Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2022 N 88-7392/2022 по делу N 2-3160/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 3) О признании заключения недействительным.
Обстоятельства: Истец не согласен с примененным в отношении него дисциплинарным взысканием, полагает, что в его должностные обязанности не входит реагирование на чрезвычайные ситуации, участие в постановке задач при реагировании на чрезвычайные ситуации, участие в тренировках. Какие-либо приказы о привлечении его к участию в тренировке за пределами нормальной продолжительности служебного времени не принимались.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2022 N 88-7392/2022 по делу N 2-3160/2021
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 3) О признании заключения недействительным.
Обстоятельства: Истец не согласен с примененным в отношении него дисциплинарным взысканием, полагает, что в его должностные обязанности не входит реагирование на чрезвычайные ситуации, участие в постановке задач при реагировании на чрезвычайные ситуации, участие в тренировках. Какие-либо приказы о привлечении его к участию в тренировке за пределами нормальной продолжительности служебного времени не принимались.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 апреля 2022 г. N 88-7392/2022
Дело N 2-3160/2021
N 54RS0010-01-2021-003237-34
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Новожиловой И.А., Гусева Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3160/2021 (54RS0010-01-2021-003237-34) по иску В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области о признании заключения по результатам служебной проверки и приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконными, отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе В. на
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 24 августа 2021 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., выслушав объяснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области Ч., действующего на основании доверенности, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
В. (далее по тексту - В., истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (далее - Главное управление МЧС России по Новосибирской области) о признании заключения по результатам служебной проверки и приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконными, отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований В. указал, что проходил службу в Главном управлении МЧС России по Новосибирской области в должности начальника юридического отдела.
Приказом Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 18 января 2021 г. N на него наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за опоздание на постановку задач для руководящего состава Главного управления МЧС России по Новосибирской области.
Приказ был издан на основании проведенной в отношении него служебной проверки.
В. не согласен с примененным в отношении него дисциплинарным взысканием, полагает, что в его должностные обязанности не входит реагирование на чрезвычайные ситуации, участие в постановке задач при реагировании на чрезвычайные ситуации, участие в тренировках. Какие-либо приказы о привлечении его к участию в тренировке за пределами нормальной продолжительности служебного времени не принимались.
Приказы Главного управления МЧС России по Новосибирской области не предусматривают сроков прибытия на тренировки за пределами рабочего времени.
В. также указывает, что служебная проверка была проведена с нарушениями Федерального
закона Российской Федерации от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Порядка проведения служебной проверки в системе МЧС России.
В. просил суд признать незаконным заключение по результатам служебной проверки от 23 ноября 2020 г.; отменить наложенное на него приказом Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 18 января 2021 г. N дисциплинарное взыскание в виде замечания; признать приказ Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 18 января 2021 г. N незаконным; взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 24 августа 2021 г. в удовлетворении исковых требований В. отказано в полном объеме.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 декабря 2021 г.
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 24 августа 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, В. просит отменить
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 24 августа 2021 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 декабря 2021 г. и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На кассационную жалобу Главным управлением МЧС России по Новосибирской области принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании
части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно
части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что В. проходил службу в Главном управлении МЧС России по Новосибирской области в должности начальника юридического отдела с 1 января 2020 г.
В соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 8 сентября 2020 г. N "О проведении комплексной тренировки" на основании приказа Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 12 марта 2020 г. N "О подготовке и проведении мероприятий оперативной подготовки в 2020 году" на 10 сентября 2020 г. запланировано проведение комплексной тренировки с органами управления и силами функциональных и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Новосибирской области по теме: "Реагирование на чрезвычайную ситуацию, связанную с крушением пассажирского авиационного судна" в связи с чем в целях своевременной подготовки к участию в комплексной тренировке приказано утвердить план комплексной тренировки (приложение к приказу Главного управления от 8 сентября 2020 г. N), организовать проведение тренировки в соответствии с планом.
В соответствии с приложением N 3.1 к приказу Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 31 декабря 2019 г. N "Об организации оповещения личного состава Главного управления, подчиненных подразделений Главного управления, ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области", руководящего состава Правительства Новосибирской области, межведомственного оперативного штаба ЛЧС Новосибирской области, служб РСЧС" В. включен в список руководящего состава Главного управления МЧС России по Новосибирской области.
