Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2015 по делу N А66-17766/2014
Требование: Об обязании демонтировать забор на арендуемом лесном участке.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что в нарушение условий договора аренды спорный лесной участок огорожен забором в виде металлической сетки на деревянных столбах.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтверждено, что забор возведен арендатором в границах арендуемого им участка.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2015 по делу N А66-17766/2014
Требование: Об обязании демонтировать забор на арендуемом лесном участке.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено, что в нарушение условий договора аренды спорный лесной участок огорожен забором в виде металлической сетки на деревянных столбах.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтверждено, что забор возведен арендатором в границах арендуемого им участка.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2015 г. по делу N А66-17766/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О., рассмотрев 26.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вал" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу N А66-17766/2014 (судьи Романова А.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.),
установил:
Министерство лесного хозяйства Тверской области, место нахождения: 170000, Тверская обл., г. Тверь, пер. Свободный, д. 9; ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском (с учетом уточнения требований) к обществу с ограниченной ответственностью "Вал", место нахождения: 125599, Москва, ул. Маршала Федоренко, д. 15; ОГРН 1097746355596, ИНН 7743746514 (далее - ООО "Вал", Общество), о возложении обязанности демонтировать возведенный забор на арендуемом лесном участке в квартале 7 выделы 5,6 Пригородного участкового лесничества (по юго-восточной стороне лесного участка - забор протяженностью 100 м, по юго-западной стороне лесного участка забор - протяженностью 410 м, по северо-западной стороне лесного участка - забор протяженностью 150 м) и в квартале 2 выделе 1 государственного казенного учреждения "Кашинское лесничество Тверской области" (по юго-восточной стороне лесного участка - забор протяженностью 64 м, по юго-западной стороне лесного участка - забор протяженностью 105 м) и провести рекультивацию земель в месте размещения забора.
Решением от 23.03.2015 суд отказал в удовлетворении иска.
Постановлением от 23.06.2015 апелляционный суд отменил решение от 23.03.2015 в части отказа в удовлетворении требования о демонтаже возведенного забора на арендуемом лесном участке в квартале 7 выделе 5,6 Пригородного участкового лесничества (по юго-восточной стороне лесного участка забор протяженностью 100 м, по юго-западной стороне лесного участка забор протяженностью 410 м, по северо-западной стороне лесного участка забор протяженностью 150 м) и в квартале 2 выделе 1 государственного казенного учреждения "Кашинское лесничество Тверской области" (по юго-восточной стороне лесного участка забор протяженностью 64 м, по юго-западной стороне лесного участка забор протяженностью 105 м). Апелляционный суд обязал Общество в тридцатидневный срок с даты принятия настоящего постановления:
1) демонтировать возведенный забор на арендуемом лесном участке в квартале 7 выделе 5,6 Пригородного участкового лесничества:
- по юго-восточной стороне лесного участка забор протяженностью 100 м;
- по юго-западной стороне лесного участка забор протяженностью 410 м;
- по северо-западной стороне лесного участка забор протяженностью 150 м
2) демонтировать возведенный забор на арендуемом лесном участке в квартале 2 выделе 1 Калязинского участкового лесничества государственного казенного учреждения "Кашинское лесничество Тверской области":
- по юго-восточной стороне лесного участка забор протяженностью 64 м;
- по юго-западной стороне лесного участка забор протяженностью 105 м в виде металлической сетки на деревянных столбах.
Суд апелляционной инстанции в остальной части решение суда 23.03.2015 оставил без изменения. Апелляционный суд взыскал с Общества в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 11 000 руб. за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
В кассационной жалобе ООО "Вал", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление от 23.06.2015 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указывает на то, что судом апелляционной инстанции не установлен факт нахождения ограждения на участке, принадлежащим Обществу.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить постановление апелляционного суда без изменения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба с учетом ходатайства Общества и Министерства рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, между Обществом и Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области заключен договор от 30.12.2009 N 9 аренды лесного участка в составе земель лесного фонда площадью 4,2 га, имеющего местоположение: Тверская область, Кашинское лесничество, Пригородное участковое лесничество (по материалам лесоустройства Калязинский лесхоз Пригородное лесничество) квартал 7 выделы 5,6 в пределах кадастрового номера 69:11:00 00 00:0005. Участок предоставлен Обществу в аренду для осуществления рекреационной деятельности. Также между Обществом и Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области заключен договор от 04.12.2009 N 2 аренды лесного участка площадью 3,3 га, имеющего местоположение: Тверская область, Кашинское лесничество (по материалам лесоустройства СПК "Родина") квартал 2 выдел 1, кадастровый (условный) номер 69-69-01/029/2008-393.
В ходе проведенного 08.04.2014 обследования арендованных лесных участков установлено, что арендуемый лесной участок в квартале 7 выделы 5, 6 Пригородного участкового лесничества огорожен забором в виде металлической сетки на деревянных столбах (со стороны береговой линии реки Волги лесной участок не огорожен): по юго-восточной стороне лесного участка - забор протяженностью 100 м, по юго-западной стороне лесного участка забор - протяженностью 410 м, по северо-западной стороне лесного участка забор - протяженностью 150 м. Общая протяженность забора составляет 660 м.
На арендуемом участке по юго-восточной границе лесного участка в выделе 1 квартала 2 Калязинского участкового лесничества установлен забор в виде металлической сетки на деревянных столбах: по юго-восточной стороне лесного участка - забор протяженностью 64 м, по юго-западной стороне лесного участка - забор протяженностью 105 м. Общая протяженность забора составляет 169 м.
В соответствии с пунктами 2.1 заключенных ответчиком договоров аренды использование арендованного участка в целях и способами, которые противоречат требованиям действующего законодательства, не допускается.
