Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.10.2023 N 88-19065/2023 по делу N 2-3928/2022 (УИД 22RS0065-02-2022-004491-40)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением государственных жилищных сертификатов.
Обстоятельства: Жилищный сертификат признан недействительным и подлежащим уничтожению.
Решение: Отказано.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.10.2023 N 88-19065/2023 по делу N 2-3928/2022 (УИД 22RS0065-02-2022-004491-40)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением государственных жилищных сертификатов.
Обстоятельства: Жилищный сертификат признан недействительным и подлежащим уничтожению.
Решение: Отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 октября 2023 г. N 88-19065/2023
Дело N 2-3928/2022
УИД 22RS0065-02-2022-004491-40
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Латушкиной С.Б.
Судей Леонтьевой Т.В., Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3928/2022, УИД 22RS0065-02-2022-004491-40 по иску Л.А.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю о признании незаконным протокола, признании незаконными действий,
по кассационной жалобе Л.А.В. на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 декабря 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 мая 2023 г.,
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Л.А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю (далее - ГУ МЧС России по Алтайскому краю) о признании незаконными протокола и действий ответчика.
В обоснование заявленных требований Л.А.В. ссылался на то, что он включен в программу "Жилище" с выдачей жилищного сертификата с составом семьи 4 человека (2 дочери и мать Л.А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения), из расчета предоставления жилой площади 72 кв. м.
В 2019 году Л.А.В. написал заявление на подтверждение участия в программе "Жилище" на планируемый 2020 год, однако в 2020 году ГУ МЧС России по Алтайскому краю не выполнило обязательство по обеспечению его жильем, в связи с чем, 15 июня 2021 г. он подтвердил свое участие в программе на 2022 год, при этом, на дату обращения с заявлением у кого-либо из членов семьи имущества не имелось.
Протоколом заседания комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю N от 30 июля 2021 г. Л.А.В. включен в список граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации на планируемый 2022 год с вышеуказанными членами семьи, произведен расчет норматива общей площади для социальной выплаты (ГЖС) в размере 37,66 кв. м. С данным расчетом Л.А.В. не согласен, так как не учтены интересы других проживающих в квартире родственников.
15 апреля 2022 г. Л.А.В. и члены семьи явились за получением жилищного сертификата, однако на заседании жилищно-бытовой комиссии жилищный сертификат признан недействительным и подлежащим уничтожению в связи с наличием у Г.Е. квартиры. В ходе заседания проводилась видеосъемка, опрашивалась дочь - Г.Е.
По мнению Л.А.В., дочерью Г.Е. приобретено не жилое помещение, а право на участие в долевом строительстве, жилое помещение Г.Е. не принадлежит, по брачному договору это собственность ее супруга, обременено ипотекой, приобретено в кредит, сдано с правом выкупа.
Л.А.В. считает, что у ГУ МЧС России по Алтайскому краю отсутствует право на уничтожение государственного жилищного сертификата, видеосъемка велась незаконно.
На основании изложенного, Л.А.В. просил суд признать незаконными действия ГУ МЧС России по Алтайскому краю и должностных лиц жилищно-бытовой комиссии при вручении государственного жилищного сертификата N Л.А.В. и членам его семьи, зарегистрированные протоколом N от 15 апреля 2022 г., на котором принято решение о признании его недействительным и подлежащим уничтожению.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 декабря 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 мая 2023 г., в удовлетворении исковых требований Л.А.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Л.А.В. просит отменить решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 декабря 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 мая 2023 г.
На кассационную жалобу письменные возражения не представлены.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Л.А.В., представитель ответчика ГУ МЧС России по Алтайскому краю, третьи лица - Г.А., Г.Е., Л.А.А., Г.Р., представитель третьего лица ФКУ "Финансово-расчетный центр МЧС России" не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного почтового отправления, сформированными официальным сайтом Почты России.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 7 июля 1993 г. Л.А.В. являлся сотрудником федеральной противопожарной службы. 24 апреля 2016 г. уволен по сокращению штатов.
Согласно выписки из протокола N заседания Комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы проходящих службу в ГУ МЧС России по Алтайскому краю и подчиненных ему подразделениях от 1 декабря 2017 г. Л.А.В. считается принятым на учет лиц, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма (улучшении жилищных условий) с составом семьи три человека: Л.А.В., дочь - Л.А.А., дочь - Л.Е. по первоначально поданному рапорту с 11 августа 1999 г.
20 февраля 2000 г. Л.А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека: супруга Л.Е.Ю., дочь Л. (после брака Г.) А.А., дочь Л. (после брака Г.) Е.А., что подтверждается выпиской из протокола N заседания жилищно-бытовой комиссии ПЧ-2 УГПС УВД Алтайского края.
