Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2023 N 88-20512/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 25.07.2023 N 33-1882/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконными решений, возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Решением органа семья признана не имеющей права на дополнительную площадь и снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения в связи со смертью лица, что, по мнению истца, противоречит нормам действующего законодательства.
Решение: Удовлетворено в части.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 25.07.2023 N 33-1882/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконными решений, возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Решением органа семья признана не имеющей права на дополнительную площадь и снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения в связи со смертью лица, что, по мнению истца, противоречит нормам действующего законодательства.
Решение: Удовлетворено в части.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2023 г. N 33-1882/2023
Председательствующий: Земба М.Г.
УИД: 19RS0001-02-2023-002427-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ахпашевым Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июля 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчиков Главного управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Е. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 мая 2023 года, которым частично удовлетворены исковые требования Х. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия о признании незаконным решений, возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя ответчиков Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Ш., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия
установила:
Х. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее - ГУ МЧС России по Республике Хакасия), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) о признании решений незаконными, возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. Требования мотивировал тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ его мать ФИО5 проходила службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, в связи с чем имела право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предоставляемого с учетом совместно проживающего с ней сына. На основании поданного ФИО5 заявления, она решением территориальной комиссии с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет составом семьи из двух человек для получения единовременной социальной выплаты. Приказом ГУ МЧС России по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ уволена со службы по выслуге лет, а ДД.ММ.ГГГГ умерла от полученного в период прохождения службы заболевания. Указал, что 25.07.2022 он обратился в Территориальную комиссию ГУ МЧС России по Республике Хакасия с заявлением о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи со смертью матери. Решением комиссии Центрального аппарата МЧС России от 18.11.2022 ему отказано в предоставлении единовременной социальной выплаты, кроме того, было рекомендовано снять ФИО5 с учета для предоставления единовременной социальной выплаты. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 с составом семьи из двух человек признана не имеющей право на дополнительную площадь и снята с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения в связи со смертью, что по его мнению противоречит нормам действующего законодательства. Просил признать незаконными и отменить решение Территориальной комиссии ГУ МЧС России по Республике Хакасия от 22.02.2023 о лишении ФИО5 права на дополнительную площадь и снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения в связи со смертью, а также решение Центрального аппарата МЧС России от 18.11.2022 об отказе в предоставлении единовременной социальной гарантии, обязать МЧС России в установленные законом сроки предоставить ему единовременную социальную выплату для приобретения и строительства жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца Ш. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчиков Е. исковые требования не признала, поскольку обжалуемые решения комиссий полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.
Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие истца Х.
Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований. Признал незаконными решение комиссии Центрального аппарата МЧС России от 18.11.2022 N об отказе Х. в предоставлении единовременной социальной выплаты, решение ГУ МЧС России по Республике Хакасия от 22.02.2023 N о снятии ФИО5 с составом семьи из двух человек с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи со смертью. Признал за Х. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
С решением суда не согласна представитель ответчиков Е.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что для сохранения за членом семьи уволенного со службы гражданина права на получение единовременной социальной выплаты, необходимо наличие трех условий, а именно смерти гражданина вследствие полученного в период службы заболевания; смерти гражданина до истечения одного года после его увольнения; увольнения со службы вследствие полученного в период прохождения службы заболевания. Отмечает, что увольнение ФИО5 было связано не с ее состоянием здоровья, а по причине увольнения по выслуге лет, в связи с чем ее сыном Х. право на получение спорной выплаты было утрачено. Кроме того, на момент своей смерти, ФИО5 имела статус уволенного со службы гражданина Российской Федерации, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно сослался на положения, касающиеся социальных гарантий членов семьи умершего сотрудника. Полагает, что первоочередному применению в настоящем споре подлежит Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ), согласно которому его положения не распространяются на членов семьи умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель истца Ш. выражает согласие с решением суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям (обстоятельствам), перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
В части 2 статьи 1 Федерального закона N 283-ФЗ названы лица, относящиеся к членам семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, на которых распространяется действие этого федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями данного федерального закона:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; 2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); 3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; 4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника в равных частях обратившимся за ее получением членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 3 этой статьи.
Пунктом 1 части 4 статьи 11 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что право на социальные гарантии, установленные этим законом членам семьи, а также лицам, находящимся на иждивении сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, сохраняется за ними в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 26 Правил определено, что в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, единовременная социальная выплата предоставляется в равных частях обратившимся за ее получением совместно проживавшим с погибшим (умершим) сотрудником членам его семьи не позднее 1 года со дня гибели (смерти) сотрудника в порядке и на условиях, установленных Правилами для сотрудников. Общая площадь жилого помещения, принимаемая к расчету единовременной социальной выплаты, подлежащей в указанном случае делению между членами семьи погибшего (умершего) сотрудника, определяется исходя из условий и количества совместно проживавших с сотрудником членов его семьи, включая погибшего (умершего) сотрудника, на день, предшествующий дню гибели (смерти) сотрудника.
Как следует из материалов дела, ФИО5, приходящаяся Х. ДД.ММ.ГГГГ года рождения матерью (свидетельство о рождении серии N от ДД.ММ.ГГГГ), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Хакасия непрерывно в календарном исчислении N года N месяцев.
ДД.ММ.ГГГГ старший прапорщик внутренней службы ФИО5 обратилась в территориальную комиссию с заявлением, в котором просила поставить ее и члена ее семьи - сына Х. на учет для получения единовременной социальной выплаты, приложив пакет документов.
После проверки наличия условий, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, решением территориальной комиссии, оформленным протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, старший прапорщик внутренней службы ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи два человека: ФИО5 и ее сын Х.