Приказом Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 31 декабря 2019 г. N "Об организации оперативного управления в Главном управлении МЧС России по Новосибирской области при реагировании на чрезвычайные ситуации" утверждено Положение о порядке организации оповещения при реагировании на чрезвычайные ситуации (происшествия) и при проведении учений (тренировок) (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения сбор руководящего состава и ОШ ЛЧСП осуществляется по сигналам: "Внимание! Объявлен сбор руководящего состава и оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушения пожаров. Время сбора ___ часов ___ минут"; Время оповещения не должно превышать 10 минут; Время сбора руководящего состава Главного управления: в рабочее время - 30 минут; в нерабочее время - до 1 часа. Место сбора руководящего состава Главного управления: <адрес>.
Согласно распечатке отчета об оповещениях В. 10 сентября 2020 г. в 06:39:59 час. оповещен о введении режима функционирования "Чрезвычайной ситуации" по телефону. В 07:47:15 час. 10 сентября 2020 г. зафиксирован проход В. через турникет, то есть за пределами 1 часа. Ключи от служебного кабинета В. взял 10 сентября 2020 г. в 07:50 час.
10 сентября 2020 г. заместителем начальника Главного управления (по антикризисному управлению) А.А. Задорожным подан рапорт на имя первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области Л.В., в котором сообщено о том, что 10 сентября 2020 г. в ходе проведения комплексной тренировки в соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 9 сентября 2020 г. N "О проведении комплексной тренировки" в 6.30 (нск) 10 сентября 2020 г. был введен режим "Чрезвычайная ситуация" для Главного управления МЧС России по Новосибирской области (по тренировке). На постановку задач под руководством первого заместителя начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области из числа руководящего состава Главного управления к сроку, установленному в
приложении N 1 к приказу МЧС России от 15 мая 2020 г. N "Об утверждении Положения о порядке проведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время", не прибыло 8 человек, в том числе начальник отдела юридического подполковник внутренней службы В.
Согласно резолюции на рапорте, первым заместителем начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области принято решение организовать проведение служебной проверки.
Приказом Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 21 сентября 2020 г. N создана комиссия по проведению служебной проверки.
15 октября 2020 г. на основании рапорта начальника оперативного управления оперативного реагирования, организации взаимодействия и координации деятельности территориальных органов МЧС России по Сибирскому федеральному округу Б.К. (председателя комиссии) в связи с убытием В. в отпуск с 1 октября 2020 г. до 30 октября 2020 г., срок проведения служебной проверки продлен.
5 ноября 2020 г. В. даны письменные объяснения в которых он пояснил, что на 10 сентября 2020 г. была запланирована комплексная тренировка на основании приказа Главного управления от 8 сентября 2020 г. N. По плану сбор руководящего состава до 09.00 10 сентября 2020 г. Вместе с тем, в 6.41 поступил звонок из ЦУКС о введении режима функционирования "Чрезвычайная ситуация (по тренировке)". О получении сигнала доложил первому заместителю начальника Главного управления и незамедлительно направился в Главное управление из места жительства в р.п. Колывань. По прибытии в Главное управление принял участие в совещании.
В соответствии с докладом заместителя начальника управления оперативного реагирования, организации взаимодействия и координации деятельности территориальных органов МЧС России по Сибирскому федеральному округу от 5 ноября 2020 г. на имя начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области О., в связи с отсутствием по причине болезни и отпуска членов комиссии, председателя комиссии, подготовлен проект приказа о внесении изменений в состав комиссии, а также предложено продлить срок проведения служебной проверки на 30 суток.
Приказом Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 10 ноября 2020 г. N в приказ Главного управления от 21 сентября 2020 г. N "О создании комиссии по проведению служебной проверки" внесены изменения в части, касающейся состава комиссии.