Из материалов жилищного дела, выписки из домой книги усматривается, что с 16 июля 1985 г. Л.А.В. на основании ордера N от 4 июня 1985 г. зарегистрирован и проживает в квартире N по <адрес>, площадью 60,1 кв. м. В квартире также зарегистрированы: дочь Г. (Л.) Е. с ДД.ММ.ГГГГ, дочь Г. (Л.) А. с ДД.ММ.ГГГГ, внучка Г. с ДД.ММ.ГГГГ временно, постоянно с ДД.ММ.ГГГГ, брат Л.С.В. с ДД.ММ.ГГГГ, племянник Л. (сын Л.) с ДД.ММ.ГГГГ, мать Л.А.А. с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведениям из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Л.А.В. принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>, площадью 521 кв. м, участок N 335, площадью 682 кв. м; Л.С.В. принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 75.4 кв. м (1/3 доли), содержится запись об ограничении прав в виде ипотеки; жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 44.5 кв. м; Л.А.А. принадлежит право собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пом. 72, общей площадью 3,8 кв. м; Л.Е.Ю. принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 28 кв. м, ограничение прав в виде ипотеки.
Также из материалов дела усматривается, что 26 мая 2020 г. Г.Р. и Г.Е. на основании договора уступки права требования приобрели право требования от застройщика в общую совместную собственность квартиры по <адрес>, общей площадью 60,1 кв. м, стоимостью 3 000 000 рублей.
30 июня 2021 г. Л.А.В. подан рапорт на участие в ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации и "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 2022 год с составом семьи четыре человека: Л.А.В., дочь - Г.А., дочь - Г.Е., мать - Л.А.А.
30 июля 2021 г. Л.А.В. включен в список граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на планируемый 2022 год с членами семьи дочь - Л.А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь - Л.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, мать - Л.А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, с даты первоначально поданного заявления - 14 января 2000 г. Учетное дело направлено в ФКУ "Финансово-расчетный центр МЧС России".
Размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения рассчитан исходя из следующих показателей: состав семьи владельца сертификата Л.А.В.: Л.А.А., Г.Е., Г.А.; норматив общей площади жилого помещения 37,66 кв. м; норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации 69 261 рублей; повышающий коэффициент к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации 1,10, сумма составила 2 968 206 рублей.
24 ноября 2021 г. между Г.Р. (арендодатель) и Ч.Д.В. (арендатор) заключен договор аренды с правом выкупа квартиры по <адрес>.
Согласно пункту 3 указанного договора аренды квартира сдается в аренду бессрочно с момента подписания сторонами договора.
В соответствии с пунктом 4 названного договора арендная плата за весь период аренды определена в размере 1 рубль в месяц, уплачиваемых в данном размере арендатором одновременно в день подписания договора.
На основании пункта 8 договора указанная квартира переходит в собственность арендатора по истечении его срока при условии внесения арендатором всей обусловленной договором цены, не ранее чем через три года с момента заключения договора.
Г.Р. и Г.Е. (до брака Л.Е.) состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, площадью 60,1 кв. м, принадлежит Г.Р. и Г.Е. на праве общей совместной собственности на основании договора участия в долевом строительстве N от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за N, договора уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ по договору N N участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за N, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ между Г.Р. и Г.Е. заключен брачный договор серии АА N, по условиям которого Г.Р. и Г.Е. изменили установленный режим собственности супругов и определили, что квартира по адресу: <адрес>, площадью 60,1 кв. м с момента государственной регистрации права собственности будет являться раздельной собственностью Г.Р. Г.Е. не вправе претендовать на указанную квартиру.
18 марта 2022 г. на имя Л.А.В. выпущен государственный жилищный сертификат УВ N на сумму 2 869 206 руб.
12 апреля 2022 г. Л.А.В. в письме N уведомлен о выделении государственного жилищного сертификата, для получения которого ему 15 апреля 2022 г. необходимо прибыть вместе с членами семьи: Л.А.А., Г.А., Г.Е. в ГУ МЧС России по Алтайскому краю.
В соответствии с выпиской из протокола N заседания комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю от 15 апреля 2022 г. государственный жилищный сертификат признан недействительным и подлежащим уничтожению в соответствии с пунктом 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, в связи с тем, что на момент издания государственного жилищного сертификата Г.Е., включенной в состав членов семьи истца, на праве совместной собственности принадлежала квартира по адресу: <адрес>. Брачный договор от ДД.ММ.ГГГГ, по которому Г.Е. не вправе претендовать на квартиру, приобретенную в браке с Г.Р., расположенную по адресу: <адрес>, заключен после даты издания государственного жилищного сертификата, и на момент выдачи государственного жилищного сертификата факт совместной собственности имел место быть.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Л.А.В. требований о признании незаконным действий ГУ МЧС России по Алтайскому краю при вручении государственного жилищного сертификата, суд первой инстанции исходил из того, что действия члена семьи истца дочери Г.Е., осуществившей после даты издания государственного жилищного сертификата отчуждение принадлежащей ей совместно с супругом Г.Р. на праве общей совместной собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 60,1 кв. м, были обоснованно расценены членами жилищной комиссии как намеренное ухудшение жилищных условий с целью получения социальной выплаты, поскольку отчуждение квартиры из совместной собственности супругов путем заключения брачного договора произошло непосредственно перед заседанием жилищной комиссии 15 апреля 2022 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) удостоверяется именным свидетельством - сертификатом.
Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники (абзац 4 подпункта "а" пункта 5 Правил);
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (абзац 6 подпункта "а" пункта 5 Правил).
Для участия в ведомственной целевой программе указанные лица подают в учреждения федеральных органов заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N с приложением документов, перечисленных в подпункте "а" пункта 19 Правил.
В силу пункта 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Указанный норматив согласно подпункта "в" пункта 16.1 Правил применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилые помещения без установленных обременении, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 16.2 Правил в случае совершения гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а", "б" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи либо членами семьи гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте "ж" пункта 5 настоящих Правил, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.
Согласно абзацу 3 пункта 16(2) Правил в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил (в отношении жилого помещения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами), решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Абзацем 4 пункта 16 (2) Правил предусмотрено, что право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику процессуальных мероприятий только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику процессуальных мероприятий возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
В соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Суды первой и апелляционной инстанций, правильно применив приведенные нормы материального права, установив, что размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения был рассчитан исходя из состава семьи истца, в том числе дочери Г.Е., которой на праве общей совместной собственности принадлежало жилое помещение площадью 60,1 кв. м, однако ДД.ММ.ГГГГ, непосредственно перед заседанием комиссии ГУ МЧС России по Алтайскому краю, Г.Е. на основании брачного договора от ДД.ММ.ГГГГ отказалась от своего права на указанную квартиру, пришли к выводу о том, что данные действия члена семьи Л.А.В. - Г.Е. обосновано расценены ГУ МЧС России по Алтайскому краю в качестве действий, намеренно ухудшивших жилищные условия с целью получения социальной выплаты, с учетом норматива общей площади жилого помещения (не менее 18 кв. м), в связи с чем пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что при написании заявления на подтверждение участия в программе и выдачу государственного жилищного сертификата Л.А.В. не был известен факт наличия в собственности Г.Е. жилого помещения, квартира не являлась единоличной собственностью Г.Е., обременена ипотекой, брачный договор, заключенный между Г.Е. и Г.Р. не имеет к Л.А.В. никакого отношения отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку основаны на ошибочном применении норм материального права.
Факт принадлежности Г.Е. и Г.Р. на праве общей совместной собственности квартиры расположенной по адресу: <адрес>, площадью 60,1 кв. м подтверждается материалами дела и установлен судом первой и апелляционной инстанций на основании совокупности имеющихся в материалах дела доказательств. Изменение режима собственности супругов непосредственно перед заседанием жилищной комиссии, на котором решался вопрос о выдаче государственного жилищного сертификата Л.А.В. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, обоснованно расценено судами как намеренное ухудшение жилищных условий с целью получения социальной выплаты, с учетом норматива общей площади жилого помещения не менее 18 кв. м.
Принимая во внимание положения части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в их системной взаимосвязи с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что поскольку Г.Е. является членом семьи Л.А.В., участника ведомственной целевой программы, участвует в расчете размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения, с учетом того, что право общей совместной собственности Г.Е. возникло до выпуска государственного жилищного сертификата, право общей совместной собственности Г.Е. на указанное выше жилое помещение прекращено после выпуска государственного жилищного сертификата, то с учетом положения пункта 16(2) Правил норматив общей площади жилого помещения составит 11,9 кв. м, что менее установленного пунктами 16 и 16(2) Правил норматива общей площади жилого помещения 18 кв. м для расчета социальной выплаты на каждого члена семьи при ее численности три человека и более.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. м. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Пунктом 44(1) Правил предусмотрено, что в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, сертификат гражданину - участнику ведомственной целевой программы не вручается.
Вопреки доводам кассационной жалобы наличие обременения на квартиру в виде залога (ипотеки) квартиры не свидетельствует о том, что квартира не принадлежала Г.Е.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчиком не представлены оригиналы документов, направляемых в суд первой инстанции, отмену обжалуемых судебных актов не влекут.
В соответствии с абзацем вторым части второй статьи 71 ГПК РФ подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или, когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.
Ссылаясь на отсутствие в деле оригиналов документов, представленных ответчиком, истец не представил иных документов, отличных по содержанию представленных ответчиком.
Иные доводы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых решения суда и апелляционного определения кассационным судом общей юрисдикции.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 декабря 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Л.А.В. - без удовлетворения.