Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.10.2023 N 88-19065/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 23.05.2023 N 33-4189/2023 (УИД 22RS0065-02-2022-004491-40)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением государственных жилищных сертификатов.
Обстоятельства: Жилищный сертификат признан недействительным и подлежащим уничтожению.
Решение: Отказано.
Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 23.05.2023 N 33-4189/2023 (УИД 22RS0065-02-2022-004491-40)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением государственных жилищных сертификатов.
Обстоятельства: Жилищный сертификат признан недействительным и подлежащим уничтожению.
Решение: Отказано.
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2023 г. N 33-4189/2023
N 2-3928/2022
УИД 22RS0065-02-2022-004491-40
Судья: Чернова Н.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Владимировой Е.Г., Шторхуновой М.В.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Л.А.В. на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 декабря 2022 года по делу
по иску Л.А.В. к Главному управлению МЧС России по Алтайскому краю о признании незаконными протокола, признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Вегель А.А., судебная коллегия
установила:
Л.А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Алтайскому краю (далее - ГУ МЧС России по АК) о признании незаконными протокола и действий ответчика.
В обоснование заявленных требований указывал, что истец включен в программу на выдачу жилищного сертификата с составом семьи 4 человека (2 дочери и мать Л.А.А.,ДД.ММ.ГГ года рождения), ему предоставлен расчет жилой площади *** кв. м. В 2020 году ответчик не выполнил обязательство по обеспечению истца жильем, в связи с чем, 15 июня 2021 года Л.А.В. подтвердил свое участие в программе на 2022 год, при этом, на дату обращения с заявлением у кого-либо из членов семьи имущества не имелось.
Протоколом заседания комиссии ГУ МЧС России по АК N 7 от 30 июля 2021 года Л.А.В. включен в список граждан - участников ведомственной целевой
программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации на планируемый 2022 год с вышеуказанными членами семьи, произведен расчет норматива общей площади для социальной выплаты (ГЖС) в размере *** кв. м. С данным расчетом истец не согласен, так как не учтены интересы других проживающих в квартире родственников.
15 апреля 2022 года истец и члены семьи явились за получением жилищного сертификата, однако на заседании жилищно-бытовой комиссии жилищный сертификат признан недействительным и подлежащим уничтожению в связи с наличием у Г.Е. квартиры. В ходе заседания проводилась видеосъемка, опрашивалась дочь истца - Г.Е.
По мнению истца, дочерью Г.Е. приобретено не жилое помещение, а право на участие в долевом строительстве, жилое помещение Г.Е. не принадлежит, по брачному договору это собственность ее супруга, обременено ипотекой, приобретено в кредит, сдано с правом выкупа.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также на то, что у ответчика право на уничтожение государственного жилищного сертификата отсутствует, видеосъемка велась незаконно, истец просил признать незаконными действия ответчика и должностных лиц жилищно-бытовой комиссии при вручении государственного жилищного сертификата *** Л.А.В. и членам его семьи, зарегистрированные протоколом *** от 15 апреля 2022 года, на котором принято решение о признании его недействительным и подлежащим уничтожению.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 декабря 2022 года исковые требования Л.А.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что
постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 не предусматривает право ответчика на уничтожение государственного жилищного сертификата, поскольку решение о его выдаче принято не ГУ МЧС России по АК.
Судом не учтено, что по состоянию на 1 июня 2022 года право собственности на квартиру у Г.Е. отсутствует, поэтому оснований для отказа в выдаче сертификата у ответчика не имелось. Вопреки выводам суда, на основании брачного договора право собственности оформлено только на супруга Г.Е. - Г.Р. Приобретенная им квартира находится в обременении у банка и третьих лиц. Такие жилые помещения в
постановлении Правительства Российской Федерации N 153 не указаны. Заключенный супругами Г-выми брачный договор к истцу отношения не имеет, и не может быть учтен при разрешении спора. Имевшаяся квартира у супруга дочери Г.Р. не могла быть принята во внимание судом, поскольку он не является членом семьи истца.
Полагает, что судом необоснованно учтен факт наличия вышеуказанной квартиры в собственности одного из членов семьи истца, поскольку он и его дочь не знали о приобретении данной недвижимости Г.Р.
Правилами реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, не предусмотрено последствий по ухудшению жилищных условий членами семьи и гражданами, относящимися к категории
подп. "а" п. 5 данного постановления. Правилами не установлены критерии по ухудшению жилищных условий при расчете для предоставления государственных жилищных сертификатов членам семьи гражданина.