Приказом ГУ МЧС России по Республике Хакасия от 29.06.2021 N старший прапорщик внутренней службы ФИО5 уволена со службы в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ по пункту 4 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>" N от ДД.ММ.ГГГГ смерть ФИО5 наступила от заболевания, полученного в период прохождения службы.
25.07.2022 Х. обратился в территориальную комиссию с заявлением о предоставлении ему единовременной социальной выплаты в связи со смертью матери ФИО5
Справкой N от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Х. обучается в <данные изъяты> по очной форме обучения на бюджетной основе с ДД.ММ.ГГГГ; срок окончания - ДД.ММ.ГГГГ.
Решением территориальной комиссии, оформленным протоколом N от 28.07.2022, за Х. признано право на получение единовременной социальной выплаты в связи со смертью матери ФИО5 с даты подачи заявления - 25.07.2022, с расчетом ее на двух человек: ФИО5 и Х. на день, предшествующий дню смерти ФИО5 - ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ учетное дело ФИО5 с заявлением Х. направлено в МЧС России (исх. N N).
Решением Комиссии ЦА МЧС России, оформленным протоколом N от 18.11.2022, члену семьи ФИО5 - сыну Х. отказано в предоставлении единовременной социальной выплаты, территориальной комиссии рекомендовано снять ФИО5 с учета для предоставления данной выплаты.
Решением территориальной комиссии, оформленным протоколом N от 22.02.2023, ФИО5 с составом семьи N человек: ФИО5 и ее сын Х., не имеющие права на дополнительную площадь, сняты с учета для получения единовременной социальной выплаты в связи со смертью.
Отказывая истцу в предоставлении единовременной социальной выплаты, Комиссия ЦА МЧС России сославшись на положения пункта 2 части 4 статьи 11 Федерального закона N 283-ФЗ, указала на то, что право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за членами семьи гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах, до истечения одного года после его увольнения со службы. Поскольку ФИО5 уволена по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, право на получение единовременной социальной выплаты за членом ее семьи не сохранилось.
Отказ истцу в предоставлении единовременной социальной выплаты послужил поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на момент увольнения со службы и на момент смерти ФИО5, приходящаяся матерью Х., до настоящего времени не достигшему возраста 23 лет и обучающемуся в образовательном учреждении по очной форме обучении, состояла на учете для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи два человека (она и ее сын), умерла вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, до истечения года после увольнения со службы в органах МЧС России, а потому Х. имеет право на получение единовременной социальной выплаты в порядке, установленном Федеральным законом N 283-ФЗ, в связи с чем решения Комиссии ЦА МЧС России от 18.11.2022 и территориальной комиссии от 22.02.2023 являются незаконными.
Выражая несогласие с решением суда, представитель ответчиков указывает на то, что для сохранения за членом семьи уволенного со службы гражданина права на получение единовременной социальной выплаты, необходимо наличие трех условий, а именно смерти гражданина вследствие полученного в период службы заболевания; смерти гражданина до истечения одного года после его увольнения; увольнения со службы вследствие полученного в период прохождения службы заболевания, и поскольку увольнение ФИО5 было связано не с ее состоянием здоровья, а по выслуге лет, то ее сын Х. право на получение спорной выплаты утратил. Кроме того, ссылается на то, что на момент своей смерти, ФИО5 имела статус уволенного со службы гражданина Российской Федерации, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно сослался на положения, касающиеся социальных гарантий членов семьи умершего сотрудника.
Оценивая данные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что Федеральным законом N 283-ФЗ в качестве одной из социальных гарантий сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающимся в жилых помещениях, предусмотрено их обеспечение жилыми помещениями путем предоставления с учетом совместно проживающих с ними членов семьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Эта социальная гарантия сохраняется за членами семьи сотрудника и в случае его смерти по причинам, названным в законе: гибель (смерть) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах. Члены семьи погибшего (умершего) сотрудника имеют право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при наличии у погибшего (умершего) сотрудника условий, предусмотренных частью 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, то есть при нуждаемости в жилом помещении.
Приведенные нормативные положения о социальных гарантиях членам семьи погибшего (умершего) сотрудника, основой которых являются положения статьи 7 Конституции Российской Федерации о Российской Федерации как о социальном государстве, предназначение которого - поддержка граждан, нуждающихся в материальной и иной помощи со стороны государства судом первой инстанции применены правильно.
Подлежащие применению к спорным отношениям нормы материального права (часть 4 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ, пункт 26 Правил предоставления единовременной социальной выплаты), устанавливая социальные гарантии членам семьи погибшего (умершего) сотрудника в жилищной сфере, прямо предусматривают их право на предоставление не позднее одного года со дня гибели (смерти) сотрудника единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения при наличии условий, определенных в законе.
Не основано на нормах закона также суждение представителя ответчиков о том, что правовое положение сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в сфере социальной защиты не равнозначно правовому положению гражданина Российской Федерации, уволенного с этой службы, поскольку как указано в части 7 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В рассматриваемом деле установлено, что ФИО5 была поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты, была уволена со службы по выслуге лет, в связи с чем за ней в силу вышеприведенной нормы сохранилось право на получение данной выплаты, умерла в связи с заболеванием, полученным в период прохождения службы, за признанием права на получение соответствующей выплаты ее сын, не достигший возраста 23 лет и обучающийся по очной форме обучения, обратился в течение установленного срока - до истечения одного года с момента смерти ФИО5, что дает ему право в соответствии с пунктом 26 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на получение единовременной социальной выплаты, а потому законных оснований, предусмотренных пунктом 15 указанных Правил, для снятия истца и его матери с учета у ответчиков не имелось.
Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения, апелляционная жалоба представителей ответчиков не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 12 мая 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчиков Главного управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Е. без удовлетворения.
Председательствующий
А.С.ТОПОЕВ
Судьи
А.В.ПРОНИНА
Е.В.ХЛЫСТАК
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.07.2023