Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.07.2024 N 88а-6367/2024 (УИД 28RS0020-01-2023-000041-74)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности создать подразделение пожарной охраны (пожарный пост).
Обстоятельства: Непринятие учреждением мер по организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности, тушения пожаров создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории населенного пункта, а также угрозу причинения крупного материального ущерба в случае возникновения пожара.
Решение: Удовлетворено.


Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.07.2024 N 88а-6367/2024 (УИД 28RS0020-01-2023-000041-74)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности создать подразделение пожарной охраны (пожарный пост).
Обстоятельства: Непринятие учреждением мер по организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности, тушения пожаров создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории населенного пункта, а также угрозу причинения крупного материального ущерба в случае возникновения пожара.
Решение: Удовлетворено.

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июля 2024 г. N 88а-6367/2024
Дело N 2-5493/2023
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22.07.2024.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Туктамышевой О.В., Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы государственного казенного учреждения Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области", Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 28 ноября 2023 года, принятые по административному делу N 2-5493/2023, по административному иску прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к государственному казенному учреждению Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Селемджинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Селемжинский районный суд Амурской области с административным исковым заявлением к государственному казенному учреждению Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" (далее - ГКУ "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области", Учреждение), в котором просил возложить на ГКУ "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" обязанность создать подразделение пожарной охраны - пожарный пост в <адрес>.
В обоснование требований указано, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах выявлены нарушения в связи с исключением из штата работников пожарного поста, расположенного в <адрес>. В составе пожарной части N <адрес> филиала "5 отряд противопожарной службы Амурской области" был образован пожарный пост с штатной численностью 5 единиц: 1 единица - начальник поста, 4 единицы - водитель пожарного автомобиля. До ДД.ММ.ГГГГ пожарный пост обеспечивал пожарную защиту <адрес>, в котором исключительно деревянные жилые дома и постройки, а также подверженность угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров. Исключение ответчиком из штата пожарного поста при пожарной части N <адрес> филиала "5 отряд ГШС Амурской области" в ноябре 2022 года всех работников и ликвидация пожарного поста повлекли невозможность задействовать данное подразделение к осуществлению мероприятий по защите <адрес> от пожаров. Учитывая расстояние до ближайшего поста пожарной части N в пгг. Февральск 80 км, а также установленную нормами предельную скорость движения пожарного автомобиля по грунтовому покрытию - 30 км/ч, в случае возникновения пожара в <адрес> пожарный автомобиль прибудет к месту пожара не ранее, чем через 2 часа 40 минут, что не соответствует требованиям статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено правительство Амурской области.
Определением Селемжинского районного суда Амурской области от 4 апреля 2023 года гражданское дело передано на рассмотрение в Благовещенский городской суд Амурской области.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 3 августа 2023 года требования прокурора удовлетворены. На ГКУ "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" возложена обязанность создать подразделение пожарной охраны - пожарный пост в <адрес>.
Дело судом первой инстанции рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 17 октября 2023 года гражданское дело передано в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 28 ноября 2023 года решение Благовещенского городского суда Амурской области от 3 августа 2023 года оставлено без изменения.
10 июня 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационные жалобы ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области", Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, поданные через Благовещенский городской суд Амурской области, в которых ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В кассационной жалобе представитель ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" ссылается на то, что решение о ликвидации пожарного поста в с. Норск было вынужденным и имеющим цель соблюдения трудового законодательства и охраны труда в отношении работников пожарного поста, обусловлено объективной невозможностью обеспечить надлежащее функционирование пожарного поста в связи с наличием длительное время вакансий более 50% личного состава пожарного поста в <адрес>. Судами неправомерно применены положения СП 11.13130.2009 "Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения", утвержденные приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N, которые подлежат применению исключительно при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны. Ссылаются на неисполнимость решения суда в связи с отсутствием граждан, желающих трудоустроиться в указанный пожарный пост села Норск.
В кассационной жалобе представитель Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ссылается на аналогичные доводы, изложенные в кассационной жалобе ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области". При этом указывает, что создание, реорганизация и ликвидация подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов власти субъекта РФ; кроме того судами не учтено, что указанный пожарный пост был вынужденно ликвидирован в связи с наличием длительное время свободных вакантных должностей и необходимостью соблюдения Трудового законодательства; судами не принято во внимание, что обеспечение пожарной безопасности и тушение пожаров осуществляется не только противопожарной службой субъекта РФ, но и другими видами пожарной охраны, в том числе и муниципальной и добровольной пожарной охраной. При этом, в селе имеется добровольная пожарная дружина, которая может быть приведена в полную боевую готовность путем обеспечения ее пожарным автомобилем.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 июня 2024 года кассационные жалобы ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области", Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, помимо прокурора в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, приказом ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" от ДД.ММ.ГГГГ N-к пожарный пост <адрес> был исключен из структуры и штага Учреждения.
