Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.03.2020 N 88-4907/2020 данное определение отменено, дело передано на новое рассмотрение.
Название документа
Апелляционное определение Омского областного суда от 25.07.2019 по делу N 33-4422/2019
Требование: Об установлении факта совместного проживания, возложении обязанности произвести единовременную социальную выплату.
Обстоятельства: Истец подал рапорт о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из трех человек, однако ответчиком единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения была предоставлена только на него одного.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Омского областного суда от 25.07.2019 по делу N 33-4422/2019
Требование: Об установлении факта совместного проживания, возложении обязанности произвести единовременную социальную выплату.
Обстоятельства: Истец подал рапорт о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из трех человек, однако ответчиком единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения была предоставлена только на него одного.
Решение: Требование удовлетворено.
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2019 г. по делу N 33-4422/2019
Председательствующий: Макарочкина О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Гапоненко Л.В.
судей областного суда Крицкой О.В., Ивановой В.П.
при секретаре Р.
рассмотрела в открытом в судебном заседании 25 июля 2019 года
дело по апелляционным жалобам Д.Г., ФСИН России на решение Первомайского районного суда города Омска от 30 апреля 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Установить факт совместного постоянного проживания с Д.Г. его супруги Д. (Т.) <...> и дочери <...> по адресу <...>
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Крицкой О.В., судебная коллегия,
установила:
Д.Г. обратился к ФСИН России, УФСИН России по Омской области с иском об установлении факта совместного проживания, о возложении обязанности произвести единовременную социальную выплату.
В обоснование указал, что 23.10.2013 он подал рапорт о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи: его, супруги Д.Ю. и дочери <...> На основании приказа ФСИН России от 25.10.2018 N <...> единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения произведена только на него одного. В ответе на обращение истца ответчик указал, что на момент издания приказа у его супруги и дочери истек срок регистрации по месту пребывания, подтверждающей факт совместного проживания.
Уточнив требования, просил установить факт совместного проживания с ним его супруги Д. (Т.) <...> и дочери <...>, по адресу: <...>, на дату издания приказа ФСИН России N <...> от 25.10.2018. Взыскать с ФСИН России денежные средства в размере 1 155 333,90 рублей - невыплаченную единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
В судебном заседании Д.Г. участия не принимал, его представитель С. заявленные требования поддержал.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Омской области С.Т.В. с иском не согласилась. Указала, что комиссия ФСИН России не произвела выплату в отношении супруги и дочери истца в связи с окончанием срока их временной регистрации. При этом в сентябре 2018 года при предоставлении дополнительных документов истцом не было указано о невозможности подтвердить факт временной регистрации, путем ее продления, не представлены доказательства фактического проживания с семьей по одному адресу. Кроме того, ФСИН России не было отказано в выплате, лишь указано на то, что выплата произведена на него одного. Требование об установлении факта оставила на усмотрение суда, в остальной части указала на их преждевременность и фактически замену полномочий ФСИН России по выплате судом. В связи с чем просила в иске отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Д.Г. полагает, что исковые требования подлежали удовлетворению в полном объеме. Ссылается на неправомерность отказа ответчика в перечислении социальной выплаты на его супругу и дочь по мотиву истечения срока временной регистрации.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России С.Т.В. просит отменить решение в части удовлетворения заявленного требования. Указывает, что иных доказательств, помимо свидетельских показаний, в обоснование факта совместного проживания, истец не представил. Полагает необъективными показания свидетелей <...> и <...> ввиду их родственных отношений с истцом. Ссылается на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в рассмотрении в одном производстве требований, заявленных в особом и исковом порядке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей сторон, поддержавших свою позицию по делу, судебная коллегия пришла к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным
законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет как право указанных сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с положениями
ст. 2 указанного Федерального закона, членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального
закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального
закона, считаются:
супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.
Согласно
ст. 4 указанного Федерального закона, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись, с приложением перечня необходимых документов.
Из п. 11 Правил следует, что при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ во взаимосвязи с п. 11 Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
Согласно пп. "а" п. 15 Правил, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Как следует из материалов дела, Д.Г. является сотрудником уголовно-исполнительной системы, проходит службу в должности <...>. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 12 лет.
На основании протокола заседания комиссии ФСИН России от 22.03.2016 N <...> Д.Г. был поставлен на учет во ФСИН России для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи три человека с 16.01.2014. Согласно данному протоколу истец представил на рассмотрение комиссии необходимый пакет документов, в том числе, документ, подтверждающий временную регистрацию супруги и дочери по месту своей постоянной регистрации: <...>.
В июне 2018 года Д.Г. предоставил в комиссию ФСИН России пакет документов на выплату, о чем им был подан рапорт, к которому приложены, в том числе, свидетельства N <...>, N <...> о регистрации по месту пребывания своей супруги Д.Ю. и дочери <...> сроком с 14.08.2017 по 14.08.2018.
На основании приказа ФСИН России от 25.10.2018 N <...> Д.Г. произведена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере 1 815 524,70 рублей, на одного человека, в связи с окончанием 14.08.2018 срока регистрации по месту пребывания супруги и дочери, подтверждающей факт совместного проживания.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Д.Г. ссылался на необоснованность расчета размера социальной выплаты без учета проживающих совместно с ним членов его семьи: супруги <...> и дочери <...>, поскольку никто из них жилой площадью не обеспечен.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Д.Г. частично, посчитав установленным факт совместного проживания истца и указанных членов его семьи, вместе с тем, отказал в иске в части взыскания недоплаченной части единовременной социальной выплаты, указав на преждевременность предъявления данного требования.
