Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.07.2024 N 88-13057/2024 (УИД 54RS0010-01-2023-007872-32)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании незаконным отказа во включении периодов работы в стаж службы (выслуги лет), обязании зачесть в стаж службы (выслуги лет) периоды работы.
Обстоятельства: Спорные периоды работы истца в федеральной противопожарной службе на должностях, не предусматривающих присвоение специального воинского звания, непосредственно не предшествовали назначению истца на должность сотрудника, имеющего специальное звание, ввиду службы истца в учреждении уголовно-исполнительной системы, в связи с чем не подлежат включению в стаж службы (выслуги лет) для исчисления процентной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы.
Решение: Отказано.


Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16.07.2024 N 88-13057/2024 (УИД 54RS0010-01-2023-007872-32)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О признании незаконным отказа во включении периодов работы в стаж службы (выслуги лет), обязании зачесть в стаж службы (выслуги лет) периоды работы.
Обстоятельства: Спорные периоды работы истца в федеральной противопожарной службе на должностях, не предусматривающих присвоение специального воинского звания, непосредственно не предшествовали назначению истца на должность сотрудника, имеющего специальное звание, ввиду службы истца в учреждении уголовно-исполнительной системы, в связи с чем не подлежат включению в стаж службы (выслуги лет) для исчисления процентной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы.
Решение: Отказано.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2024 г. N 88-13057/2024
Дело N 2-6661/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.,
Судей Новожиловой И.А., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6661/2023, УИД 54RS0010-01-2023-007872-32 по иску С.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области о признании незаконным отказа, обязании зачесть в стаж службы (выслуги лет) периодов работы
по кассационной жалобе представителя С.А. по доверенности З. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 февраля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., выслушав объяснения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области по доверенности С.О., поддержавшей доводы письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.А. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (далее - Главное управление МЧС России по Новосибирской области) о признании незаконным отказа, обязании зачесть в стаж службы (выслуги лет) периодов работы, в котором просил признать незаконным отказ Главного управления МЧС России по Новосибирской области, выраженный в письме N от 22 февраля 2023 г., обязать зачесть С.А. в стаж службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) периоды работы:
с 6 декабря 2005 г. по 1 апреля 2006 г. - в должности пожарного пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области;
с 1 апреля 2006 г. по 6 июня 2008 г. - в должности командира отделения пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области;
с 6 июня 2008 г. по 16 апреля 2018 г. - в должности начальника караула пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области;
с 16 апреля 2018 г. по 5 декабря 2018 г. - в должности командира отделения 37 пожарно-спасательной части ФГКУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области.
В обоснование заявленных требований С.А. указал, что с 11 мая 2021 г. проходит службу в должности начальника 66 пожарно-спасательной части 5 пожарно-спасательного отдела федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Новосибирской области.
2 февраля 2023 г. С.А. подал рапорт на имя начальника Главного управления МЧС России по Новосибирской области с просьбой включить в выслугу лет отработанный период с 6 декабря 2005 г. по 5 декабря 2018 г. в федеральной противопожарной службе МЧС России, а также с 6 декабря 2018 г. по 15 апреля 2021 г. - в ГУФСИН России по Новосибирской области.
Согласно ответу от 22 февраля 2023 г. N служба в ГУФСИН России с 6 декабря 2018 г. по 15 апреля 2021 г. засчитана С.А. в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания. При этом, период работы в федеральной противопожарной службе с 6 декабря 2005 г. по 5 декабря 2018 г. в вышеуказанный стаж не включен как непосредственно не предшествующий назначению на должности рядового и начальствующего состава либо военнослужащих органов управления и подразделений государственной противопожарной службы, а также научных и образовательных организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации).