Пунктом 2.3 договоров предусмотрено право граждан свободно пребывать на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности, для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья.
Пунктом 4.4.1 договоров предусмотрено, что Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством и нормативными правовыми актами и настоящим договором.
Полагая, что Общество не исполнило вышеуказанные условия договора Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о демонтаже забора на указанных участках и рекультивации земель в месте размещения забора.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, указав на отсутствие документов, подтверждающих тот факт, что забор действительно находится в границах арендуемых лесных участков.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о демонтаже возведенного забора и обязал Общество демонтировать забор, а в остальной части оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, а не пункт 6 части 1 статьи 833.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 833 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) Министерство осуществляет переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 ЛК РФ.
Министерство действует также на основании положения, утвержденного постановлением правительства Тверской области от 17.10.2011 N 72-пп "Об утверждении положения о Министерстве лесного хозяйства Тверской области".
Согласно части 1 статьи 46 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
В силу части 4 статьи 11 ЛК РФ пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено только в целях обеспечения:
пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
безопасности граждан при выполнении работ (часть 5 статьи 11 ЛК РФ).
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным данной статьей, не допускается (часть 6 статьи 11 ЛК РФ).
Согласно части 8 статьи 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных названным Кодексом.
В Определении от 29.05.2012 N 1147-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. В порядке развития указанных конституционных гарантий законодатель, устанавливая специальный правовой режим лесного фонда, закрепил в статье 11 ЛК РФ как право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах (часть 1), так и гарантии для реализации этого права, запретив лицам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также огораживать их, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом (часть 8).
Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации устанавливает право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах для собственных нужд, не допускает запрета или ограничения пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьей 11 ЛК РФ, и вводит запрет на огораживание лесных участков в случаях, не предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Общество как арендатор участков лесного фонда обязано соблюдать указанные условия договоров и требования Лесного кодекса Российской Федерации, не допуская незаконного огораживания арендуемых земельных участков.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции правомерно приняты во внимание следующие обстоятельства.
Министерство в качестве доказательств нахождения заборов в границах арендуемых лесных участков представило результаты проведенной в отношении Общества плановой выездной проверки (осмотры лесных участков от 08.04.2014, акт проверки от 24.04.2014 N 18-п), постановление о назначении административного наказания от 28.07.2014 N 251-1/2014, вынесенное Министерством в отношении Общества, планы лесных участков, постановление по делу об административном правонарушении от 21.08.2014, вынесенное в отношении Общества мировым судьей судебного участка N 424 района Западное Дегунино г. Москвы.
Министерством на основании приказа от 25.02.2014 N 18-п проведена выездная плановая проверка в период с 28.03.2014 по 24.04.2014, в результате которой установлено, что арендуемый лесной участок выделы 5,6 квартала 7 Пригородного участкового лесничества огорожен забором в виде металлической сетки на деревянных столбах (со стороны береговой линии реки Волги лесной участок не огорожен):
- по юго-восточной стороне лесного участка протяженность забора составила 100 м;
- по юго-западной стороне лесного участка - 410 м;
- по северо-западной стороне лесного участка - 150 м.
Общая протяженность забора, установленного на лесном участке в выделах 5,6 квартала 7 Пригородного участкового лесничества, составляет 660 м.
В ходе названной проверки также установлено, что на арендуемом лесном участке в выделе 1 квартала 2 Калязинского участкового лесничества установлен забор в виде металлической сетки на деревянных столбах, далее под прямым углом от выдела 1 квартала 2 Калязинского участкового лесничества также установлен забор протяженностью 105 м в виде металлической сетки на деревянных столбах.
Результаты осмотра арендуемых Обществом лесных участков отражены в актах от 08.04.2014 и от 24.04.2014.
На основании данных актов Обществу выдано предписание от 24.04.2014 о проведении работ по сносу возведенных заборов.
Общество было извещено надлежащим образом о дате и времени обследования лесных участков, переданных ему в аренду, однако представителя не направило.
Между тем, получив акты осмотра, Общество не представило в Министерство возражений о том, что на арендуемых им лесных участках отсутствуют какие-либо заборы.
Предписание Министерства от 24.04.2014 о проведении работ по сносу возведенных заборов Общество не обжаловало.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 424 района Западное Дегунино г. Москвы Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа за неисполнение предписания Министерства от 24.04.2014.
Данное постановление Обществом также не обжаловано.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о достаточности доказательств расположения заборов в границах арендуемых Обществом земельных участков.
В кассационной жалобе Общество ссылается на то, что истцом не доказан тот факт, что заборы возведены в границах арендуемых лесных участков.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В пунктах 1.2 данных договоров отражено местоположение передаваемых в аренду лесных участков.
В пунктах 1.4 договоров аренды лесного участка N 2 и N 9 указано, что схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях 1 и 2 к договорам (границы лесного участка определены на кадастровом плане лесного участка, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора).
Общество, принимая в 2009 году участие в аукционе и заключая по его результатам договоры аренды лесных участков, а также принимая по акту приема передачи лесные участки, не обратилось в Министерство с заявлениями об определении границ лесных участков на местности.
Доказательств того, что Общество не располагало сведениями о фактическом местонахождении спорных участков, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Кроме того, Общество в ходе рассмотрения дела не заявляло ходатайств о назначении соответствующих экспертиз, а сослалось на необходимость, по его мнению, проведения землеустроительной экспертизы только при подаче кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах дела суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требования Министерства в части обязания Общества произвести демонтаж заборов.
Доводы жалобы фактически направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судом кассационной инстанции, что в соответствии со статьями 286 - 287 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу N А66-17766/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вал" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.А.САМСОНОВА
Судьи
Л.Б.МУНТЯН
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