23 ноября 2020 г. составлено заключение о результатах служебной проверки по фактам, изложенным в рапорте заместителя начальника Главного управления (по антикризисному управлению) З. и временно исполняющего обязанности заместителя начальника Главного управления (по государственной противопожарной службе) полковника внутренней службы К. по нарушениям, выявленным при проверке реальности Плана приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время Главного управления (в части касаемо сбора руководящего состава Главного управления), а также в рамках комплексной тренировки, проводимой в соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 8 сентября 2020 г. N "О проведении комплексной тренировки".
Из заключения по результатам проведения служебной проверки следует, что приказом Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 8 сентября 2020 г. N утвержден план проведения комплексной тренировки с органами управления и силами ФиТП РСЧС Новосибирской области на тему "Реагирование на чрезвычайную ситуацию, связанную с крушением пассажирского авиационного судна". Тренировка была назначена на 10 сентября 2020 г. с 08 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. В 06 час. 30 мин. (нск) 10 сентября 2020 г. для Главного управления был объявлен режим "Чрезвычайной ситуации", временно исполняющим обязанности начальника Главного управления полковником внутренней службы Л.Е. через старшего оперативного дежурного ЦУКС Главного управления было отдано распоряжение о введении для Главного управления режима функционирования "Чрезвычайной ситуации". В соответствии с Планом проведения в готовность к применению по предназначению в мирное время Главного управления проводится ряд мероприятий, в том числе - оповещение и сбор руководящего состава Главного управления, организация работы ОШ ЛЧСП и др. В соответствии с приказом Главного управления от 31 декабря 2019 г. N "Об организации оповещения личного состава Главного управления, подчиненных подразделений Главного управления, ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области", полковник внутренней службы В. входит в список оповещения N 1 и относится к категории руководящего состава ГУ МСЧ России по НСО. Данный приказ был доведен до В. в соответствии с указателем рассылки. В соответствии с приказом Главного управления от 31 декабря 2019 г. N "Об организации оперативного управления в Главном управлении МЧС России по Новосибирской области при реагировании на чрезвычайные ситуации", приказом Главного управления от 13 марта 2020 г. N "Об организации работы оперативного штаба при ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушения пожаров Главного управления МЧС России по Новосибирской области" и Планом приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время Главного управления определено время сбора руководящего состава Главного управления в нерабочее время - до 1 часа, место сбора - <адрес>.
Оповещение руководящего состава Главного управления было осуществлено 10 сентября 2020 г. в период с 06:39 час. (нск) до 06:43 час. (нск), подполковник внутренней службы В. был оповещен в 06:39 (нск). Время фактического прибытия В. 10 сентября 2020 г. составило 07:50 час. (нск) - время вскрытия служебного помещения. На момент постановки задач в 07:30 час. (нск) В. отсутствовал.
Дополнительно комиссией были изучены обстоятельства и законность изменения времени начала тренировки с 8:00 (нск) 10 сентября 2020 г. (в соответствии с Приказом) на 6:30 (нск) 10 сентября 2020 г. решением временно исполняющего обязанности начальника Главного управления полковника внутренней службы Л.Е.
Комиссией установлено, что в соответствии с
приказом МЧС России от 15 мая 2020 г. N "Об утверждении Положения о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время" режим функционирования Главного управления может быть изменен по решению начальника Главного управления.
10 сентября 2020 г. полковник внутренней службы Л.Е. временно исполнял обязанности начальника Главного управления (приказ МЧС России от 31 августа 2020 г. N нс).
Основываясь на
пункте 9 статьи 4 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", комиссия решила, что изменения времени начала оповещения личного состава Главного управления и структурных подразделений в соответствии с принятым решением на введение режима функционирования является обоснованным.
По результатам проведения служебной проверки комиссией было предложено наложить на В. дисциплинарное взыскание за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении пунктов 6.2 и 6.4 контракта о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, ненадлежащем исполнении должностного регламента по исполнению основных обязанностей, предусмотренных
статьей 12 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно - неисполнение приказа Главного управления от 31 декабря 2019 г. N "Об организации оперативного управления в Главном управлении МЧС России по Новосибирской области при реагировании на чрезвычайные ситуации", в части срока прибытия в Главное управление при получении сигнала о введении режима функционирования "Чрезвычайной ситуации" для постановки задач в нерабочее время до 1 часа, установленного для руководящего состава.
