Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2015 N А66-17766/2014 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу N А66-17766/2014
Требование: О возложении обязанности демонтировать возведенный забор на арендуемом лесном участке.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 по делу N А66-17766/2014
Требование: О возложении обязанности демонтировать возведенный забор на арендуемом лесном участке.
Решение: Судом первой инстанции в удовлетворении требования отказано. Решение первой инстанции отменено в части. В этой части требование удовлетворено.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2015 г. по делу N А66-17766/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 июня 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23 марта 2015 года по делу N А66-17766/2014 (судья Басова О.А.),
установил:
Министерство лесного хозяйства Тверской области (место нахождения: 170000, Тверская обл., г. Тверь, пер. Свободный, д. 9; ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Вал" (место нахождения: 125599, Москва, ул. Маршала Федоренко, д. 15; ОГРН 1097746355596, ИНН 7743746514; далее - Общество) о возложении обязанности демонтировать возведенный забор на арендуемом лесном участке в квартале 7 выделы 5,6 Пригородного участкового лесничества (по юго-восточной стороне лесного участка - забор протяженностью 100 м, по юго-западной стороне лесного участка забор - протяженностью 410 м, по северо-западной стороне лесного участка - забор протяженностью 150 м) и в квартале 2 выделе 1 государственного казенного учреждения "Кашинское лесничество Тверской области" (по юго-восточной стороне лесного участка - забор протяженностью 64 м, по юго-западной стороне лесного участка - забор протяженностью 105 м) и провести рекультивацию земель в месте размещения забора (с учетом принятых уточнений в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23.03.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. Податель жалобы ссылается на то, что постановлением мирового судьи судебного участка N 424 района Западное Дегунино г. Москвы от 21.08.2014 Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. Министерством в отношении Общества приняты все исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений и восстановление прав граждан в части свободного пребывания и передвижения по участкам лесного фонда, однако в настоящее время нарушения не устранены.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, Министерство направило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон в соответствии со
статьями 123,
156,
266 АПК РФ.
Общество в отзыве на жалобу против доводов жалобы возражало.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договора аренды лесного участка от 30.12.2009 N 9, заключенного с Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, является арендатором лесного участка в составе земель лесного фонда площадью 4,2 га, имеющего местоположение: Тверская область, Кашинское лесничество, Пригородное участковое лесничество (по материалам лесоустройства Калязинский лесхоз Пригородное лесничество) квартал 7 выделы 5,6 в пределах кадастрового номера 69:11:00 00 00:0005. Участок предоставлен Обществу в аренду для осуществления рекреационной деятельности. Также между Обществом и Департаментом управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области заключен договор аренды лесного участка от 04.12.2009 N 2, по условиям которого ответчик арендует лесной участок площадью 3,3 га, имеющий местоположение: Тверская область, Кашинское лесничество (по материалам лесоустройства СПК "Родина") квартал 2 выдел 1, кадастровый (условный) номер 69-69-01/029/2008-393.
В ходе обследования арендованных лесных участков, проведенного 08.04.2014, установлено, что арендуемый лесной участок в квартале 7 выделы 5,6 Пригородного участкового лесничества огорожен забором в виде металлической сетки на деревянных столбах (со стороны береговой линии реки Волги лесной участок не огорожен): по юго-восточной стороне лесного участка - забор протяженностью 100 м, по юго-западной стороне лесного участка забор - протяженностью 410 м, по северо-западной стороне лесного участка забор - протяженностью 150 м. Общая протяженность забора составляет 660 м.
На арендуемом участке по юго-восточной границе лесного участка в выделе 1 квартала 2 Калязинского участкового лесничества установлен забор в виде металлической сетки на деревянных столбах: по юго-восточной стороне лесного участка - забор протяженностью 64 м, по юго-западной стороне лесного участка - забор протяженностью 105 м. Общая протяженность забора составляет 169 м.
В соответствии с пунктами 2.1 заключенных ответчиком договоров аренды использование арендованного участка в целях и способами, которые противоречат требованиям действующего законодательства, не допускается.
Пунктом 2.3 договоров предусмотрено право граждан свободно пребывать на лесном участке, переданном в аренду для осуществления рекреационной деятельности, для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья.
Пунктом 4.4.1 договоров предусмотрено, что Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством и нормативными правовыми актами и настоящим договором.
Неисполнение Обществом вышеуказанных условий договора послужило основанием для обращения Министерства в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований на том основании, что истцом не представлены доказательства расположения заборов в границах арендуемых ответчиком лесных участков.