С принятым решением С.А. не согласен, поскольку, начиная с 6 декабря 2005 г. по 5 декабря 2018 г. он имел непрерывный стаж работы в различных должностях в органах Государственной противопожарной службы, после этого проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должностях, связанных с противопожарной деятельностью. Таким образом, начиная с 6 декабря 2005 г. по 15 апреля 2021 г. характер его профессиональной деятельности был однороден. Он осуществлял трудовые функции, непосредственно связанные с противопожарной деятельностью, имел непрерывный трудовой стаж.
По мнению С.А., то обстоятельство, что с 6 декабря 2005 г. по 5 декабря 2018 г. он работал на неаттестованных должностях в органах Государственной противопожарной службы, не может служить основанием для отказа во включении указанных периодов в стаж службы (выслугу лет), поскольку в стаж подлежит включению не только служба сотрудников, имеющих специальные звания, но и работа личного неаттестованного состава, не имеющего специальных званий. Кроме того, согласно сведениям из индивидуального лицевого счета застрахованного лица С.А., стаж его работы в должностях в спорный период с 2005 года по 2018 год зачтен как период работы, учитываемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 21 сентября 2023 г. исковые требования С.А. удовлетворены.
Признан незаконным отказ Главного управления МЧС России по Новосибирской области, выраженный в письме N от 22 февраля 2023 г., зачесть С.А. в стаж службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслуги лет) периоды работы:
с 6 декабря 2005 г. по 1 апреля 2006 г. - в должности пожарного пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области;
с 1 апреля 2006 г. по 6 июня 2008 г. - в должности командира отделения пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области;
с 6 июня 2008 г. по 16 апреля 2018 г. - в должности начальника караула пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области;
с 16 апреля 2018 г. по 5 декабря 2018 г. - в должности командира отделения 37 пожарно-спасательной части ФГКУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области.
Главное управление МЧС России по Новосибирской области обязано зачесть С.А. в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в исчислении 1 год за 1 год периоды работы:
с 6 декабря 2005 г. по 1 апреля 2006 г. - в должности пожарного пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области;
с 1 апреля 2006 г. по 6 июня 2008 г. - в должности командира отделения пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области;
с 6 июня 2008 г. по 16 апреля 2018 г. - в должности начальника караула пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области;
с 16 апреля 2018 г. по 5 декабря 2018 г. - в должности командира отделения 37 пожарно-спасательной части ФГКУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 февраля 2024 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска Новосибирской области от 21 сентября 2023 г. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований С.А. к Главному управлению МЧС России по Новосибирской области о признании незаконным отказа, обязании зачесть в стаж службы (выслуги лет) периодов работы отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель С.А. - З. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 февраля 2024 г., оставить в силе решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 сентября 2023 г.
В жалобе представитель указывает, что начиная с 6 декабря 2005 г. по 5 декабря 2018 г. С.А. имел непрерывный стаж работы в различных должностях в органах Государственной противопожарной службы. После этого, С.А. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в должностях, связанных с противопожарной деятельностью: с 6 декабря 2018 г. по 26 июня 2019 г. - начальник караула пожарной части 1 разряда ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области; с 26 июня 2019 г. по 15 апреля 2021 г. - начальник пожарной части I разряда ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области.
Таким образом, начиная с 6 декабря 2005 г. по 15 апреля 2021 г. характер профессиональной деятельности истца был однороден. Он осуществлял трудовые функции, непосредственно связанные с противопожарной деятельностью. При этом С.А. в вышеуказанный период времени имел непрерывный трудовой стаж.
ГУ МЧС России по Новосибирской области выборочно засчитало в указанный стаж только период службы С.А. в органах уголовно-исполнительной системы с 6 декабря 2018 г. по 15 апреля 2021 г.
Переход С.А. с одной должности на другую, обе из которых подлежат зачету в вышеуказанный стаж, не является основанием для "обнуления" предыдущего стажа.
Перерыва между работой в органах Государственной противопожарной службы и службой в органах уголовно-исполнительной системы у истца не имелось.