Заключение комиссии от 23 ноября 2020 г. утверждено начальником Главного управления МЧС России по Новосибирской области О. 23 ноября 2020 г.
В соответствии с приказами Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 30 сентября 2020 г. N-НС, от 20 ноября 2020 г. N-НС, от 7 декабря 2020 г. N-НС В. предоставлялись основной отпуск, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день и дополнительный отпуск за стаж службы в федеральной противопожарной службе с 1 октября 2020 г. по 31 октября 2020 г., с 1 декабря 2020 г. по 19 декабря 2020 г., с 20 декабря 2020 г. по 21 декабря 2020 г.
На основании листков освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности В. был освобожден от выполнения служебных обязанностей с 19 ноября 2020 г. по 2 декабря 2020 г., с 21 декабря 2020 г. по 3 января 2021 г.
Приказом начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области О. от 18 января 2021 г. N "О наказании за опоздание на подготовку задач для руководящего состава Главного управления" В. за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении пунктов 6.2 и 6.4 контракта о службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, ненадлежащем исполнении должностного регламента по исполнению основных обязанностей, предусмотренных
статьей 12 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ, а именно - неисполнение приказа Главного управления от 31 декабря 2019 г. N "Об организации оперативного управления в Главном управлении МЧС России по Новосибирской области при реагировании на чрезвычайные ситуации", в части срока прибытия в Главное управление при получении сигнала о введении режима функционирования "Чрезвычайной ситуации" для постановки задач в нерабочее время до 1 часа, установленного для руководящего состава, привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Основанием издания приказа послужило заключение по результатам служебной проверки от 23 ноября 2020 г.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных В. исковых требований о признании незаконным заключения по результатам служебной проверки от 23 ноября 2020 г., об отмене наложенного на него приказом Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 18 января 2021 г. N дисциплинарного взыскания, признании приказа Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 18 января 2021 г. N незаконным, взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт совершения истцом дисциплинарного проступка, выразившегося в прибытии в Главное управление при получении сигнала о введении режима функционирования "Чрезвычайной ситуации" для постановки задач в нерабочее время за пределами 1 часа нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, процедура проведения служебной проверки и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюдены.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами
статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Доводы кассационной жалобы В. о том, что вмененные ему заключением служебной проверки нарушения не образуют состава дисциплинарного проступка, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку правильность выводов судебных инстанций о доказанности совершения истцом дисциплинарного проступка не опровергают.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы, урегулированы специальным законом - Федеральным
законом от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Согласно
пункту 2 части 1 статьи 12,
пункту 8 части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого руководителя (начальника) или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации. При осуществлении служебной деятельности сотрудник федеральной противопожарной службы должен выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
В соответствии с
частью 3 статьи 15 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ за нарушения служебной дисциплины на сотрудника федеральной противопожарной службы в соответствии со
статьями 48,
49 и
51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания.
Под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника федеральной противопожарной службы, контрактом, а также приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (
часть 1 статьи 46 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (
часть 1 статьи 48 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
В соответствии с контрактом о прохождении службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы от 1 января 2020 г. В. принял на себя обязательства выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) (пункт 6.2 контракта); соблюдать требования к служебному поведению, служебную дисциплину, ограничения и запреты, связанные со службой в федеральной противопожарной службе, внутренний служебный распорядок Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориальных органов МЧС России, учреждениях и организациях МЧС России, порядок несения службы (дежурства).
В соответствии с пунктом 12 Должностного регламента (должностной инструкции) начальника юридического отдела Главного управления МЧС России по Новосибирской области, утвержденного начальником Главного управления МЧС России по Новосибирской области 30 ноября 2018 г., с которым В. был ознакомлен 30 ноября 2018 г., на сотрудника также возлагаются основные обязанности, предусмотренные
статьей 12 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N, требования к служебному поведению, установленные
статьей 13 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ.
Таким образом, В. обязан исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника).
