Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2020 N 88-4907/2020
Требование: Об установлении факта совместного проживания, взыскании невыплаченной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: По мнению истца, расчет размера предоставленной ему единовременной социальной выплаты неправомерно произведен без учета проживающих совместно с ним супруги и дочери.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2020 N 88-4907/2020
Требование: Об установлении факта совместного проживания, взыскании невыплаченной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: По мнению истца, расчет размера предоставленной ему единовременной социальной выплаты неправомерно произведен без учета проживающих совместно с ним супруги и дочери.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 марта 2020 г. N 88-4907/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-818/2019 (УИД 55RS0005-01-2019-000637-88) по иску Д. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области, Федеральной службе исполнения наказаний об установлении факта совместного проживания, обязании произвести оплату, взыскании суммы
по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний С. на решение Первомайского районного суда г. Омска от 30 апреля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 25 июля 2019 г.
путем видеоконференц-связи при содействии Омского областного суда
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области С. (по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Д. (далее по тексту - Д.) обратился в Первомайский районный суд г. Омска с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области (далее по тексту - УФСИН России по Омской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее по тексту - УФСИН России) об установлении факта совместного проживания с ним его супруги ФИО13 (далее по тексту - ФИО14) и дочери ФИО15 (далее по тексту - ФИО16.) на дату издания приказа ФСИН России от 25 октября 2018 г. N 979, взыскании с ФСИН России денежных средств в размере 1 155 333,90 рублей - невыплаченной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Первомайского районного суда г. Омска от 30 апреля 2019 г. исковые требования Д. удовлетворены частично. Установлен факт совместного постоянного проживания с Д. его супруги ФИО17 и дочери ФИО18 по адресу: Омская область село <адрес> улица <адрес> дом N. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 25 июля 2019 г. решение Первомайского районного суда г. Омска от 30 апреля 2019 года отменено частично.
Резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Установить факт совместного постоянного проживания с Д. его супруги ФИО19 и дочери ФИО20 по адресу: Омская область село <адрес> улица <адрес> дом N. Возложить на ФСИН России обязанность выплатить Д. недоплаченную часть единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, рассчитанную на количество членов семьи три человека".
Представитель ФСИН России С. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит решение Первомайского районного суда г. Омска от 30 апреля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 25 июля 2019 г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия считает их подлежащими отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Д. является сотрудником уголовно-исполнительной системы, проходит службу в должности <данные изъяты> ЛИУ-10 УФСИН России по Омской области. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 12 лет.
На основании протокола заседания комиссии ФСИН России от 22 марта 2016 г. N Д. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи три человека с 16 января 2014 г. Согласно данному протоколу истец представил на рассмотрение комиссии необходимый пакет документов, в том числе, документ, подтверждающий временную регистрацию супруги и дочери по месту своей постоянной регистрации: Омская область, Омский район, село <адрес>, ул. <адрес>, дом N.
В июне 2018 г. Д. предоставил в комиссию ФСИН России пакет документов на выплату, о чем им был подан рапорт, к которому приложены, в том числе, свидетельства N N, N N о регистрации по месту пребывания своей супруги ФИО25 и дочери ФИО22 сроком с 14 августа 2017 г. по 14 августа 2018 г.
На основании приказа ФСИН России от 25 октября 2018 г. N Д. произведена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 815 524,70 рублей, на одного человека, в связи с окончанием 14 августа 2018 г. срока регистрации по месту пребывания супруги и дочери, подтверждающей факт совместного проживания.
Полагая расчет размера социальной выплаты без учета проживающих совместно с ним членов его семьи: супруги ФИО23. и дочери ФИО24 неправомерным, Д. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой посчитал установленным факт совместного проживания истца и указанных членов его семьи; отказывая в удовлетворении требования о взыскании не выплаченной единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом состава семьи три человека, суд исходил из того, что данное требование является преждевременным и истец не лишен права обратиться к ответчику с заявлением на доплату единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом принятого решения по делу.
Суд апелляционной инстанции, не согласившись с выводами суда первой инстанции в части отказа во взыскании недоплаченной суммы социальной, пришел к выводу, о наличии у Д. права требовать расчета размера социальной выплаты с учетом членов его семьи.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу требований части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к таким лицам относят супруга (супругу), состоящих в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супругу), состоявших в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно пункту 4 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
В соответствии с пунктом 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты: а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию; 6) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере; в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами; г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет); д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил); е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Пунктами 16 - 18 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550 предусматривается, что документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений.
Комиссия ФСИН России принимает одно из следующих решений: о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты; о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты.
В протоколе заседания Комиссии ФСИН России указываются основания принятых решений.
Решение о предоставлении сотруднику, гражданину единовременной выплаты утверждается приказом директора ФСИН России, начальника территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России соответственно (пункт 21 Порядка).
В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, при этом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав или защиту законного интереса.
Удовлетворяя требования истца об установлении факта совместного проживания с Д. его супруги и дочери, судами первой и апелляционной инстанции не учтено, что в отсутствие требований о признании незаконными решения о предоставлении социальной выплаты и/или решения комиссии о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты, само по себе требование об установлении факта совместного проживания супруги и дочери не влечет наступления для Д. каких-либо правовых последствий и не ведет к восстановлению его нарушенных прав.
Удовлетворяя требования истца о возложении на ФСИН России обязанность выплатить Д. недоплаченную часть единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, рассчитанную на количество членов семьи три человека судом апелляционной инстанции не учтено, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц путем разрешения вопросов, находящийся вне его компетенции.
Фактически действия Д. по обращению в суд с настоящим иском по существу направлены на преодоление порядка предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, установленного вышеуказанными Правилами.
При таких обстоятельствах вынесенные судебные постановления не отвечают требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой решение должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные выше требования процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Допущенные судами нарушения норм права являются существенными и повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Омска от 30 апреля 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 25 июля 2019 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
М.В.ЛАВНИК
Судьи
И.А.НОВОЖИЛОВА
Е.В.ПРУДЕНТОВА