Апелляционная инстанция не может согласиться с обжалуемым судебным актом ввиду следующего.
Согласно
статье 41 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
В соответствии с
частью 1 статьи 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных
настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом (часть 8 названной статьи).
Таким образом, Общество как арендатор участков лесного фонда обязано соблюдать указанные условия договоров и требования
ЛК РФ, не допуская незаконного огораживания арендуемых земельных участков.
В соответствии со
статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Министерство в качестве доказательств нахождения заборов в границах арендуемых лесных участков представило результаты проведенной в отношении Общества плановой выездной проверки (осмотры лесных участков от 08.04.2014, акт проверки от 24.04.2014 N 18-п), постановление о назначении административного наказания от 28.07.2014 N 251-1/2014, вынесенное Министерством в отношении Общества, планы лесных участков, постановление по делу об административном правонарушении от 21.08.2014, вынесенное в отношении Общества мировым судьей судебного участка N 424 района Западное Дегунино г. Москвы.
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции, что перечисленные документы (ни каждый в отдельности, ни в совокупности) не подтверждают однозначно тот факт, что спорные заборы действительно находятся в границах арендуемых лесных участков.
В пунктах 1.1 договоров аренды лесного участка N 2 и N 9 указано, что они заключены по результатам аукциона.
В пунктах 1.2 данных договоров отражено местоположение передаваемых в аренду лесных участков.
В пунктах 1.4 договоров аренды лесного участка N 2 и N 9 указано, что схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях 1 и 2 к договорам (границы лесного участка определены на кадастровом плане лесного участка, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора).
Общество, принимая в 2009 году участие в аукционе и заключая по его результатам договоры аренды лесных участков, а также принимая по акту приема передачи лесные участки, не обратилось в Министерство с заявлениями об определении границ лесных участков на местности, то есть Общество имело четкое представление, какие лесные участки оно будет использовать и в каких границах.
Министерством на основании приказа от 25.02.2014 N 18-п проведена выездная плановая проверка в период с 28.03.2014 по 24.04.2014, в результате которой установлено, что арендуемый лесной участок выделы 5,6 квартала 7 Пригородного участкового лесничества огорожен забором в виде металлической сетки на деревянных столбах (со стороны береговой линии реки Волги лесной участок не огорожен):
- по юго-восточной стороне лесного участка протяженность забора составила 100 м;
- по юго-западной стороне лесного участка - 410 м;
- по северо-западной стороне лесного участка - 150 м.
Общая протяженность забора, установленного на лесном участке в выделах 5,6 квартала 7 Пригородного участкового лесничества, составляет 660 м.
Также установлено, что на арендуемом лесном участке в выделе 1 квартала 2 Калязинского участкового лесничества установлен забор в виде металлической сетки на деревянных столбах, далее под прямым углом от выдела 1 квартала 2 Калязинского участкового лесничества также установлен забор протяженностью 105 м в виде металлической сетки на деревянных столбах.
Результаты осмотра арендуемых Обществом лесных участков отражены в актах от 08.04.2014 и от 24.04.2014.
На основании данных актов Обществу выдано предписание от 24.04.2014 о проведении работ по сносу возведенных заборов.
Общество было извещено надлежащим образом о дате и времени обследования лесных участков, переданных ему в аренду, однако представителя не направило. Получив акты осмотра, Общество не представило в Министерство никаких возражений о том, что на арендуемых им лесных участках отсутствуют какие-либо заборы.
Предписание Министерства от 24.04.2014 о проведении работ по сносу возведенных заборов Общество не обжаловало.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 424 района Западное Дегунино г. Москвы Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа за неисполнении предписания Министерства от 24.04.2014.
Данное постановление Обществом также не обжаловано.
В рамках настоящего дела в первоначальных отзывах на иск Общество не оспаривало факт возведения заборов на арендуемых им лесных участках, но в обоснование возражений ссылалось на то, что ограждение в виде металлической сетки на деревянных столбах не является объектом недвижимого имущества и не подлежит сносу как самовольная постройка (т. 1, л. 129 - 130; т. 2. л. 47).
Позднее Общество в качестве своих возражений в суде первой инстанции заявило, что заборы возведены с целью обеспечения пожарной и санитарной безопасности, при этом для прохода граждан оставлено достаточно места.
В качестве дополнительного аргумента в обоснование своих возражений Общество указало на то, что истцом не доказан тот факт, что заборы возведены в границах арендуемых лесных участков (т. 2, л. 60 - 69).