Вопреки доводам кассационной жалобы, приказы Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 8 сентября 2020 г. N "О проведении комплексной тренировки", от 31 декабря 2019 г. N "Об организации оповещения личного состава Главного управления, подчиненных подразделений Главного управления, ГКУ НСО "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области", руководящего состава Правительства Новосибирской области, межведомственного оперативного штаба ЛЧС Новосибирской области, служб РСЧС" при том, что В. включен в список руководящего состава Главного управления МЧС России по Новосибирской области, являются обязательными для исполнения истцом.
Также является обязательным для истца и выполнение требований приказа Главного управления МЧС России по Новосибирской области 31 декабря 2019 г. N "Об организации оперативного управления в Главном управлении МЧС России по Новосибирской области при реагировании на чрезвычайные ситуации" и утвержденного им Положения о порядке организации оповещения при реагировании на чрезвычайные ситуации (происшествия) и при проведении учений (тренировок), регламентирующих порядок сбора руководящего состава, время сбора руководящего состава в нерабочее время.
Следовательно, невыполнение истцом приказов начальника Главного управления МЧС России образует состав дисциплинарного проступка, что является основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Разрешая спор, судебные инстанции, дав надлежащую оценку представленным в материалы дела доказательствам, установив, что В. были нарушены требования приказа Главного управления МЧС России по Новосибирской области 31 декабря 2019 г. N "Об организации оперативного управления в Главном управлении МЧС России по Новосибирской области при реагировании на чрезвычайные ситуации" в части срока прибытия в Главное управление при получении сигнала о введении режима функционирования "Чрезвычайной ситуации" для постановки задач в нерабочее время до 1 часа, установленного для руководящего состава, в число которых входит истец, пришли к правильному выводу о наличии у начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области оснований для привлечения В. к дисциплинарной ответственности.
Доводы кассационной жалобы о том, что ни приказ Главного управления МЧС России от 31 декабря 2019 г. N, ни иные приказы Главного управления МЧС России по Новосибирской области и МЧС России не устанавливают сроков прибытия и обязанности сотрудников пребывать за пределами нормальной продолжительности служебного времени для участия в тренировках, подлежат отклонению, поскольку опровергаются содержанием Приложения N к приказу Главного управления МЧС России по Новосибирской области 31 декабря 2019 г. N "Об организации оперативного управления в Главном управлении МЧС России по Новосибирской области при реагировании на чрезвычайные ситуации", и Приложения N к
Положению о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время, утвержденному приказом МЧС России от 15 мая 2020 г. N, в соответствии с которыми установлены временные показатели готовности к реагированию (функционированию) с момента введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а именно для руководящего состава в нерабочее время до 1 часа.
Доводы кассационной жалобы о том, что приказ о привлечении истца к участию в тренировках в нерабочее время не издавался, также подлежат отклонению, поскольку проведение комплексной тренировки назначено приказом Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 8 сентября 2020 г. N "О проведении комплексной тренировки", о чем истец был извещен, при этом истец входил в список руководящего состава Главного управления МЧС России по Новосибирской области.
При этом в соответствии с
пунктом 5 части 3 статьи 69 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы независимо от места нахождения и времени суток считается выполняющим служебные обязанности в случае, если он участвует в сборах, учениях, соревнованиях и других служебных мероприятиях.
Доводы кассационной жалобы о нарушении ответчиком порядка проведения служебной проверки, выразившемся в нарушении срока издания приказа о создании комиссии для проведения служебной проверки, срока проведения служебной проверки, проведения проверки в период отсутствия истца, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, данные доводы являлись предметом проверки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
В силу
части 1 статьи 53 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка.
Согласно
части 3 статьи 53 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника федеральной противопожарной службы должны быть приняты меры, направленные на объективное и всестороннее установление: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в федеральной противопожарной службе.
Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через тридцать дней со дня принятия решения о ее проведении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника федеральной противопожарной службы, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (
часть 4 статьи 53 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
В случае выявления в ходе служебной проверки обстоятельств, влияющих на объективность результатов служебной проверки, руководитель федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченный руководитель, принявшие решение о проведении служебной проверки, могут продлить срок ее проведения, но не более чем на 30 дней (
часть 5 статьи 53 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения (
часть 6 статьи 53 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности (
часть 10 статьи 53 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ).