Ссылается на нарушение судом норм процессуального права ввиду того, что им не исследованы материалы дела, касающиеся отсутствия недвижимого имущества у членов семьи истца, факта обременения квартиры по <адрес>. Также ответчиком не представлены оригиналы документов, направляемых в суд первой инстанции, однако они в полном объеме учтены судом.
Выражает несогласие с требованием ответчика о расторжении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, поскольку данный договор им не заключался.
Ответчиком незаконно производилась видеосъемка при заседании жилищно-бытовой комиссии, что нарушает право истца на охрану изображения гражданина (
ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Дочь истца Г.Е. опрашивалась ответчиком незаконно, поскольку такое право у него отсутствует.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ГУ МЧС по АК просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Л.А.В. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель ответчика А. возражала против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу
ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании
ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения суда.
Судом установлено, что с 7 июля 1993 года Л.А.В. являлся сотрудником федеральной противопожарной службы. 24 апреля 2016 года уволен по сокращению штатов.
20 февраля 2000 года Л.А.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека: супруга <ФИО 1> дочь Л. (после брака Г.) А.А., дочь Л. (после брака Г.) Е.А., что подтверждается выпиской из протокола N 2 заседания жилищно-бытовой комиссии ПЧ-2 УГПС УВД Алтайского края.
Из материалов жилищного дела, выписки из домой книги усматривается, что с 16 июля 1985 года Л.А.В. на основании ордера *** от 4 июня 1985 года зарегистрирован и проживает в <адрес>, площадью *** кв. м. В квартире также зарегистрированы: дочь Г. (Л.) Е. с 23 марта 1995 года, дочь Г. (Л.) А. с 16 ноября 1990 года, внучка <ФИО 2>. с 10 июля 2013 года временно, постоянно с 24 января 2018 года, брат <ФИО 3> с 16 июля 1985 года, племянник <ФИО 4> (сын <ФИО 4>.) с 10 октября 2000 года, мать Л.А.А. с 16 июля 1985 года.
Согласно сведениям из ЕГРН от 3 июня 2022 года Л.А.В. принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: <адрес>.; <ФИО 3> принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> содержится запись об ограничении прав в виде ипотеки; жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.; Л.А.А. принадлежит право собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.; <ФИО 1> принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>., ограничение прав в виде ипотеки.
Также из материалов дела усматривается, что 26 мая 2020 года Г.Р. и Г.Е. на основании договора уступки права требования приобретено право требования от застройщика в общую совместную собственность квартиры по <адрес> стоимостью 3 000 000 рублей.
30 июня 2021 года Л.А.В. подан рапорт на участие в программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ" на 2022 год.
30 июля 2021 года Л.А.В. включен в список граждан - участников ведомственной целевой
программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на планируемый 2022 год с членами семьи дочь - Л.А.А., *** года рождения, дочь - Л.Е., *** года рождения, мать - Л.А.А., <...> года рождения, с даты первоначально поданного заявления - 14 января 2000 года. Учетное дело направлено в ФКУ"Финансово-расчетный центр МЧС России".
Размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения рассчитан исходя из следующих показателей: состав семьи владельца сертификата Л.А.В.: Л.А.А., Г.Е., Г.А.; норматив общей площади жилого помещения *** кв. м; норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации 69 261 рублей; повышающий коэффициент к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации 1,10, сумма составила 2 968 206 рублей.
24 ноября 2021 года между Г.Р. (арендодатель) и <ФИО 5> (арендатор) заключен договор аренды с правом выкупа квартиры по <адрес>. Арендная плата за весь период аренды определена в размере 1 рубль в месяц, уплачиваемых в данном размере арендатором одновременно в день подписания договора. (п. 4 договора). Квартира сдается в аренду бессрочно (п. 3 договора), переходит в собственность арендатора по истечении срока при условии внесения последним обусловленной договором цены, но не ранее чем через три года с момента заключения договора.
13 апреля 2022 года между Г.Р. и Г.Е. заключен брачный договор серии АА ***, по условиям которого Г.Е. не вправе претендовать на квартиру, приобретенную в браке с Г.Р., расположенную по адресу: <адрес>.
В 2022 году на имя Л.А.В. выпущен государственный жилищный сертификат.
12 апреля 2022 года Л.А.В. в письме N*** уведомлен о выделении государственного жилищного сертификата, для получения которого ему 15 апреля 2022 года необходимо прибыть вместе с членами семьи: Л.А.А., Г.А., Г.Е. в ГУ МЧС России по Алтайскому краю.
