Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2020 N 88-6070/2020
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что проходит службу в органах исполнения наказания, обратился к ответчику с рапортом о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако ответчиком ему было отказано.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2020 N 88-6070/2020
Требование: О признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что проходит службу в органах исполнения наказания, обратился к ответчику с рапортом о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако ответчиком ему было отказано.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 мая 2020 г. N 88-6070/2020
Дело N 2-1078/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Шефер И.А., Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1078/2019; УИД: 24RS0017-01-2018-005220-42 по иску К. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе представителя К. - Р. на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 21 мая 2019 г. и на апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 августа 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К. обратилась в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю (далее по тексту также ГУФСИН России по Красноярскому краю) о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истец проходит службу в должности инспектора отдела организации службы ФКУ УК ГУФСИН России по Красноярскому краю, 10 июля 2018 г. обратилась к ответчику с рапортом о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представив все необходимые документы, однако Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (Комиссия) отказала в предоставлении данной выплаты в связи с предоставлением ей как члену семьи за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверено государственным жилищным сертификатом. Отказ в предоставлении единовременной социальной выплаты истец считает незаконным.
Выслуга лет истца по состоянию на 10 июля 2018 г. в календарном исчислении составляет более 16 лет. Состав семьи истца - 3 человека: К., супруг К., дочь Д. Комиссия при расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи учла общую площадь квартиры 50,2 кв. м, по адресу: <адрес>, где состоят на регистрационном учете супруг и дочь, и которая принадлежит на праве собственности родителям супруга А. и В. По мнению Комиссии, супруг и дочь являются членами семьи собственников вышеуказанной квартиры. И по их расчету на одного члена семьи приходится 21,28 кв. м (50,2 + 13,63) / 3). Вместе с тем, семья совместно с собственниками указанного жилого помещения не проживает, общего хозяйства не ведет, общего бюджета нет, а состояние родства не может служить достаточным основанием для вывода о том, что супруг и дочь истца являются членами семьи собственников жилого помещения. Сам по себе факт регистрации в квартире родителей не имеет юридического значения о праве на данное жилое помещение, поскольку регистрация граждан имеет своей целью уведомить госорганы о возможном нахождении лица по данному адресу, а также способствует реализации прав, принадлежащим гражданам.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 21 мая 2019 г., оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 августа 2019 г., исковые требования К. к ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить ее на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель К. - Р. просит об отмене принятых судебных постановлений, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных К. исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании
части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения при принятии обжалуемых судебных постановлений судебными инстанциями не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, К. (до заключения брака - О.) с 21 марта 2002 г. по настоящее время проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности инспектора отдела организации службы ФКУ УК ГУФСИН России по Красноярскому краю, выслуга по состоянию на 10 июля 2018 г. составляет 16 лет 08 мес. 23 дн.
Также, К. состоит в зарегистрированном браке с К., они имеют совместную дочь Д.
2 октября 2018 г. комиссией ГУФСИН России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУФСИН единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принято решение об отказе К. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
Так, согласно выпискам из домовой книги К. с 8 ноября 2013 г. зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данная квартира, общей площадью 71,1 кв. м, предоставлена ее родственнице Г. на основании договора найма служебного помещения.
В период с 2 апреля 2011 г. по 8 ноября 2013 г. К. была зарегистрирована в жилом помещении, общей площадью 54,0 кв. метров, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из домовой книги. Данная квартира была предоставлена О. администрацией Епишинского сельсовета по договору социального найма, затем была передана в муниципальную собственность Енисейского района, что следует из справки, выданной главой Епишинского сельсовета.
В соответствии с выписками из домовой книги супруг истца с 9 июля 2012 г., их дочь с 27 января 2015 г., постоянно, а истец с 7 декабря 2016 г. временно, зарегистрированы в жилом помещении, общей площадью 50,2 кв. м, принадлежащем на праве собственности родителям супруга А. и В., расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из домовой книги и финансового лицевого счета К. с 21 апреля 1988 г. по 9 июля 2012 г. был постоянно зарегистрирован в жилом помещении, общей площадью 56,1 кв. м, принадлежащем на праве собственности его родителям А. и В., по адресу: <адрес>.
Кроме того, ранее матери К. была предоставлена социальная выплата в размере 2844180 рублей в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Численность семьи владельца сертификата три человека. В последующем К. (О.), как один из членов семьи владельца сертификата, на основании договора купли-продажи от 18 сентября 2013 г. приобрела в общую долевую собственность, доля в праве 1/4, квартиру, общей площадью 54,5 кв. м, по адресу: <адрес>.
Каких-либо иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности, истец и члены его семьи не имеют, что подтверждается выписками из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что на одного члена семьи истца приходится более 15 кв. м, общей площадью жилого помещения, что не соответствует критериям нуждаемости.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда с его выводами согласилась, не усмотрев оснований для отмены или изменения.
Выводы судов требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), что следует из
части 1 статьи 1 данного Закона.
Так, в соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (
пункт 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно
пункту 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного Кодекса Российской Федерации, и указывает, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К указанному заявлению прилагаются указанные в данном
пункте Правил документы.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (
подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма).
Копии документов, указанные в
пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (
пункт 6 Правил).
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, с правовым обоснованием которого согласилась апелляционная инстанция, поскольку истец является собственником 1/4 доли в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 54,5 кв. м, супруг истца и их совместная дочь являются членами семьи собственников жилого помещения (родителей супруга истца), общей площадью 50,2 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, следовательно, на одного члена семьи приходится более 15 кв. м (50.2 + 13.63) / 3 = 21.28 кв. м.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, сводящиеся к утверждениям о наличии оснований для удовлетворения исковых требований К., повторяют правовую позицию истца, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, тщательно исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу
части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям
статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 21 мая 2019 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 19 августа 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя К. - Р. - без удовлетворения.