Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным
определением Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.07.2024 N 88а-6367/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Амурского областного суда от 28.11.2023 по делу N 33АПа-4237/2023 (УИД 28RS0020-01-2023-000041-74)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности создать подразделение пожарной охраны (пожарный пост).
Обстоятельства: Непринятие учреждением мер по организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности, тушения пожаров создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории населенного пункта, а также угрозу причинения крупного материального ущерба в случае возникновения пожара.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Амурского областного суда от 28.11.2023 по делу N 33АПа-4237/2023 (УИД 28RS0020-01-2023-000041-74)
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности создать подразделение пожарной охраны (пожарный пост).
Обстоятельства: Непринятие учреждением мер по организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности, тушения пожаров создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории населенного пункта, а также угрозу причинения крупного материального ущерба в случае возникновения пожара.
Решение: Удовлетворено.
АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 ноября 2023 г. по делу N 33АПа-4237/2023
Судья первой инстанции Д. 28RS0020-01-2023-000041-74
Докладчик Костырева Е.Л.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Хробуст Н.О.,
судей коллегии Костыревой Е.Л., Маньковой В.Э.,
при секретаре В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" об обязании создать подразделение пожарной охраны - пожарный пост в с.Норск Селемджинского района Амурской области, по апелляционным жалобам ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области", министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 3 августа 2023 года.
Заслушав дело по докладу судьи Костыревой Е.Л., выступления представителя ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" С., представителя министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области П., представителя правительства Амурской области О., представителя ГУ МЧС России по Амурской области Т., пояснения прокурора отдела прокуратуры Амурской области Ненадо М.С., судебная коллегия
установила:
прокурор Селемджинского района Амурской области обратился с административным иском в Благовещенский городской суд Амурской области к ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области", в обоснование требований указал, что прокуратурой Селемджинского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах. По результатам проведенной проверки выявлены нарушения в связи с исключением из штата работников пожарного поста в с.Норск. В составе пожарной части N 54 с.Норск филиала "5 отряд противопожарной службы Амурской области" был образован пожарный пост с штатной численностью 5 единиц: 1 единица - начальник поста, 4 единицы - водитель пожарного автомобиля. До 1 ноября 2022 года пожарный пост обеспечивал пожарную защиту с.Норск, в котором исключительно деревянные жилые дома и постройки, а также подверженность угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров. Исключение ответчиком из штата пожарного поста при пожарной части N 54 с.Норск филиала "5 отряд ППС Амурской области" в ноябре 2022 года всех работников и ликвидация пожарного поста повлекли невозможность задействовать данное подразделение к осуществлению мероприятий по защите с.Норск от пожаров. Учитывая расстояние до ближайшего поста пожарной части N 54 в пгт.Февральск 80 км, а также установленную нормами предельную скорость движения пожарного автомобиля по грунтовому покрытию - 30 км/ч, в случае возникновения пожара в с.Норск пожарный автомобиль прибудет к месту пожара не ранее, чем через 2 часа 40 минут, что не соответствует требованиям
статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.
Административный истец просил суд возложить обязанность на ГКУ "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" создать подразделение пожарной охраны - пожарный пост в с.Норск Селемджинского района.
Определением Селемджинского районного суда Амурской области от 20 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено правительство Амурской области.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 3 августа 2023 года административный иск прокурора Селемджинского района Амурской области удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" С. указывает на незаконность и необоснованность решения суда, неверное толкование судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять новое решение. Считает, что судом не дана оценка доводам, изложенным в отзыве ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области". Указывает на нарушение судом принципа разумности срока судопроизводства, поскольку решение принято судом после одного судебного заседания. Административным истцом не оспаривался приказ от 1 ноября 2022 года N 3698-к о ликвидации пожарного поста с.Норск в составе пожарной части N 54 с.Норск филиала "5 отряд противопожарной службы Амурской области". ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" реализовало исключительное право на утверждение, изменение структуры и штата Учреждения путем исключения из структуры и штата пожарного поста в с.Норск. Решение о ликвидации пожарного поста в с.Норск было вынужденным и имеющим цель соблюдения трудового законодательства и охраны труда в отношении работников пожарного поста, обусловлена объективной невозможностью обеспечить надлежащее функционирование пожарного поста в связи с наличием длительное время вакансий более 50% личного состава пожарного поста в с.Норск. Судом первой инстанции не дана оценка доказательствам, подтверждающим, что Учреждение неоднократно обращалось в администрацию Селемджинского района с просьбой оказать содействие в поиске кандидатов для трудоустройства в пожарный пост с.Норск для обеспечения его надлежащего функционирования, но необходимая помощь не была оказана. Судом необоснованно применены положения
СП 11.13130.2009 "Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и
методика определения", утвержденные приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 181, которые подлежат применению исключительно при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны. Ссылается на обязанность администрации Норского сельсовета Селемджинского района по принятию мер по обеспечению пожарной защиты с.Норск. Решение суда является неисполнимым, поскольку не представляется возможным установить, какие действия необходимо совершить Учреждению и их сроки.