Приказом МЧС России от 17 октября 2016 г. N утвержден
Порядок проведения служебной проверки в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 10 указанного Порядка основанием для проведения служебной проверки является поступившая в установленном порядке начальнику (руководителю) подразделения МЧС России или его заместителю информация о дисциплинарном проступке сотрудника или происшествии с его участием, которая может содержаться в обращениях граждан и организаций, сообщениях судебных, правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, общественных объединений, рапортах сотрудников, заявлениях (рапортах) федеральных государственных служащих и работников подразделений МЧС России, а также в публикациях средств массовой информации.
Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по подразделению МЧС России о проведении служебной проверки комиссией (пункт 11 Порядка).
В силу пункта 18 Порядка на период временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске или в командировке сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, на основании рапорта должностного лица, проводящего служебную проверку, решением должностного лица, назначившего проверку, или лица, исполняющего его обязанности, срок проведения служебной проверки приостанавливается.
Согласно пункту 20 Порядка служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения.
Должностное лицо, проводящее служебную проверку, или председатель комиссии, в случае комиссионного проведения служебной проверки, разрабатывает план проведения служебной проверки, который утверждается должностным лицом, назначившим проверку, либо осуществляющим контроль за ее проведением (пункт 27 Порядка).
Согласно пункта 28 Порядка должностные лица, проводящие служебную проверку, обязаны, в том числе, разъяснить заявителям и лицам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для их реализации; предложить сотруднику дать объяснение по существу вопроса (при необходимости изложить вопросы в письменном виде); подготовить по результатам служебной проверки заключение и представить его на утверждение должностному лицу, назначившему проверку; ознакомить сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, с заключением.
Результаты служебной проверки представляются должностному лицу, назначившему проверку, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через 3 рабочих дня после ее завершения. Заключение должно быть подписано должностным лицом, проводившим проверку, или председателем комиссии и членами комиссии (пункт 29 Порядка).
В соответствии с пунктом 30 Порядка заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
В вводной части указываются: должность, инициалы, фамилия должностного лица, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием должности, фамилий и инициалов председателя комиссии и членов комиссии); основания проведения служебной проверки; должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, и лиц, чья вина установлена в ходе ее проведения, а также год рождения, образование, стаж службы в системе МЧС России и в занимаемой должности (пункт 31 Порядка).
В описательной части указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; сущность совершенного дисциплинарного проступка или случившегося происшествия, их последствия и другие существенные обстоятельства; какими материалами подтверждается или исключается вина сотрудника; обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника (количество поощрений, взысканий, наличие или отсутствие не снятых дисциплинарных взысканий) (пункт 32 Порядка).
Резолютивная часть должна содержать: заключение о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в совершении дисциплинарного проступка (происшествия); выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению дисциплинарного проступка (происшествия); предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания; предложения о направлении информации в уполномоченные и (или) правоохранительные органы для принятия процессуального решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения; предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины; рекомендации предупредительно-профилактического характера (пункт 33 Порядка).
Заключение подписывается лицом, проводившим служебную проверку, или полным составом комиссии (в случае проведения служебной проверки комиссией), и утверждается должностным лицом, назначившим проверку (пункт 34 Порядка).
Окончанием служебной проверки является дата утверждения заключения (пункт 36 Порядка).
В силу пункта 40 Порядка по окончании служебной проверки должностное лицо, проводившее служебную проверку, или председатель комиссии формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя: документ (либо его копия), послуживший основанием для назначения служебной проверки; копию приказа о назначении служебной проверки; план проведения служебной проверки; объяснения сотрудников и иных лиц, иные документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения служебной проверки; заключение; материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении; копия ответа лицу, чье обращение послужило поводом к проведению служебной проверки.
