключение утверждено распоряжением Комитета от 25.12.2009 N 1016.
В соответствии с условиями договора арендатор обязан осуществлять работы по обеспечению пожарной безопасности арендуемого участка, предусмотренные проектом освоения лесов, в объемах и по срокам, указанным в приложении N 6 (подпункт "з" пункта 15).
В приложении N 6 к договору аренды не указаны работы по обеспечению пожарной безопасности, а согласно пункту 4.1 проекта освоения лесов создание новых объектов лесной инфраструктуры не планируется.
Учитывая, что в силу части 2 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов, суды пришли к выводу о необоснованности иска о расторжении договора аренды по причине неосуществления противопожарных мероприятий ответчиком.
Согласно статье 49 ЛК РФ форма отчета об использовании лесов и порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 Порядка представления отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении (утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 09.07.2007 N 175) отчеты представляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с ЛК РФ использование лесов, а также мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению.
В силу статьи 26 ЛК РФ, пунктов 2, 14 Порядка заполнения и подачи лесной декларации (утверждена приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08.12.2008 N 529) лесная декларация подается в уполномоченный орган лесопользователем не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока пользования лесным участком. Использование лесного участка лицом, не подавшим лесную декларацию в установленные сроки, является незаконным.
Установив, что Обществом в Комитет подана лесная декларация от 21.10.2010, согласно которой арендатор с 31.10.2010 приступает к использованию лесного участка, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представление отчетов до начала предполагаемого срока пользования лесным участком не требуется. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Судами указано, что вопреки части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств того, что Общество приступило к использованию лесного участка до подачи лесной декларации, Комитетом не представлено.
Полно и всесторонне исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для расторжения спорного договора.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, а доводы жалобы фактически сводятся к необходимости их переоценки, установлению новых обстоятельств, что в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.05.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2011 по делу N А56-4063/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
Т.В.КЛИРИКОВА
А.Г.КУДИН