Поскольку С.А., начиная с 6 декабря 2005 г. по 15 апреля 2021 г., непрерывно осуществлял работу и проходил службу в должностях в органах, служба (работа) в которых учитывается при исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы, весь вышеуказанный период подлежит зачету в данный стаж.
Также не является основанием для отказа во включении в стаж службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) то обстоятельство, что С.А. в период с 6 декабря 2005 г. по 5 декабря 2018 г. работал на неатестованных должностях в органах Государственной противопожарной службы.
Ведомственные приказы МЧС России, определявшие порядок прохождения службы, одинаково распространялись как на аттестованных, так и на неаттестованных сотрудников ведомства.
Согласно сведениям из индивидуального лицевого счета застрахованного лица С.А., стаж его работы в должностях в оспариваемый период с 2005 по 2018 годы зачтен как периоды работы, учитываемые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Данное обстоятельство дополнительно подтверждает, что характер работы истца в оспариваемый период свидетельствует о ее специальном назначении. Стаж данной работы должен быть приравнен к службе С.А. в органах МЧС России и уголовно-исполнительной системы при подсчете стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).
Относительно доводов кассационной жалобы Главным управлением МЧС России по Новосибирской области принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец С.А. и его представитель по доверенности З. не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается отчетами об отслеживании отправлений, сформированными официальным сайтом Почты России.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях Главного управления МЧС России по Новосибирской области на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что С.А. с 6 декабря 2005 г. по 1 апреля 2006 г. работал в должности пожарного пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области; с 1 апреля 2006 г. по 6 июня 2008 г. - в должности командира отделения пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области; с 6 июня 2008 г. по 16 апреля 2018 г. - в должности начальника караула пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области; с 16 апреля 2018 г. по 5 декабря 2018 г. - в должности командира отделения 37 пожарно-спасательной части ФГКУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области"; с 6 декабря 2018 г. по 15 апреля 2021 г. - в системе ГУФСИН начальником караула пожарной части 1 разряда ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, далее начальником пожарной части 4 разряда ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области.
11 мая 2021 г. С.А. принят на службу в федеральной противопожарной службе на должность начальника 66 пожарно-спасательной части 5 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Новосибирской области на пять лет.
В соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 9 сентября 2021 г. N-НС С.А. для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы включены периоды: служба в Вооруженных Силах Российской Федерации с 24 ноября 2003 г. по 24 ноября 2005 г., служба в ГУФСИН России с 6 декабря 2018 г. по 15 апреля 2021 г. Период работы в федеральной противопожарной службе с 6 декабря 2005 г. по 5 декабря 2018 г. в стаж службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки не включен.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные С.А. требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 5, 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 38 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации", пришел к выводу о том, что поскольку С.А. для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) включен период службы в ГУФСИН России с 6 декабря 2018 г. по 15 апреля 2021 г., а работа в федеральной противопожарной службе с 6 декабря 2005 г. по 5 декабря 2018 г. непосредственно предшествовала поступлению на службу в ГУФСИН России, которая засчитана в выслугу лет, по своему характеру работа С.А. на протяжении всего рассматриваемого периода была непрерывной и однородной, отвечала целям противопожарной деятельности, то спорные периоды подлежат включению в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований С.А. о признании незаконным отказа Главного управления МЧС России по Новосибирской области о зачете в стаж службы (выслуги лет), возложении обязанности зачесть в стаж службы (выслуги лет) период работы в федеральной противопожарной службе с 6 декабря 2005 г. по 5 декабря 2018 г., возложении обязанности зачесть в стаж службы (выслуги лет) указанный период работы, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", подпункт "т" пункта 2 Положения об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, Федеральной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43, исходил из того, что служба в государственной противопожарной службе на должностях, предусматривающих присвоение специальных воинских званий, засчитывается независимо от каких-либо условий, в то время как работа на неаттестованных должностях засчитывается при условии того, что она предшествовала службе в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.