15 апреля 2022 года государственный жилищный сертификат признан недействительным и подлежащим уничтожению в соответствии с
п. п. 44,
44(1) постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в связи с тем, что на момент издания государственного жилищного сертификата Г.Е., включенной в состав членов семьи истца, на праве совместной собственности принадлежала квартира по адресу: <адрес>. Данное решение оформлено в виде протокола заседания комиссии ГУ МФС России по Алтайскому краю ***.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходя из положений
постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной
программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", учитывая, что отчуждение квартиры из совместной собственности супругов Г-вых путем заключения брачного договора произошло непосредственно перед заседанием жилищной комиссии 13 апреля 2022 года, пришел к выводу, что данные действия члена семьи Л.А.В. - Г.Е. обосновано расценены ответчиком в качестве действий, намеренно ухудшивших жилищные условия с целью получения социальной выплаты, с учетом норматива общей площади жилого помещения (не менее 18 кв. м), в связи с чем, отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку доказательств, свидетельствующих о нуждаемости Л.А.А. в улучшении жилищных условий, не представлено.
В соответствии с положениями
ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным
кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в
ч. 1 указанной статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со
ст. 4 данного Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно
ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Частью 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила N 153), положения которых приводятся в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений.
Из
подп. "а" п. 5 указанных Правил следует, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном этими Правилами, имеют, в том числе, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники.
Получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в
п. 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном
п. п. 19 -
21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (
п. 6 Правил N 153).
Гражданам - участникам подпрограммы социальная выплата на приобретение жилья предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади, определенного
п. 16 этих Правил для семей разной численности.
В
п. 16 Правил N 153 предусмотрено, что норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
Согласно
п. 16(2) в случае совершения гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в
подп. "а",
"б" или
"е" п. 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи либо членами семьи гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в
попд. "ж" п. 5 настоящих Правил, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в
п. 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, на которую в результате указанных действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.
В случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в
подп. "а" или
"е" п. 5 настоящих Правил, и членами его семьи, не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в
п. 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма.
В случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в
подп. "а" или
"е" п. 5 настоящих Правил, либо гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в
подп. "з" п. 5 настоящих Правил (в отношении жилого помещения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами), решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в
п. 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем
пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. м. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
В
п. 17 Правил N 153 указано, что в отношении граждан, указанных в
подп. "а" -
"е" п. 5 настоящих Правил членами семьи гражданина - участника ведомственной целевой программы (за исключением граждан, указанных в
п. 17(1) и
17(2) настоящих Правил) признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке
Основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте
п. 5 настоящих Правил
(п. "а"); непредставление или неполное представление документов, указанных в
п. 19 настоящих Правил
(п. "б"); недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах
(п. "в"); реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета (
п. "г") (
п. 22 Правил).
Из
п. 23 Правил N 153 следует, что повторное обращение с заявлением (рапортом) об участии в ведомственной целевой программе допускается после устранения оснований для отказа, указанных в
подп. "б" и
"в" п. 22 настоящих Правил.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что уволенные из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более, могут претендовать на меры государственной поддержки по обеспечению жилым помещением в случае признания за ними нуждаемости в улучшении жилищных условий, в связи с чем, они должны состоять на соответствующем учете при соблюдений условий, а также признания их участниками ведомственной целевой программы. Для участия в ведомственной целевой программе данные граждане подают заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе, с приложением определенного перечня документов. Основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является, в числе прочего, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
В случае совершения гражданином, а также членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам и размером отчужденной общей площадью жилого помещения. Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. м.
Целью получения социальной выплаты является приобретение жилья в установленном размере жилой площади на состав семьи, что будет свидетельствовать об обеспеченности истца с составом семьи 4 человека, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что
Правилами N 153 не установлены критерии по ухудшению жилищных условий при расчете для предоставления государственных жилищных сертификатов членам семьи гражданина, судебной коллегией во внимание не принимаются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
В данном случае судом первой инстанции верно применены положения
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ в их системной взаимосвязи с положениями
Правил N 153, предусматривающие условия наличия права лица (Л.А.В.) на получение государственного жилищного сертификата.
При разрешении спора судом достоверно установлен факт приобретения Г.Е., включенной в состав членов семьи истца на получение сертификата, жилого недвижимого имущества в 2020 году, что свидетельствует о наличии у последней на праве общей совместной собственности квартиры, которая непосредственно перед заседанием жилищно-бытовой комиссии передана в единоличную собственность ее супругу.
При таких обстоятельствах ответчиком обоснованно данная квартира учтена при расчете норматива общей площади, так как на момент подачи документов на выдачу государственного жилищного сертификата имел место факт наличия права общей совместной собственности на квартиру у члена семьи истца.
