Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2020 N 88-7866/2020
Требование: О восстановлении в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что он проходил службу в системе МВД России, состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Истец вместе с членами своей семьи зарегистрирован и проживает в жилом доме. Собственником жилого дома является теща истца. Решением постоянно действующей комиссии он снят с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2020 N 88-7866/2020
Требование: О восстановлении в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец указал, что он проходил службу в системе МВД России, состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Истец вместе с членами своей семьи зарегистрирован и проживает в жилом доме. Собственником жилого дома является теща истца. Решением постоянно действующей комиссии он снят с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2020 г. N 88-7866/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Новожиловой И.А., Прудентовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3425/2019 (УИД 55RS0007-01-2019-004503-24) по иску П.Е.Б. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о восстановлении в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе П.Е.Б. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 января 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П.Е.Б. (далее по тексту - П.Е.Б.) обратился в Центральный районный суд г. Омска к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее по тексту - ГУ МЧС России по Омской области) с иском о восстановлении в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены П.Е.В. (далее по тексту - П.Е.В.), П.А. (далее по тексту - П.А.), К. (далее по тексту - К.), А. (далее по тексту - А.), филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Омской области (далее по тексту - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области).
Решением Центрального районного суда г. Омска от 31 октября 2019 г. исковые требования удовлетворены. На ГУ МЧС России по Омской области возложена обязанность по восстановлению П.Е.Б. в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с 19 декабря 2013 г., составом семьи 3 человека.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 января 2020 г. решение Центрального районного суда г. Омска от 31 октября 2019 г. отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
П.Е.Б. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 января 2020 г. отменить, решение Центрального районного суда г. Омска от 31 октября 2019 г. оставить в силе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, П.Е.Б. проходил службу в системе ГПС МВД России, в ГУ МЧС России - с 2 февраля 1999 г. по настоящее время, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет.
С 19 декабря 2013 г. П.Е.Б. состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека (он, супруга П.Е.В., несовершеннолетний сын ФИО17).
Истец П.Е.Б. вместе с членами своей семьи зарегистрирован и проживает в жилом доме общей площадью 59,4 кв. м, по адресу: г. <адрес>. Собственником данного жилого дома является А. (теща истца). По указанному адресу так же зарегистрированы и проживают: ФИО18 (дочь собственника), ФИО19 (зять собственника), ФИО20 и ФИО21 (внуки собственника).
По сведениям Росреестра, ФИО22, ФИО23, ФИО24 на праве общей долевой собственности принадлежат два жилых помещения общей площадью 82 кв. м (51,9 кв. м, и 30,10 кв. м), расположенных по адресу: г. <адрес>, г. <адрес>.
Решением постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы ГПС ГУ МЧС России по Омской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол от 5 августа 2019 г. N) П.Е.Б. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 3 человека в связи с отсутствием нуждаемости в жилом помещении с учетом всех совместно проживающих с ним членов семьи (к которым относятся все лица, зарегистрированные по месту жительства по адресу: г. <адрес>). Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной площади всех жилых помещений, находящихся у названных лиц в собственности, составил по 18,91 кв. м на одного человека.
Не согласившись с указанным решением комиссии, П.Е.Б. обратился в суд с иском.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
В пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из приведенных нормативных положений следует, что основанием для снятия сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Разрешая спор и признавая незаконным решение о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции, руководствуясь вышеизложенными нормами законодательства, исходил из того, что определять уровень обеспеченности жилой площадью по адресу: г. <адрес> необходимо на состав семьи 4 человека - собственник жилого помещения А., ФИО30, ФИО31, ФИО29, то есть, без учета семьи К-вых составом 4 человека (ФИО25, ФИО26, дети ФИО27, ФИО28), так как названные лица членами семьи П.Е.Б. не являются. Соответственно, обеспеченность истца жилой площадью составит 14,85 кв. м.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что уровень обеспеченности истца с учетом всех совместно проживающих с ним членов семьи (лица, зарегистрированные по месту жительства по адресу: г. <адрес>) и с учетом суммарной площади всех жилых помещений, находящихся в собственности у этих лиц, составит 17,67 кв. м (59,40 + 51,90 + 30,10) / 8), что свидетельствует об отсутствии нуждаемости П.Е.Б. в жилом помещении.
При разрешении спора все юридически значимые обстоятельства по делу определены судом апелляционной инстанции верно, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, проверены с достаточной полнотой, выводы суда, сделаны с учетом системного анализа вышеприведенных положений нормативных актов, которыми регламентированы условия и порядок предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы П.Е.Б., изложенные в кассационной жалобе о том, что семья К-вых не является членами его семьи подлежат отклонению, поскольку истец, его жена и сын, равно как и семья К-вых являются членом семьи собственника квартиры (А.), где они все зарегистрированы, поэтому суммированию подлежат площади всех жилых помещений, находящихся в собственности у этих лиц.
В целом доводы кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, о нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют, выражают исключительно несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам спора, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых им доказательств, что в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 29 января 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу П.Е.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Б.ЛАТУШКИНА
Судьи
И.А.НОВОЖИЛОВА
Е.В.ПРУДЕНТОВА