Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.07.2023 N 88-15993/2023 по делу N 2-1553/2022 (УИД 19RS0003-01-2022-002598-12)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проведенных прокуратурой надзорных мероприятий в отношении учреждения по проверке исполнения законодательства о пожарной безопасности было установлено нарушение ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и подзаконных нормативных правовых актов (не производится ремонт автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре).
Решение: Удовлетворено.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.07.2023 N 88-15993/2023 по делу N 2-1553/2022 (УИД 19RS0003-01-2022-002598-12)
Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В ходе проведенных прокуратурой надзорных мероприятий в отношении учреждения по проверке исполнения законодательства о пожарной безопасности было установлено нарушение ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и подзаконных нормативных правовых актов (не производится ремонт автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре).
Решение: Удовлетворено.
Содержание
Понятие "организация", используемое для описания обязанностей, возложенных на Администрацию нормативными правовыми актами, определяющими ее статус, подразумевает необходимость решения Администрацией, как органом местного самоуправления, ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, в целях реализации поставленных перед ним целей и задач в конкретной сфере, и в связи с этим не исключает и, напротив, предполагает решение вопросов, связанных с определением конкретных исполнителей работ, их организационным и финансовым обеспечением и т.п
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2023 г. N 88-15993/2023
Дело N 2-1553/2022
УИД N 19RS0003-01-2022-002598-12
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
судей Ветровой Н.П., Севостьяновой И.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Саяногорск, городскому отделу образования города Саяногорска, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Саяногорска "Школа-интернат N 8" о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности
по кассационной жалобе администрации города Саяногорска на
решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 07 декабря 2022 года и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 14 марта 2023 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В., полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
прокурор города Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению города Саяногорска "Школа-интернат N 8" (далее - Учреждение), администрации города Саяногорска (далее - Администрация), городскому отделу образования города Саяногорска с требованиями об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенных прокуратурой надзорных мероприятий в отношении Учреждения по проверке исполнения законодательства о пожарной безопасности было установлено нарушение Федерального
закона "О пожарной безопасности" и подзаконных нормативных правовых актов (не производится ремонт автоматической пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре). В результате бездействия ответчика нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, жизни и здоровью которых создается угроза причинения вреда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГУ МЧС России по Республике Хакасия.
Решением Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 07.12.2022, оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 14.03.2023, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить вышеуказанные судебные постановления, как незаконные и необоснованные, ссылаясь на неправильное применение Бюджетного
кодекса Российской Федерации, вмешательство в компетенцию Администрации, как органа местного самоуправления, нарушение принципа самостоятельности местного самоуправления. Кроме того, возлагая на Администрацию обязанности по финансированию расходных мероприятий, связанных с осуществлением противопожарных мероприятий в Учреждении, суды не учли, что главным распорядителем средств бюджета по ведомственной принадлежности Учреждения являются городской отдел образования, а не Администрация города Саяногорска. По мнению заявителя жалобы, администрация города Саяногорска является ненадлежащим ответчиком.
Письменные возражения относительно кассационной жалобы поступили от прокуратуры Республики Хакасия.
В судебном заседании прокурор Афонин А.В. полагал обжалуемые судебные постановления законными и обоснованными, не подлежащим отмене.
Иные лица, участвующие в деле, их представители в заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы были уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Изучив материалы дела, проверив в порядке
статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных постановлений, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, системы автоматической пожарной сигнализации, а также оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в Учреждении нуждаются в капитальном ремонте, обязательные к исполнению требования предписания, выданного органом государственного пожарного надзора, Учреждением не исполняются, лимиты расходных обязательств на выполнение противопожарных мероприятий в смете расходов Учреждения не предусмотрены.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из положений
статей 9,
28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
статей 17,
37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
статей 1,
4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", устава МБОУ "Школа-интернат N 8", Устава города Саяногорска, положения о городском отделе образования города Саяногорска, положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании город Саяногорск, утвержденного решением Совета депутатов города Саяногорска от 22.02.2012 N 109, положения о бюджетно-финансовом управлении администрации города Саяногорска, утвержденного постановлением администрации города Саяногорска от 28.07.2022 N 505, пришли к выводу, что администрация муниципального образования город Саяногорск непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержанию детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Доводы кассационной жалобы на правильность судебных постановлений не влияют, поскольку учредителем Учреждения является муниципальное образование город Саяногорск, положения Федерального
закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относят содержание муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
При этом реализация указанных обязанностей Администрации и Учреждения не ставится в зависимость от их финансирования.
Давая оценку представленным прокурором доказательствам в подтверждение факта ненадлежащего исполнения обязанности по содержанию и эксплуатации систем пожарной безопасности Учреждения, суды пришли к выводу о том, что создается угроза безопасности граждан. В соответствии со
статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на законе и установленных по делу обстоятельствах.
Обжалованным решением суда на администрацию города Саяногорска возложена обязанность финансового обеспечения исполнения решения суда.
Доводы кассационной жалобы на правильность судебных постановлений не влияют, поскольку учредителем Учреждения является муниципальное образование город Саяногорск, положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относят организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях
(пункт 13 статьи 16).
Оценивая доводы Администрации о неправомерном вмешательстве судов в компетенцию Администрации, как органа местного самоуправления, нарушении принципа разделения властей и самостоятельности местного бюджета, судебная коллегия приходит к следующему.
Понятие "организация", используемое для описания обязанностей, возложенных на Администрацию нормативными правовыми актами, определяющими ее статус, подразумевает необходимость решения Администрацией, как органом местного самоуправления, ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, в целях реализации поставленных перед ним целей и задач в конкретной сфере, и в связи с этим не исключает и, напротив, предполагает решение вопросов, связанных с определением конкретных исполнителей работ, их организационным и финансовым обеспечением и т.п.
Таким образом, доводы жалобы не опровергают вывод судов о том, что в компетенцию Администрации входит организационное, в том числе финансовое, обеспечение пожарной безопасности Учреждения, а нарушенные бездействием Администрации права неопределенного круга лиц подлежат в силу
статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите.
Судами верно определены и с достаточной полнотой установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, судебные постановления являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
определила:
решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 07 декабря 2022 года и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 14 марта 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования город Саяногорск - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Н.СОЛОВЬЕВ
Судьи
Н.П.ВЕТРОВА
И.Б.СЕВОСТЬЯНОВА