Апелляционные жалобы поданы обеими сторонами.
Ответчик обжалует решение в той части, которой удовлетворены требования об установлении факта совместного проживания с Д.Г. его супруги и дочери, ссылаясь на недоказанность данного обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы ответчика судебной коллегией отклоняются.
Факт того, что супруга и несовершеннолетняя дочь истца являются членами его семьи, на которых распространяется действие Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ, следует из содержания указанного Федерального
закона.
Установление факта совместного проживания требовалось истцу для подтверждения того обстоятельства, что не только он, но и члены его семьи не были обеспечены жилой площадью, подлежащей учету при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты, поскольку Д.Г. иным образом не мог подтвердить данное обстоятельство, ввиду отсутствия регистрации по месту жительства у его супруги и дочери. Таким образом, установление данного обстоятельства имеет юридическое значение.
В ходе рассмотрения дела факт постоянного совместного проживания истца с супругой и дочерью по адресу: <...> с достоверностью установлен.
В деле имеется справка участкового о проживании истца с супругой на дату рассмотрения заявления и принятия решения о предоставлении единовременной социальной выплаты (л.д. 87); в силу
п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетней дочери истца является место проживания ее родителей.
Кроме того, факт совместного проживания с истцом его супруги и дочери подтвержден показаниями свидетелей, оснований не доверять которым у суда не имелось.
Доказательств обратного ответчиком в материалы дела не представлено.
Ссылка в жалобе ответчика на допущение судом процессуальных нарушений несостоятельна, поскольку нормы гражданско-процессуального законодательства не содержат запрета на совместное рассмотрение требований, заявляемых в особом и исковом производствах, напротив, в соответствии с
частью 3 статьи 263 ГПК РФ дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подлежат рассмотрению в особом производстве только в случае отсутствия спора о праве. В рассматриваемом случае истцом в соответствии с требованиями закона заявлены требования, подлежащие рассмотрению в рамках искового производства.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы истца, оспаривающего решение в части отказа во взыскании недоплаченной суммы социальной выплаты, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания.
Из материалов дела и пояснений представителя ответчика в суде апелляционной инстанции следует, что 31.05.2018 в УФСИН России по Омской области из ФСИН России поступил запрос о предоставлении Д.Г. актуальных документов, подтверждающих право на получение социальной выплаты. Срок был поставлен до 20.06.2018.
К указанной дате Д.Г. представил документы, из которых следовало, что временная регистрация по месту проживания его супруги и дочери заканчивается 14.08.2018. Документов, подтверждающих дальнейшую регистрацию, он не представил, что и явилось причиной решения комиссии ФСИН России (протокол N <...> от 11.09.2018) о расчете суммы социальной выплаты на него одного, без учета членов семьи.
Решением комиссии ФСИН от 08.11.2018 Д.Г. снят с учета в связи с получением единовременной социальной выплаты.
В письменном ответе судебной коллегии от 16.07.2019 ФСИН России указывает на то, что на сотрудника возложена обязанность своевременно предоставлять исчерпывающий перечень документов.
Между тем, как следует из пояснений ответчика, в установленный истцу срок, а именно 20.06.2018, он предоставил необходимый пакет документов, в том числе, сведения о проживании с супругой и дочерью, и наличия у них временной регистрации до 14.08.2018, подтверждающей их совместное проживание и отсутствие обеспеченности жилой площадью.
То обстоятельство, что в указанную дату он не предоставил документов, свидетельствующих о возможности продления временной регистрации членов его семьи, само по себе не может быть расценено как уклонение Д.Г. от предоставления необходимых документов.
Из имеющихся доказательств следует, что на дату 11.09.2018 (заседание комиссии), на дату 25.10.2018 (издание приказа о выплате), никто из членов семьи Д.Г. не был обеспечен жилой площадью, подлежащей учету при определении размера социальной выплаты.
Приобретение Д.Ю. жилого помещения по договору купли-продажи от 16.12.2018 (после получения Д.Г. части социальной выплаты) не имеет правового значения для решения вопроса о праве истца на получение выплаты в большем размере.
При таких обстоятельствах, Д.Г. имеет право требовать расчета размера социальной выплаты с учетом членов его семьи.
Довод суда о том, что указанное требование заявлено преждевременно, и истец не утратил право обратиться к ответчику за доначислением суммы выплаты, противоречит фактическим обстоятельствам, из которых следует, что 08.11.2018 решением соответствующей комиссии ФСИН России истец был снят с учета, как получивший социальную выплату.
Ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела (
п. 3 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), решение суда подлежит отмене в соответствующей части, с принятием нового решения об удовлетворении иска.
В то же время судебная коллегия полагает, что поскольку сумма социальной выплаты в полном объеме ответчиком не рассчитывалась, вследствие чего, отсутствует возможность судебного суждения о правильности или неправильности исчисленной суммы, подлежащей выплате истцу, судебным постановлением на ответчика следует возложить обязанность выплатить Д.Г. недоплаченную часть единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, рассчитанную на количество членов семьи три человека.
определила:
апелляционную жалобу Д.Г. удовлетворить.
Решение Первомайского районного суда города Омска от 30 апреля 2019 года частично отменить.
Изложить резолютивную часть в следующей редакции:
"Установить факт совместного постоянного проживания с Д.Г. его супруги Д. (Т.) <...> и дочери <...> по адресу <...>.
Возложить на ФСИН России обязанность выплатить Д.Г. недоплаченную часть единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, рассчитанную на количество членов семьи три человека".
Апелляционную жалобу ФСИН России оставить без удовлетворения.