Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2023 N 88-20512/2023 (УИД 19RS0001-02-2023-002427-15)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Мать истца проходила службу в противопожарной службе, поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи два человека - она и ее сын, была уволена по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Мать истца умерла. Согласно заключению военно-врачебной комиссии смерть наступила от заболевания, полученного в период прохождения службы. Истец обратился с заявлением о предоставлении ему единовременной выплаты в связи со смертью матери, в удовлетворении которого было отказано.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2023 N 88-20512/2023 (УИД 19RS0001-02-2023-002427-15)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Мать истца проходила службу в противопожарной службе, поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи два человека - она и ее сын, была уволена по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Мать истца умерла. Согласно заключению военно-врачебной комиссии смерть наступила от заболевания, полученного в период прохождения службы. Истец обратился с заявлением о предоставлении ему единовременной выплаты в связи со смертью матери, в удовлетворении которого было отказано.
Решение: Удовлетворено в части.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 ноября 2023 г. N 88-20512/2023
Дело N 2-2598/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В.,
судей Леонтьевой Т.В., Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2598/2023 (УИД 19RS0001-02-2023-002427-15) по иску Х. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании решений незаконными, возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения,
по кассационной жалобе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия на
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 мая 2023 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 25 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Х. (далее - Х., истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее - ГУ МЧС России по Республике Хакасия), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) о признании решений незаконными, возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование своих требований указывал на то, что мать истца - М. (далее - М.) в период с 30 июля 1997 г. по 30 июня 2021 г. проходила службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Республике Хакасия (далее - ФПС ГПС МЧС России по Республике Хакасия), непрерывно, стаж в календарном исчислении - 23 года 11 месяцев.
По обращению М. решением территориальной комиссии, оформленным протоколом заседания территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей, а также гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 4 от 30 апреля 2021 г., старший прапорщик внутренней службы М. с 16 марта 2021 г. была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи два человека: М., ее сын Х.
Приказом ГУ МЧС России по Республике Хакасия от 29 июня 2021 г. N 107-НС М. уволена со службы 30 июня 2021 г. по
пункту 4 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ М. умерла.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Хакасия" от 8 июля 2022 г. N 591 смерть М. наступила от заболевания, полученного в период прохождения службы.
25 июля 2022 г. Х. обратился в территориальную комиссию с заявлением о предоставлении ему единовременной социальной выплаты в связи со смертью матери М.
Решением территориальной комиссии, оформленным протоколом заседания территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей, а также гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 4 от 28 июля 2022 г., за Х. признано право на получение единовременной социальной выплаты в связи со смертью матери М. с даты подачи заявления - 25 июля 2022 г., с расчетом на двух человек: М. и Х. на день, предшествующий дню смерти М. - 30 апреля 2022 г.
2 августа 2022 г. учетное дело М. с заявлением Х. направлено в МЧС России.
Решением комиссии центрального аппарата МЧС России, оформленным протоколом заседания комиссии центрального аппарата МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 4 от 18 ноября 2022 г., члену семьи М. - сыну Х. отказано в предоставлении единовременной социальной выплаты, территориальной комиссии рекомендовано снять М. с учета для предоставления данной выплаты.
Решением территориальной комиссии, оформленным протоколом заседания территориальной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ФПС ГПС и, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей, а также гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 1 от 22 февраля 2023 г., М. с составом семьи из 2 человек: М., ее сын Х., не имеющие права на дополнительную площадь, сняты с учета для получения единовременной социальной выплаты, в связи со смертью.
Х. находит решения ответчиков незаконными.
Х. просил суд признать незаконными и отменить: решение Территориальной комиссии ГУ МЧС России по Республике Хакасия от 22 февраля 2023 г. о лишении М. права на дополнительную площадь и снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в связи со смертью; решение Центрального аппарата МЧС России от 18 ноября 2022 г. об отказе в предоставлении единовременной социальной гарантии; обязать МЧС России в установленные законом сроки предоставить истцу единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 мая 2023 г. исковые требования Х. удовлетворены частично. Признано незаконным решение комиссии центрального аппарата МЧС России от 18 ноября 2022 г. N 4 об отказе члену семьи М. - сыну Х. в предоставлении единовременной социальной выплаты.
