Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.01.2020 N 88-1825/2020
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, с чем он не согласен.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.01.2020 N 88-1825/2020
Требование: О признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании поставить на учет.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, с чем он не согласен.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2020 г. N 88-1825/2020(88-3478/2019)
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В.,
судей Латушкиной С.Б., Кожевниковой Л.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4568/2018, УИД: 24RS0056-01-2018-002429-43 по иску Ц. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении обязанности поставить истца на указанный учет,
по кассационной жалобе Ц. на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 6 сентября 2018 г. и на апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 апреля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ц. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (далее по тексту также ГУ МЧС России по Красноярскому краю) о признании решения незаконным, возложении обязанности по постановке на учет.
Требования мотивированы тем, что он является начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Козульскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю. По состоянию на 11 августа 2017 г. его выслуга в календарном исчислении составила 16 лет 04 месяца 10 дней. В январе и октябре 2017 года истец обращался к ответчику с заявлением о постановке его (с составом семьи: супруга М., сын Я.) на учет для реализации права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
10 марта 2017 г. в адрес истца была направлена выписка из протокола заседания комиссии ГУ МЧС России по Красноярскому краю, в соответствии с которой истцу было отказано в постановке на учет. Основанием для отказа послужило несоответствие предоставленных документов требованиям
пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. N 369.
17 января 2018 г. истцу была направлена выписка из протокола заседания комиссии ГУ МЧС по Красноярскому краю от 17 января 2018 г., в соответствии с которой истцу также было отказано в постановке на данный учет по причине отсутствия предусмотренных законом оснований.
Полагая данный отказ незаконным, просил признать незаконным решение комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также возложить на ответчика обязанность поставить истца на указанный учет составом семьи 3 человека, включаю супругу М., сына Я.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 6 сентября 2018 г., оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 апреля 2019 г., в удовлетворении исковых требований Ц. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также возложении обязанности поставить истца на указанный учет - отказано.
В кассационной жалобе истец Ц. просит об отмене принятых по делу судебных постановлений, с направлением дела на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Красноярска, в ином составе судей.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании
части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений судебными инстанциями не допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ц. с 3 июня 2003 г. проходит службу в ГПС МЧС России, занимает должность начальника отделения надзорной деятельности по Козульскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю. По состоянию на 11 августа 2017 г. его выслуга в календарном исчислении составила 16 лет 04 месяца 10 дней.
Также, Ц. состоит в зарегистрированном браке с М., имеет несовершеннолетнего сына Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из материалов учетного дела следует, что Ц. зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>, площадью 57 кв. м, которая принадлежит его матери Н. на основании договора о передаче жилого помещения в собственность граждан от 2 октября 2006 г.
По данным выписки из домовой книги от 24 августа 2017 г. в указанном жилом помещении также на регистрационном учете состоят: мать истца Н. и его сестра В.
Из справки, выданной Администрацией п. Козулька Козульского района Красноярского края 28 апреля 2017 г., следует, что членами семьи Ц. значатся Н. и В.
Супруга и сын истца зарегистрированы по иному адресу: <адрес>, площадью 35,9 кв. м, которое на праве собственности принадлежало отцу М. - А., умершему ДД.ММ.ГГГГ.
По сведениям нотариуса Козульского нотариального округа после смерти А. в наследство никто не вступил.
Согласно справке, выданной Администрацией п. Козулька Козульского района Красноярского края 24 августа 2017 г., членами семьи М. являются проживающие с ней лица Е., С., Я. и И.
По данным Управления Росреестра по Красноярскому краю Ц., М., Я. в собственности объектов недвижимости не имеют.
В соответствии с выпиской из протокола жилищной комиссии ГУ МЧС России по Красноярскому краю N от 6 марта 2017 г. Ц. отказано в постановке на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с не предоставлением истцом полного пакета документов, позволяющего установить нуждаемость его в обеспечении жильем.
Данное решение Ц. не было обжаловано.
Впоследствии Ц. повторно обратился к ответчику с аналогичным заявлением.
Решением комиссии ГУ МЧС по Красноярскому краю N от 17 января 2018 г. истцу отказано в постановке на учет, поскольку Ц. с учетом членов его семьи Н., В. и факта проживания их квартире по адресу: <адрес> площадью 57 кв. м, обеспечен жильем из расчета не менее 15 кв. м на человека, а также отсутствием фактической возможности на основании представленных документов определить нуждаемость супруги и сына истца в обеспечении жильем.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истца, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив доводы и возражения сторон, принимая во внимание, что Ц. не представлено убедительных доказательств, подтверждающих иной состав семьи, чем был учтен комиссией, суд первой инстанции пришел к выводу, что на одного члена семьи истца приходится более 15 кв. м общей площади жилого помещения, что не соответствует критериям нуждаемости.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда с его выводами согласилась, не усмотрев оснований для отмены или изменения.
Выводы судов требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), что следует из
части 1 статьи 1 данного Закона.
Так, в соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (
часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного Кодекса Российской Федерации, и указывает, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К указанному заявлению прилагаются указанные в данном пункте Правил документы.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
Пунктом 7 Правил установлено, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку зарегистрированный брак истца с супругой М. и их общий несовершеннолетний ребенок Я. не позволяет учитывать данных лиц в качестве членов семьи Ц. при определении жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи истца по адресу его регистрации.
В данном случае материалами дела подтверждено, что членами семьи истца в соответствии с положениями жилищного законодательства являются его мать Н. и сестра В.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, что наличие права пользования у супруги и ребенка истца другим жилым помещением подлежало учету при оценке нуждаемости истца и членов его семьи в обеспечении жильем.
Вместе с тем, предусмотренные пунктом 5 Правил документы в подтверждение нуждаемости М. и Я. в обеспечении жилым помещением по месту их регистрации (с учетом всех зарегистрированных совместно с ними членов семьи и наличия у последних иных жилых помещений с пользовании или в собственности) истцом в комиссию предоставлены не были.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, сводящиеся к утверждениям о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Ц., повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу
части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям
статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 6 сентября 2018 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 29 апреля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ц. - без удовлетворения.