Таким образом, позиция Общества в ходе рассмотрения дела была непоследовательной и противоречивой.
Апелляционный суд, оценив в порядке
статей 68,
69,
71 АПК РФ представленные истцом акты осмотров, предписания, постановление мирового судьи, считает их допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными доказательствами факта нахождения спорных заборов на арендуемых Обществом лесных участках.
Министерство осуществляет переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (
пункт 6 части 1 статьи 833 ЛК РФ) полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 36 и
37 статьи 81 ЛК РФ.
Министерство действует на основании положения, утвержденного постановлением правительства Тверской области от 17.10.2011 N 72-пп "Об утверждении положения о Министерстве лесного хозяйства Тверской области".
Согласно
части 1 статьи 46 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с
пунктом 12 части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в
части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, Установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.
Тот факт, что ответчик не оспаривал постановление по делу об административном правонарушении в судебном порядке, по мнению апелляционного суда, свидетельствует в пользу вывода о том, что Общество признавало факт нахождения самовольно возведенных заборов именно на арендуемых, а не на смежных лесных участках.
В связи с этим судом первой инстанции также неправомерно не приняты во внимание ссылки истца на протокол об административном правонарушении от 28.07.2014 N 18-ДЛ и постановление о назначении административного наказания от 26.09.2014 N 352-1/2014, составленные (вынесенные) по результатам той же проверки в отношении должностного лица - генерального директора Общества.
Апелляционный суд считает, что не требуется иных, помимо представленных Министерством, доказательств расположения заборов, в границах арендуемых ответчиком лесных участков.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении требования Министерства о демонтаже заборов. В указанной части решение суда следует отменить, заявленное требование - удовлетворить.
Доводу Общества о том, что возведение заборов на лесных участках возможно в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка как несостоятельному.
В то же время апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения требования Министерства о рекультивации ответчиком земель в месте размещения заборов.
В соответствии с ГОСТ 175.1-01-83 рекультивация земель представляет собой комплекс работ, направленный на восстановление продуктивности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды. При этом необходимость проведения рекультивации в ходе производственной деятельности предусмотрена Федеральным
законом от 10.01.2001 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Земельным
кодексом Российской Федерации, а также
постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании природного слоя почвы" и Основными
положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67.
Таким образом, основным условием для удовлетворения требования Министерства об обязании ответчика выполнить рекультивацию земель является наличие доказательств уничтожения Обществом плодородного слоя почвы в месте установки заборов. В материалы дела такие доказательства не представлены, данное требование заявлено преждевременно и удовлетворению не подлежит.
В связи с частичным удовлетворением иска государственная пошлина за рассмотрение иска и апелляционной жалобы подлежит взысканию с ответчика с учетом положений
статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь
статьями 110,
268,
269,
270,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23 марта 2015 года по делу N А66-17766/2014 отменить в части отказа в удовлетворении требования о демонтаже возведенного забора на арендуемом лесном участке в квартале 7 выделе 5,6 Пригородного участкового лесничества (по юго-восточной стороне лесного участка забор протяженностью 100 м, по юго-западной стороне лесного участка забор протяженностью 410 м, по северо-западной стороне лесного участка забор протяженностью 150 м) и в квартале 2 выделе 1 государственного казенного учреждения "Кашинское лесничество Тверской области" (по юго-восточной стороне лесного участка забор протяженностью 64 м, по юго-западной стороне лесного участка забор протяженностью 105 м).
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Вал" в тридцатидневный срок с даты принятия настоящего постановления:
1) демонтировать возведенный забор на арендуемом лесном участке в квартале 7 выделе 5,6 Пригородного участкового лесничества:
- по юго-восточной стороне лесного участка забор протяженностью 100 м;
- по юго-западной стороне лесного участка забор протяженностью 410 м;
- по северо-западной стороне лесного участка забор протяженностью 150 м.
2) демонтировать возведенный забор на арендуемом лесном участке в квартале 2 выделе 1 Калязинского участкового лесничества государственного казенного учреждения "Кашинское лесничество Тверской области":
- по юго-восточной стороне лесного участка забор протяженностью 64 м;
- по юго-западной стороне лесного участка забор протяженностью 105 м в виде металлической сетки на деревянных столбах.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Вал" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 11 000 руб. за рассмотрение иска и апелляционной жалобы.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.РОМАНОВА
Судьи
Н.В.ЧЕРЕДИНА
А.Н.ШАДРИНА