В апелляционной жалобе представитель министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области П. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, отказать в удовлетворении требований прокурора. Судом первой инстанции не дана оценка доводам ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области", правительства Амурской области и министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области. Указывает на нарушение судом принципа разумности срока судопроизводства, поскольку решение принято судом после одного судебного заседания. Судом первой инстанции не дана оценка доказательствам, подтверждающим, что Учреждение неоднократно обращалось в администрацию Селемджинского района с просьбой оказать содействие в поиске кандидатов для трудоустройства в пожарный пост с.Норск для обеспечения надлежащего функционирования пожарного поста в с.Норск, но необходимая помощь не была оказана. Судом необоснованно применены положения
СП 11.13130.2009 "Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и
методика определения", утвержденные приказом МЧС России от 25 марта 2009 года N 181, который подлежит применению исключительно при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны. Ссылается на обязанность администрации Норского сельсовета Селемджинского района по принятию мер по обеспечению пожарной защиты с.Норск. Решение суда является неисполнимым, поскольку не представляется возможным установить какие действия необходимо совершить Учреждению и их сроки.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Селемджинского района указал на законность и обоснованность решения суда, просил оставить его без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В отзыве на апелляционные жалобы правительство Амурской области поддержало доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просило решение суда отменить, удовлетворить апелляционные жалобы.
В отзыве на апелляционные жалобы Главное управление МЧС России по Амурской области оставило принятие решения по доводам апелляционных жалоб на усмотрение суда.
Прокурор отдела прокуратуры Амурской области Ненадо М.С. возражала по доводам апелляционных жалоб, просила решение суда оставить без изменения.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь
статьями 307,
226 КАС РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Изучив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционных жалоб, отзывы и возражения на них, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями
части 1 статьи 39,
части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу
статьи 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
На основании
статьи 3 этого же Федерального закона система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности наряду с органами государственной власти, органами местного самоуправления, являются также организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно
статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности отнесено, в том числе, нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции; организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ; создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы.
В силу статьи 2 Закона Амурской области от 08 февраля 2005 года N 432-ОЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность в области обеспечивается противопожарной службой Амурской области. Противопожарная служба области входит в Государственную противопожарную службу и является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. Организационная структура, состав, задачи, функции противопожарной службы области определяются положением о противопожарной службе области, утверждаемым Губернатором Амурской области.
Согласно пункту 3 Положения о противопожарной службе Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 23 декабря 2005 года N 695, противопожарная служба Амурской области осуществляет свою деятельность, в том числе через министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области; государственное казенное учреждение Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области".
Основными задачами противопожарной службы являются организация и осуществление профилактики пожаров на территории области (за исключением закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных организаций, обслуживаемых специальными и воинскими подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС России); организация, осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории Амурской области (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах, важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации); спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров; координация деятельности других видов пожарной охраны (пункт 5 Положения).
Согласно
статье 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания пожарных депо на территориях населенных пунктов следует размещать исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских населенных пунктах не должно превышать 10 минут, в сельских населенных пунктах 20 минут.