Расчетная общая площадь жилого помещения истца при численности семьи 4 человека (Л.А.В., две дочери, мать) составляет *** кв. м (*** кв. м ****). Таким образом, с учетом положения п. 16(2), норматив общей площади жилого помещения при совершении действий по ухудшению жилищных условий составит *** кв. м (*** кв. м - *** кв. м (площадь квартиры, отчуждаемая по брачному договору), что менее установленного
п. 16,
п. 16 (2) Правил N 153, норматива общей площади помещения (*** кв. м) для расчета социальной выплаты на каждого члена семьи при ее численности три человека и более.
Таким образом, с учетом действий Г.Е., являющейся членом семьи Л.А.В., по отчуждению жилого помещения, выразившихся в заключении 13 апреля 2022 года (за 2 дня до заседания жилищной комиссии) брачного договора с супругом, по которому ранее приобретенная ими квартира в общую совместную собственность, является раздельной собственностью супруга, и безусловно приведших к ухудшению жилищных условий, учитывая, что норматив для расчета социальной выплаты у Л.А.В. составляет менее *** кв. м, суд обосновано не нашел оснований для признания незаконным оспариваемого протокола ответчика.
Указание на то, что по состоянию на 1 июня 2022 года право собственности на квартиру у Г.Е. отсутствует, на выводы суда не влияет, поскольку на момент выдачи государственного жилищного сертификата установлен факт намеренного ухудшения жилищных условий, доказательств обратного суду не представлено.
Не принимается во внимание довод о том, что Г.Е. не знала о приобретении данной недвижимости Г.Р., поскольку в договоре уступки права требования от 26 мая 2020 года имеется собственноручная подпись последней. Доказательств того, что подпись Г.Е. выполнена иным лицом, в связи с чем, она не могла знать о заключенном договоре, в материалы дела не представлено.
Доводы о том, что брачный договор, заключенный между супругами Г-выми, не имеет отношения к истцу, признаются необоснованными, учитывая, что Г.Е. является членом семьи Л.А.В.
Ссылка на то, что требование ответчика о расторжении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> незаконно, отклоняется, поскольку данное обстоятельство не привело к признанию государственного жилищного сертификата недействительным, не учитывалось ответчиком при принятии данного решения.
Представленный суду апелляционной инстанции договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от 12 января 2023 года ***, учитывая его заключение после даты вынесения оспариваемого протокола комиссии, о незаконности данного протокола не свидетельствует.
Не находит оснований судебная коллегия согласиться с доводами жалобы об отсутствии права ответчика на уничтожение государственного жилищного сертификата.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что наличие либо отсутствие такового права у ответчика не имеет юридического значения при разрешении настоящего спора, поскольку не влияет на отказ в выдаче государственного жилищного сертификата.
Указание истца на нарушение судом норм процессуального права ввиду того, что им не исследованы материалы дела, касающиеся отсутствия недвижимого имущества у членов семьи истца, факта обременения квартиры по <адрес> является необоснованным, опровергается материалами дела.
Так, согласно протоколу судебного заседания от 14 декабря - 28 декабря 2022 года судом исследовались копии договора уступки права требования, брачного договора, а также договора аренды с правом выкупа квартиры и иные материалы настоящего гражданского дела. Кроме того, вышеуказанные документы оценены судом при вынесении решения.
Отклоняя довод жалобы о том, что ответчиком не представлены подлинники документов, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в соответствии с
абзацем 2 ч. 2 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию.
Между тем, документов, требующих своего подтверждения путем предоставления их подлинников в данном случае не имеется, поскольку факт вынесенного протокола *** от 15 апреля 2022 года сторонами спора не оспаривался, ответчик лишь выражал несогласие с мотивами отказа.
Ссылка в жалобе на незаконность проведенного опроса Г.Е. ГУ МЧС России по Алтайскому краю является несостоятельной, поскольку сам по себе допрос, право проведения которого имеют сотрудники органов представительного расследования, в том правовом смысле, придаваемом ему нормами уголовного-процессуального права, ответчиком не проводился. Доказательств этому истцом не представлено. Уточнение информации при рассмотрении вопроса о выдаче государственного жилищного сертификата действующим законодательством не запрещается.
Довод истца о незаконности видеосъемки оценен при разрешении спора и мотивированно отклонен в решение суда, оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
В целом доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Само по себе несогласие истца с установленными судом обстоятельствами, с оценкой которых суд апелляционной инстанции соглашается, не может служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, предусмотренных законом оснований для отмены судебного постановления не имеется.
Руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Л.А.В. - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГ.