Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2020 N 88-7866/2020 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 29.01.2020 по делу N 33-519/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О возложении обязанности восстановить в списке лиц для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец является сотрудником федеральной противопожарной службы, состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Зарегистрирован и фактически проживает с семьей в жилом доме, принадлежащем матери супруги. Однако было принято решение о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Омского областного суда от 29.01.2020 по делу N 33-519/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О возложении обязанности восстановить в списке лиц для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец является сотрудником федеральной противопожарной службы, состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Зарегистрирован и фактически проживает с семьей в жилом доме, принадлежащем матери супруги. Однако было принято решение о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты.
Решение: Отказано.
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2020 г. по делу N 33-519/2020(2-3425/2019)
Председательствующий: Марченко Е.С. | 55RS0007-01-2019-004503-24 |
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей Крицкой О.В., Магденко И.Ю.,
при секретаре Л.
рассмотрела в судебном заседании 29 января 2020 года
дело по апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Омской области на решение Центрального районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:
"Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области восстановить П.Е.Б. в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 19.12.2013 г. составом семьи 3 человека".
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия
установила:
П.Е.Б. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Омской области о возложении обязанности восстановить его в списке лиц для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование указал, что является сотрудником федеральной противопожарной службы, состоит в должности командира отделения 5 пожарно-спасательной части по охране Октябрьского АО г. Омска ФГКУ "4 отряд ФПС по Омской области". В соответствии с
пунктом 1 части 3 статьи 4 Закона РФ от <...> N <...>-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с <...> состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Его семья состоит из трех человек: он, супруга - П.Е.В. и сын - П.А., <...> года рождения. Зарегистрирован и фактически проживает с семьей в жилом доме общей площадью 59,4 кв. м, принадлежащей матери супруги - А.Н., по адресу: г. <...>.
Кроме собственника жилого помещения и его семьи в доме также зарегистрированы: сестра супруги - К.Т., ее супруг - К.С. и их дети: К.М., <...> года рождения, К.Н., <...> года рождения.
<...> постоянно действующей комиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы ГПС ГУ МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было принято решение о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты с <...> на основании подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <...> N <...>, в связи с тем, что К.С., К.Т. и К.Н. имеют в общей долевой собственности жилые помещения общей площадью 82 кв. м (51,9 кв. м, и 30,10 кв. м) по адресу: г. Омск, <...>.
В этой связи комиссия установила отсутствие у него нуждаемости в жилом помещении с учетом членов семьи, к которым отнесены все лица, зарегистрированные по адресу: г. Омск, <...> (8 человек), и определила уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения - 18,91 кв. м, на одного человека, исходя из суммарной площади всех жилых помещений, находящихся у членов его семьи.
Полагает, что мать супруги А.Н., членом его семьи не является, К.С., К.Т., К.М., К.Н. также не являются членами его семьи, поскольку совместного хозяйства они не ведут.
Просил обязать ГУ МЧС России по Омской области восстановить его в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с <...> составом семьи 3 человека.
В судебном заседании истец П.Е.Б. иск поддержал.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Омской области А.И. иск не признал, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Представитель третьего лица Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области К.П. в отзыве на иск разрешение спора оставила на усмотрение суда. В судебном заседании пояснила, что <...> выявлена техническая ошибка в кадастровых сведениях об объекте недвижимости в части площади, выразившейся в том, что в площадь жилого <...> включена площадь веранды. Техническая ошибка исправлена, объект учтен в ЕГРН с площадью 59,4 кв. м.
Третьи лица П.Е.В., П.А., К.М., А.Н. в судебном заседании участия не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ МЧС России по Омской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что П.Е.Б., П.Е.В., П.А. более 10 лет проживают вместе с А.Н. в принадлежащем ей жилом помещении; семья К-вых проживает по тому же адресу. Таким образом, состав проживающих по установленному адресу 8 человек; соглашение о порядке пользования жилым помещением между собственником и проживающими отсутствует, факт вселения собственником в качестве членов своей семьи - семьи К-вых материалами дела доказан. Отмечает, что судом не выяснен вопрос о наличии в собственности у А.Н. иных жилых помещений, помимо жилого <...>.
Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ГУ МЧС России по Омской области - Г., поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения П.Е.Б., третьего лица П.Е.В., согласившихся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с
п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права является неправильное истолкование закона (
ч. 2 ст. 330 ГПК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец П.Е.Б. проходит службу в системе ГПС МВД России, в ГУ МЧС России с <...> по настоящее время, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет.
С <...> П.Е.Б. состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи: он, супруга П.Е.В., несовершеннолетний сын П.А.
Истец П.Е.Б. вместе с членами своей семьи зарегистрирован и проживает в жилом доме общей площадью 59,4 кв. м по адресу: <...>. Собственником данного жилого дома является А.Н. (теща истца). По указанному адресу также зарегистрированы и проживают: К.Т. (дочь собственника), К.С. (зять собственника), К.М. и К.Н. (внуки собственника).
По сведениям Росреестра, К.С., К.Т., К.Н. на праве общей долевой собственности принадлежат два жилых помещения общей площадью 82 кв. м (51,9 кв. м, и 30,10 кв. м), расположенных по адресу: г. <...>.
Решением постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы ГПС ГУ МЧС России по Омской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от <...> прапорщик П.Е.Б. снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 3 человека в связи с отсутствием нуждаемости в жилом помещении с учетом всех совместно проживающих с ним членов семьи (к которым относятся все лица, зарегистрированные по месту жительства по адресу: г. Омск, <...>). Уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной площади всех жилых помещений, находящихся у названных лиц в собственности, составил по 18,91 кв. м на одного человека.
Не согласившись с данным решением жилищной комиссии, П.Е.Б. оспорил его в судебном порядке.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований П.Е.Б., суд первой инстанции исходил из того, что определять уровень обеспеченности жилой площадью по адресу: <...> необходимо на состав семьи 4 человека - собственник жилого помещения А.Н., П.Е.Б., П.Е.В., П.А., то есть, без учета семьи К-вых составом 4 человека (К.С., его супруга К.Т., их дети К.М., К.Н.), так как названные лица членами семьи П.Е.Б. не являются. Соответственно, обеспеченность истца жилой площадью составит 14,85 кв. м, решение о снятии с учета на для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным и подлежит отмене.
Судебная коллегия находит, что данные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены решения суда.
В связи с этим судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Так, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регламентированы Федеральным
законом от <...> N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно
ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в частности, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил определено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. ст. 31,
69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
В случае наличия у сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности и (или) занимаемых ими по договорам социального найма, при расчете размера единовременной социальной выплаты из общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 и 19 Правил, вычитается общая площадь жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, а также принадлежащих на праве собственности сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи (пункт 20 Правил).
Из системного толкования положений
пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ и пунктов 11 и 20 Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В силу
ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным
кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (
ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В
пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Согласно разъяснениям
пп. б п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений
части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Согласно выписке из домовой книги от <...>, в жилом <...> в г. Омске зарегистрированы и проживают: А.Н. с <...>, П.Е.В. с <...>, П.Е.Б. с <...>, П.А. с <...>, К.Т. с <...>, К.М. с <...>, К.Н. с <...>, К.С. с <...>.
Соглашение о порядке пользования жилым помещением, достигнутого с собственником жилого помещения на дату вселения, сторонами суду не представлено.
Не получил таковых доказательств и суд апелляционной инстанции.
Таким образом, уровень обеспеченности истца с учетом всех совместно проживающих с ним членов семьи (лица, зарегистрированные по месту жительства по адресу: г. Омск, <...>) и с учетом суммарной площади всех жилых помещений, находящихся в собственности у этих лиц, составит 17,67 кв. м (59, 40 + 51,90 + 30, 10) / 8), что свидетельствует об отсутствии нуждаемости П.Е.Б. в жилом помещении.
Тем самым судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.
Обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе П.Е.Б. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь
ст. 328 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от <...> отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования П.Е.Б. к ГУ МЧС России по Омской области о возложении обязанности восстановить его в списке лиц для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оставить без удовлетворения.