Порядок и методика определения мест размещения зданий пожарных депо на территориях населенных пунктов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с
пунктом 4.1. "СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и
методика определения" (утв. приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 года N 181) число и места дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта определяются на основании расчетного определения максимально допустимого расстояния от объекта предполагаемого пожара до ближайшего пожарного депо, определения пространственных зон размещения пожарного депо для каждого объекта предполагаемого пожара и областей пересечения указанных пространственных зон для всей совокупности объектов предполагаемого пожара.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области" от 1 ноября 2022 года N 3698-к пожарный пост с.Норск был исключен из структуры и штата Учреждения.
23 ноября 2022 года жители с.Норск Селемджинского района обратились к и.о. прокурора Амурской области по факту ликвидации пожарного поста при пожарной части N 54 с.Норск.
Прокуратурой Селемджинского района была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проверки было установлено, что в составе пожарной части N 54 с.Норск филиала "5 отряд противопожарной службы Амурской области" был образован пожарный пост со штатной численностью 5 единиц: 1 единица - начальник поста, 4 единицы - водитель пожарного автомобиля. До 1 ноября 2022 года пожарный пост обеспечивал пожарную защиту с.Норск, в котором исключительно деревянные жилые дома и постройки, а также подверженность угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
Прокурором Селемджинского района в отношении административного ответчика вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 19 января 2023 года.
В связи с тем, что ответчиком не приняты меры по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, прокурор Селемджинского района обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд принял во внимание значительную удаленность подразделений противопожарной службы области от с.Норск Селемджинского района, особенности дорожного покрытия, учел, что непринятие мер по организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности, тушения пожаров на территории с.Норск Селемджинского района создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории указанного населенного пункта, а также причинение крупного материального ущерба при возникновении пожара, и пришел к выводу, что требования прокурора Селемджинского района обоснованы и на административного ответчика следует возложить обязанность создать подразделение пожарной охраны - пожарный пост в с.Норск Селемджинского района.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемому вопросу положений федеральных законов и подтверждаются представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка.
Из представленных материалов и пояснений участников по делу следует, что в с.Норск Селемджинского района создана добровольная пожарная команда из трех человек, однако достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих, что порядок формирования и осуществление деятельности добровольной пожарной команды с.Норск соответствует положениям Федерального
закона от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", что команда обеспечена всем необходимым снаряжением, оборудованием и в случае возникновения пожара способна выполнить действия по его ликвидации, суду не представлены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что требования приведенных выше норм законодательства административным ответчиком не исполнены, противопожарная защита населения с.Норск не обеспечена.
При этом право на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара имеют все граждане Российской Федерации, независимо от места проживания и численности населения конкретного населенного пункта.
Кроме того, с.Норск Селемджинского района включено в перечень населенных пунктов Амурской области, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, утвержденный постановлением правительства Амурской области от 02 марта 2023 года N 207.
Судебная коллегия учитывает также, что пожарный пост пожарной части N 54 с.Норск Селемджинского района был ликвидирован не в связи с отсутствием необходимости в нем, а в связи с длительным наличием вакантных должностей в штате пожарного поста, при этом решение о ликвидации пожарного поста в с.Норск было вынужденным в связи невозможностью обеспечить надлежащее функционирование пожарного поста.
Доводы апелляционных жалоб о том, решение суда является неисполнимым, поскольку не представляется возможным установить, какие действия необходимо совершить Учреждению и их сроки, судебной коллегией не приняты во внимание, поскольку являются надуманными.
Другие доводы, приведенные в апелляционных жалобах, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела по существу, в связи с чем судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными.
Представленные административным ответчиком суду апелляционной инстанции приказ Амурского бассейнового водного управления от 12 января 2021 года N 4 "Об установлении границы зоны затопления водами рек Селемджа и Альдикон на территории с.Норск Селемджинского района Амурской области" и протокол совещания по вопросам строительства Нижне-Зейской и Селемджинской ГЭС от 27 октября 2023 года N 40, вопреки позиции административного ответчика, не свидетельствуют об отсутствии необходимости создания подразделение пожарной охраны - пожарного поста в с.Норск Селемджинского района.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, в связи с чем решение суда является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы, которые не содержат доказательств, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных
статьями 310 КАС РФ, являющихся основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 307 -
311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 3 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ГКУ Амурской области "Центр обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области", министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть
обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, то есть через Благовещенский городской суд Амурской области.