По обращению ДД.ММ.ГГГГ жителей с. Норск Селемджинского района по факту ликвидации пожарного поста при пожарной части N <адрес> прокуратурой Селемджинского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, что в составе пожарной части N <адрес> филиала "5 отряд противопожарной службы Амурской области" был образован пожарный пост со штатной численностью 5 единиц: 1 единица - начальник поста, 4 единицы - водитель пожарного автомобиля. До ДД.ММ.ГГГГ пожарный пост обеспечивал пожарную защиту <адрес>, в котором исключительно деревянные жилые дома и постройки, а также подверженность угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
Прокурором Селемджинского района в отношении административного ответчика вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с тем, что ответчиком не приняты меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, прокурор Селемджинского района обратился в суд с настоящим иском.
Проанализировав действующее законодательство, руководствуясь статьями 3, 18, 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьей 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьей 2 закона Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ "О пожарной безопасности", пунктами 3, 5 Положения о противопожарной службе Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ N, пунктом 4.1 "СП 11.12130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения". Утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, принимая во внимание значительную удаленность подразделений противопожарной службы области от <адрес>, особенности дорожного покрытия, учитывая, что непринятие мер по организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности, тушения пожаров на территории с Норск создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории указанного населенного пункта, причинение крупного материального ущерба в случае возникновения пожара, учитывая, что фактически пожарный пост пожарной части N <адрес> ликвидирован не в связи с отсутствием необходимости в нем, а в связи с длительным наличием вакантных должностей в штате пожарного поста, право на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара имеют все граждане Российской Федерации, независимо от места проживания и численности населения конкретного населенного пункта, суды обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора и возложении обязанностей на административного ответчика.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под обязательными требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под первичными мерами пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся в том числе нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции; организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; организация обучения населения мерам пожарной безопасности, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности; создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона Амурской области от 8 февраля 2005 года N 432-03 "О пожарной безопасности" пожарная безопасность в области обеспечивается противопожарной службой Амурской области. Противопожарная служба области входит в Государственную противопожарную службу и является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. Организационная структура, состав, задачи, функции противопожарной службы области определяются положением о противопожарной службе области, утверждаемым Губернатором Амурской области.
Согласно пункту 3 Положения о противопожарной службе Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 23 декабря 2005 года N 695, противопожарная служба Амурской области осуществляет свою деятельность, в том числе через министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области; государственное казенное учреждение Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области".
Основными задачами противопожарной службы являются организация и осуществление профилактики пожаров на территории области (за исключением закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций, обслуживаемых специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России); организация, осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории Амурской области (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах, важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации); спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров; координация деятельности других видов пожарной охраны (пункт 5 Положения).
В соответствии со статьей 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания пожарных депо на территориях населенных пунктов следует размещать исходя из условий, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских населенных пунктах не должно превышать 10 минут, в сельских населенных пунктах 20 минут.
В соответствии с пунктом 4.1 "СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения" (утв. приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 181) число и места дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта определяются на основании расчетного определения максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо, определения пространственных зон размещения пожарного депо для каждого объекта предполагаемого пожара и областей пересечения указанных пространственных зон для всей совокупности объектов предполагаемого пожара.
Из материалов дела следует, что <адрес> включено в перечень населенных пунктов Амурской области, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, утвержденный постановлением правительства Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
Учитывая указанные положения законодательства, принимая во внимание значительную удаленность подразделений противопожарной службы области от <адрес>, особенности дорожного покрытия, суды пришли к правильному выводу о том, что непринятие мер по организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности, тушения пожаров на территории <адрес> создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории указанного населенного пункта, а также причинение крупного материального ущерба при возникновении пожара, и обоснованно удовлетворили требования прокурора.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы о том, что обеспечение пожарной безопасности и тушение пожаров осуществляется не только противопожарной службой субъекта РФ, но и другими видами пожарной охраны, в том числе и добровольной пожарной охраной, при этом, в селе имеется добровольная пожарная дружина, подлежат отклонению, поскольку из представленных материалов и пояснений участников по делу судами установлено, что в <адрес> создана добровольная пожарная команда из трех человек, однако в ходе рассмотрения дела достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих соблюдение порядка формирования и осуществления деятельности добровольной пожарной команды <адрес> положениям Федерального закона от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" не представлено, как не представлено и доказательств обеспечения команды всем необходимым снаряжением, оборудованием и что, в случае возникновения пожара пожарная команда способна выполнить действия по его ликвидации. При этом из пояснений административных ответчиков и заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Амурской области следует, что добровольная противопожарная дружина не обеспечена материально-техническими средствами необходимыми для тушения пожаров (пожарно-спасательном автомобилем).
В целом доводы кассационных жалоб повторяют позицию в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и произведенной ими оценкой доказательств, что в силу статьи 328 КАС РФ не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 - 331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 3 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы государственного казенного учреждения Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области", Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.