Поскольку в период с 6 декабря 2018 г. по 15 апреля 2021 г. С.А. осуществлял службу в ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, где ему было присвоено звание старшего лейтенанта внутренней службы, 11 мая 2021 г. С.А. заключен контракт с Главным управлением МЧС России по Новосибирской области, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорные периоды работы: с 6 декабря 2005 г. по 1 апреля 2006 г. - в должности пожарного пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области; с 1 апреля 2006 г. по 6 июня 2008 г. - в должности командира отделения пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области; с 6 июня 2008 г. по 16 апреля 2018 г. - в должности начальника караула пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области; с 16 апреля 2018 г. по 5 декабря 2018 г. - в должности командира отделения 37 пожарно-спасательной части ФГКУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" на должностях, не предусматривающих присвоение специального воинского звания, непосредственно не предшествовали назначению истца на должность сотрудника, имеющего специальное звание, ввиду службы С.А. в учреждении уголовно-исполнительной системы, в связи с чем не подлежат включению в стаж службы (выслуги лет) для исчисления процентной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы и материалам дела не имеется, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Частью 10 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 38 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) в федеральной противопожарной службе включаются, в том числе периоды работы гражданина в федеральной противопожарной службе (Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах, пожарной охране Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующий назначению на должность, замещаемую сотрудником.
Пункт 12 части 2 статьи 38 Федерального закона от 23 мая 2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает возможность включения в стаж службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы указанного в нем периода работы, непосредственно предшествующего назначению на должность, замещаемую сотрудником. Такое правовое регулирование носит льготный характер и направлено на защиту интересов сотрудников противопожарной службы. При этом установление такого рода льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2019 г. N 2758-О).
В соответствии с подпунктом "т" пункта 2 положения "Об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43, в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - сотрудники) включается время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующей назначению на должности рядового и начальствующего состава либо военнослужащих органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, а также научных и образовательных организаций Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Указанное Положение об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы принято, как следует из его содержания, во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который, предусматривая ежемесячную надбавку к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в качестве дополнительной выплаты, устанавливаемой к окладу денежного содержания, в том числе сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, в части 8 статьи 2 предоставил Правительству Российской Федерации полномочия по определению порядка исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты такой надбавки.
Подпункт "т" пункта 2 названного Положения, закрепляя возможность включения в указанный стаж службы (выслугу лет) соответствующего времени работы, содержит норму по своему содержанию аналогичную закрепленной в пункте 12 части 2 статьи 38 Федерального закона "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и также носящую льготный характер.
Таким образом, как верно указал суд апелляционной инстанции, из буквального толкования приведенных норм права следует, что в стаж службы в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы подлежит включению период работы, непосредственно предшествующий назначению на должность, замещаемую сотрудником.
Установив, что спорные периоды работы с 6 декабря 2005 г. по 1 апреля 2006 г. - в должности пожарного пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области; с 1 апреля 2006 г. по 6 июня 2008 г. - в должности командира отделения пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области; с 6 июня 2008 г. по 16 апреля 2018 г. - в должности начальника караула пожарной части N-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Кемеровской области; с 16 апреля 2018 г. по 5 декабря 2018 г. - в должности командира отделения 37 пожарно-спасательной части ФГКУ "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" не предшествовали назначению на должности рядового и начальствующего состава либо военнослужащих органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения указанных спорных периодов работы истца в стаж службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки.
Доводы кассационной жалобы о том, что в спорные периоды работы С.А. непрерывно осуществлял работу и проходил службу в должностях в органах, служба (работа) в которых учитывается при исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы, в стаж службы подлежит включению не только служба сотрудников, имеющих специальные звания, но и работа личного неаттестованного состава, не имеющего специальных званий, отмену обжалуемого апелляционного определения не влекут, поскольку направлены на ошибочное толкование вышеприведенных норм материального права.
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что спорные правоотношения регулируются специальным законом - Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Положением об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 43, положениям которых судом дано правильное толкование.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 февраля 2024 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя С.А. по доверенности З. - без удовлетворения.