Приведенными выше нормативными положениями определены основания и регламентирован порядок проведения служебной проверки, по результатам которой составляется соответствующее заключение. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд. При этом законом установлен ряд норм, касающихся порядка проведения служебной проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной проверки. К таким нормам, в частности, отнесены нормы о круге лиц, имеющих право назначать и проводить служебную проверку, а также лиц, имеющих право утверждать ее результаты, нормы о сроках назначения и проведения служебной проверки, о получении объяснений от лица, в отношении которого проводится служебная проверка.
Правильно применив приведенные нормативные положения, регулирующие основания и порядок проведения служебной проверки, установив, что основанием для принятия решения о создании комиссии по проведению служебной проверки послужил рапорт заместителя начальника Главного управления (по антикризисному управлению) полковника З. от 10 сентября 2020 г., приказ о создании комиссии по проведению служебной проверки издан 21 сентября 2020 г. (не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения), служебная проверка приостанавливалась на период с 1 октября 2020 г. по 30 октября 2020 г. в связи с убытием В. в отпуск, срок проведения служебной проверки продлевался на 30 суток на основании рапорта заместителя начальника управления Б.А. от 6 ноября 2020 г., решение о продлении срока проведения служебной проверки принято начальником Главного управления МЧС России по Новосибирской области, заключение по результатам служебной проверки составлено комиссией 23 ноября 2020 г. и утверждено начальником Главного управления МЧС России по Новосибирской области 23 ноября 2020 г., судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что срок проведения служебной проверки ответчиком не нарушен.
Доводы в кассационной жалобе о том, что служебная проверка назначена по истечении 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения, несостоятельны.
В силу
части 2 статьи 2 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, в соответствии с которыми осуществляется регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, к этим правоотношениям применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанным федеральным
законом предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе.
Согласно
части 4 статьи 14 Трудового кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Поскольку, 10 день с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения, приходился на 20 сентября 2020 г. (воскресенье), приказ о создании комиссии по проведению служебной проверки издан 21 сентября 2020 г. (понедельник), в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что срок назначения служебной проверки ответчиком не нарушен.
Вопреки доводам кассационной жалобы заключение о результатах служебной проверки соответствует требованиям, предъявляемым к его содержанию.
Заключение о результатах служебной проверки содержит исчерпывающее обоснование предмета вменяемого истцу проступка. При проведении служебной проверки приняты меры по объективному и всестороннему установлению фактов и обстоятельств совершения истцом дисциплинарного проступка, вины истца, причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка.
В ходе применения к истцу меры дисциплинарной ответственности ответчиком учитывалось, что федеральная противопожарная служба является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов в области пожарной безопасности, гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц. Основной задачей Главного управления МЧС России является экстренное реагирование при чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с
приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 284 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", а также в целях повышения уровня подготовки и поддержания высокой степени готовности руководящего состава, органов управления и сил гражданской обороны, функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) к выполнению мероприятий гражданской обороны, решению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся учения и тренировки.
Постановка задач руководящему составу Главного управления под руководством начальника Главного управления, является основой подготовки к проведению мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, поскольку в ходе нее уточняется сложившаяся оперативная обстановка, заслушиваются предложения на ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также доводятся предварительные указания руководителя и замысел действий на ликвидацию чрезвычайной ситуации необходимые руководителя подразделений для устойчивого управления в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций. Отсутствие руководителя подразделения по постановке задач влечет в дальнейшем потерю управления в ходе ликвидации чрезвычайной ситуации и срыву выполнения основной задачи Главного управления МЧС России по экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях.
Оценивая соразмерность примененного дисциплинарного взыскания совершенному В. проступку (замечание), судебные инстанции на основании анализа представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о том, что при применении к истцу дисциплинарного взыскания работодатель учел обстоятельства совершения и тяжесть проступка, степень вины истца и его предшествующее отношение к исполнению своих должностных обязанностей.
Учитывая, что факты, изложенные в заключении по материалам служебной проверки, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, ответчиком соблюден установленный порядок и срок привлечения истца к дисциплинарной ответственности в виде замечания, вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований следует признать правильным.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и не вызывают сомнений в законности.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанции определены правильно, выводы судов подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями
статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 24 августа 2021 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу В. - без удовлетворения.