Признано незаконным решение территориальной комиссии ГУ МЧС России по Республике Хакасия от 22 февраля 2023 г. N 1 о снятии М. с составом семьи два человека: М., сын Х., с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи со смертью.
За Х. признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В удовлетворении остальных требований отказано.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 25 июля 2023 г.
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 мая 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ МЧС России по Республике Хакасия, МЧС России просят об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Х., представители ответчиков ГУ МЧС России по Республике Хакасия, МЧС России, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом (
часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что М. является матерью Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В период с 30 июля 1997 г. по 30 июня 2021 г. М. проходила службу в ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Хакасия непрерывно в календарном исчислении 23 года 11 месяцев.
16 марта 2021 г. старший прапорщик внутренней службы М. обратилась в территориальную комиссию с заявлением, в котором просила поставить ее и члена ее семьи - сына Х. на учет для получения единовременной социальной выплаты.
После проверки наличия условий, предусмотренных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решением территориальной комиссии от 30 апреля 2021 г. старший прапорщик внутренней службы М. с 16 марта 2021 г. была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи два человека: М. и ее сын Х.
Приказом ГУ МЧС России по Республике Хакасия от 29 июня 2021 г. N 107-НС старший прапорщик внутренней службы М. уволена со службы 30 июня 2021 г. по
пункту 4 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
1 мая 2022 г. М. умерла.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Республике Хакасия" N 591 от 8 июля 2022 г. смерть М. наступила от заболевания, полученного в период прохождения службы.
25 июля 2022 г. Х. обратился в территориальную комиссию с заявлением о предоставлении ему единовременной социальной выплаты в связи со смертью матери М.
Согласно справке N 439 от 13 сентября 2022 г. Х. обучается в ГБУ КО ПОО "Прибалтийский судостроительный техникум" по очной форме обучения на бюджетной основе с 1 сентября 2022 г.; срок окончания - 30 июня 2025 г.
Решением территориальной комиссии от 28 июля 2022 г. за Х. признано право на получение единовременной социальной выплаты в связи со смертью матери М. с даты подачи заявления - 25 июля 2022 г., с расчетом ее на двух человек: М. и Х. на день, предшествующий дню смерти М. - 30 апреля 2022 г.
2 августа 2022 г. учетное дело М. с заявлением Х. направлено в МЧС России.
Решением комиссии ЦА МЧС России от 18 ноября 2022 г. члену семьи М. - сыну Х. отказано в предоставлении единовременной социальной выплаты, территориальной комиссии рекомендовано снять М. с учета для предоставления данной выплаты.
Решением территориальной комиссии от 22 февраля 2023 г. М. с составом семьи 2 человек: М. и ее сын Х., не имеющие права на дополнительную площадь, сняты с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи со смертью М.
Отказывая истцу в предоставлении единовременной социальной выплаты, ответчики указывали на то, что право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за членами семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, до истечения одного года после его увольнения со службы. Поскольку М. уволена по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, право на получение единовременной социальной выплаты за членом ее семьи не сохранилось.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального
закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты N 369), исходил из того, что члены семьи сотрудника, подтвердив нуждаемость в жилом помещении соответствующими документами, имеют право на получение единовременной социальной выплаты, которая должна быть им предоставлена в равных частях в соответствующем размере, определенном по нормам
Правил, не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника. На момент увольнения со службы и на момент смерти М. состояла на учете для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи два человека (она и ее сын), умерла вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы до истечения года после увольнения со службы в органах МЧС России, сын М. - Х. не достиг возраста 23 лет, обучается в образовательном учреждении по очной форме обучении, а потому Х. имеет право на получение единовременной социальной выплаты в порядке, установленном Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем отказ в предоставлении единовременной социальной выплаты признал незаконным.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии
частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данным
Законом регулируются в том числе, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах, членов их семей, а также отношения, связанные с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу
части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в
части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (
часть 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты N 369.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты N 369 названы документы, представляемые сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. В число этих документов, в частности, включены: копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником (подпункты "а", "ж").
В
части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" названы лица, относящиеся к членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, на которых распространяется действие этого Федерального
закона, если иное не установлено отдельными положениями данного Федерального
закона: 1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании
части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника в равных частях обратившимся за ее получением членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных
частью 3 этой статьи.
Пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что право на социальные гарантии, установленные этим Федеральным
законом членам семьи, а также лицам, находящимся на иждивении сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, сохраняется за ними в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.
Согласно
пункту 2 части 4 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", право на социальные гарантии, установленные настоящим Федеральным
законом членам семьи, а также лицам, находящимся на иждивении сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, сохраняется за ними в случае смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, до истечения одного года после его увольнения со службы в учреждениях и органах вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.
В соответствии с
пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты N 369 право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в
пункте 19 настоящих Правил, имевшейся у них на день увольнения.
При этом, в
пункте 26 Правил предоставления единовременной социальной выплаты N 369 закреплено, что в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, единовременная социальная выплата предоставляется в равных частях обратившимся за ее получением совместно проживавшим с погибшим (умершим) сотрудником членам его семьи не позднее 1 года со дня гибели (смерти) сотрудника в порядке и на условиях, установленных настоящими
Правилами для сотрудников.
Установив, что М. являлась бывшим сотрудником, лицом, уволенным со службы, умершим вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, что подтверждено заключением военно-врачебной комиссии от ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по Республике Хакасия" N 591 от 8 июля 2022 г., с 16 марта 2021 г. М. с составом семьи 2 человека, включая сына Х., были признаны нуждающимися в жилых помещениях, в связи с чем были поставлены на учет Главным управлением МЧС России по Республике Хакасия для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о том, что право истца на получение единовременной социальной выплаты предусмотрено положениями
статей 4,
11 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
пунктом 26 Правил предоставления единовременной социальной выплаты N 369.
При таких обстоятельствах судебные инстанции правильно исходили из того, что решение комиссии центрального аппарата МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы от 18 ноября 2022 г., а также пункт решение комиссии Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 22 февраля 2023 г. являются незаконными, в связи с чем требования истца о признании вышеуказанных решений в оспариваемой части незаконными и их отмене, а также в части признания за истцом на получение единовременной социальной выплаты удовлетворены правомерно.
Доводы кассационной жалобы о том, что право на получение единовременной выплаты за членом семьи М. в соответствии с
пунктом 2 части 4 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не сохранилось, поскольку М. была уволена по выслуге лет, а не в связи с имеющимися заболеваниями, полученными в период прохождения службы в учреждениях и органах, отклоняются судом кассационной инстанции.
Из вышеприведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Федеральным
законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в качестве одной из социальных гарантий сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающимся в жилых помещениях, предусмотрено их обеспечение жилыми помещениями путем предоставления с учетом совместно проживающих с ними членов семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Эта социальная гарантия сохраняется за членами семьи сотрудника и в случае его смерти по причинам, названным в законе: гибель (смерть) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах. Члены семьи погибшего (умершего) сотрудника имеют право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных
частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть при нуждаемости в жилом помещении.
При этом сам сотрудник и члены семьи могут не состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты на день его гибели (смерти), вместе с тем члены семьи сотрудника, подтвердив нуждаемость в жилом помещении соответствующими документами, имеют право на получение единовременной социальной выплаты, которая должна быть им предоставлена в равных частях в соответствующем размере, определенном по нормам
Правил, не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника. Данный срок является периодом, в течение которого федеральный орган исполнительной власти или уполномоченный им руководитель обязан предоставить единовременную социальную выплату членам семьи погибшего (умершего) сотрудника.
Довод ответчиков о том, что необходимым условием для сохранения социальных гарантий для членов семьи в случае смерти гражданина, уволенного со службы в органах внутренних дел, является его увольнение со службы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения такой службы, противоречит пункту 2 части 4 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который устанавливает общее правило предоставления социальных гарантий, предусмотренных данным Федеральным
законом для членов семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в случае его смерти вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в
части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с
частью 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта приостанавливается до принятия судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления, если судом не установлен иной срок приостановления исполнения судебного акта.
Поскольку обстоятельства для приостановления исполнения судебных постановлений отпали, то приостановление исполнения судебных актов подлежит отмене.
Руководствуясь
статьями 379.3,
379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 мая 2023 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 25 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения
решения Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 мая 2023 г. и апелляционного
определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 25 июля 2023 г., принятое на основании определения судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 августа 2023 г.
Председательствующий
М.В.ЛАВНИК
Судьи
Т.В.ЛЕОНТЬЕВА
И.А.НОВОЖИЛОВА