Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 11.09.2017 N 307-КГ17-11899 отказано в передаче дела N А52-2282/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.2017 N Ф07-3236/2017 по делу N А52-2282/2016
Требование: О признании частично недействительным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Предписание вынесено в связи с установлением факта реализации обществом в магазине, расположенном на первом этаже жилого дома, алкогольной продукции.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку действующим законодательством не установлен запрет на реализацию алкогольной продукции на первых этажах жилых домов.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.2017 N Ф07-3236/2017 по делу N А52-2282/2016
Требование: О признании частично недействительным предписания уполномоченного органа об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Предписание вынесено в связи с установлением факта реализации обществом в магазине, расположенном на первом этаже жилого дома, алкогольной продукции.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку действующим законодательством не установлен запрет на реализацию алкогольной продукции на первых этажах жилых домов.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
от 28 апреля 2017 г. по делу N А52-2282/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.04.2017.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Александровой Е.Н., Самсоновой Л.А., при участии от акционерного общества "Тандер" Долголаптева Д.А. (доверенность от 24.11.2016 N 2-4/941), от Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Пскову Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области Никульшина Р.В. (доверенность от 01.11.2016 N 7103), рассмотрев 27.04.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Пскову Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области на
решение Арбитражного суда Псковской области от 04.10.2016 (судья Леднева О.А.) и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2017 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А52-2282/2016,
установил:
Акционерное общество "Тандер", место нахождения: 350002, город Краснодар, улица Леваневского, дом 185, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городу Пскову Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области (далее - Отдел), о признании недействительным пункта 2 предписания от 19.04.2016 N 43/1/1.
Решением суда первой инстанции от 04.10.2016, оставленным без изменения
постановлением апелляционного суда от 10.01.2017, пункт 2 предписания Отдела признан недействительным.
В кассационной жалобе Отдел, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и
постановление отменить.
В судебном заседании представитель Отдела поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 03.03.2016 N 43 Отдел в отношении Общества в период с 01.04.2016 по 19.04.2016 провел плановую выездную проверку объекта защиты, расположенного в городе Пскове на Октябрьском проспекте в доме 37/2.
По результатам проверки Обществу было выдано предписание от 19.04.2016 N 43/1/1, в пункте 2 которого предложено в срок до 19.09.2016 устранить нарушения требований
частей 3 и
4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), а также
пункта 115 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР N 390).
Общество не согласилось с предписанием в части устранения указанного в пункте 2 нарушения, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, удовлетворяя требования заявителя в части признания недействительным пункта 2 предписания правомерно руководствовались следующим.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
В силу
статьи 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят
Закон N 123-ФЗ, которым определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с
частями 2,
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены "
Правила противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила N 390).
Подпунктом "б" пункта 115 Правил N 390 установлено, что на объектах организаций торговли запрещается осуществлять продажу легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, горючих газов (в том числе баллонов с газом, лакокрасочных изделий, растворителей, товаров в аэрозольной упаковке), пороха, капсюлей, пиротехнических и других взрывоопасных изделий, если объекты организаций торговли размещены в зданиях, не являющихся зданиями класса функциональной пожарной опасности Ф3.1, определенного в соответствии с Федеральным
законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Классификация зданий, сооружений по функциональной пожарной опасности дана в
статье 32 Закона N 123-ФЗ.
Согласно
части 1 названной статьи Закона N 123-ФЗ здания организаций торговли (Ф3.1) относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф3 (здания организаций по обслуживанию населения, а многоквартирные жилые дома (Ф1.3) - относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф1 (здания, предназначенные для постоянного проживания и временного пребывания людей).
В данном случае, судом апелляционной инстанции установлено и из материалов дела следует, что спорный объект защиты относится к классу функциональной пожарной безопасности Ф3.1. В связи с этим суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод Отдела о том, что проверяемый объект защиты Общества относится к классу функциональной пожарной опасности Ф1.3.
Суды, ссылаясь на
статью 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обоснованно сочли, что запрет на реализацию алкогольной продукции на первых этажах жилых домов в названной
статье не установлен.
Дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции на спорном объекте на территории Псковской области установленных постановлением администрации Псковской области от 28.01.2015 N 29 в материалах дела не содержится и судебными инстанциями также не установлено.
Ввиду изложенного суды первой и апелляционной инстанций, оценив в соответствии со
статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, а также учитывая решение Псковского городского суда от 03.06.2016 по делу N 12-253/2016 и решение Псковского областного суда от 29.08.2016 по делу N 21-139/2016, обоснованно признали пункт 2 предписания Отдела недействительным.
Доказательств обратного вопреки
статье 65 АПК РФ Отделом не представлено.
В соответствии с
частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Несогласие Отдела с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь
статьями 286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 04.10.2016 и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2017 по делу N А52-2282/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Пскову Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА
Л.А.САМСОНОВА