Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.03.2022 N 88-5764/2022
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что на лесном участке имеются неубранные порубочные остатки, образовавшиеся в результате незаконных рубок лесных насаждений, что является нарушением санитарной и пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.03.2022 N 88-5764/2022
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что на лесном участке имеются неубранные порубочные остатки, образовавшиеся в результате незаконных рубок лесных насаждений, что является нарушением санитарной и пожарной безопасности в лесах.
Решение: Удовлетворено в части.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 марта 2022 г. N 88-5764/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударек Н.Г.,
судей Ковалевской В.В., Варнавской Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0018-01-2021-004709-33 по иску военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны России", Улан-Удэнскому лесничеству Минобороны России - филиалу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны России" о возложении обязанности по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков
по кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 29 июля 2021 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 17 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Ковалевской В.В., выслушав объяснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации К., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны России", Улан-Удэнскому лесничеству Минобороны России - филиалу ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны России" о возложении обязанности по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков, ссылаясь на то, что в целях предупреждения лесных пожаров в пожароопасный период 2021 г. военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами Улан-Удэнского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны России" требований законодательства о лесопользовании. Установлено, что в 2020 г. на территории выдела N квартала N Талецкого участкового лесничества Минобороны России установлен факт незаконной рубки лесных насаждений на площади 0,5 га, объемом вырубленных лесных насаждений (сосна) 11,55 куб. м. Согласно сведениям лесничества МО РБ на вышеуказанном лесном участке данного лесничества имеются неубранные порубочные остатки, образовавшиеся в результате незаконных рубок лесных насаждений, что является нарушением санитарной и пожарной безопасности в лесах. На основании изложенного просил обязать ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны России" (далее - ФГКУ "УЛХИП" МО РФ), Улан-Удэнское лесничество МО РФ - филиал ФГКУ "УЛХИП" МО РФ не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем сбора на выделе N квартала N Талецкого участкового лесничества МО РФ.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены П., М.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 29 июля 2021 г. исковые требования военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона в защиту интересов РФ к Улан-Удэнскому лесничеству Министерства Обороны РФ-филиалу ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ оставлены без удовлетворения, к ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства Обороны РФ о понуждении произвести действия по очистке мест незаконных порубок лесных насаждений удовлетворены. На ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность провести работы по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков путем их сбора на выделе N квартала N Талецкого участкового лесничества Министерства обороны Российской Федерации в срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 17 ноября 2021 г. решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 29 июля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений. Кассатор указывает на несогласие с выводом суда о том, что ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" является надлежащим ответчиком по данному спору, указывает на невозможность исполнения решения суда учреждением в силу его организационно-правовой формы, особенностей бюджетных правоотношений; обращает внимание на то, что производство работ по очистке мест незаконных рубок лесных насаждений от порубочных остатков возможно лишь с привлечением к таким работам ФГАУ "Оборонлес" на основании утвержденных ДВИ Минобороны РФ государственного и технического заданий. Полагает, что возложение на работников лесничества несвойственных им обязанностей может повлечь нарушение трудового законодательства. Указывает, что по факту незаконной рубки возбуждено уголовное дело, считает необоснованным возложение на потерпевшую сторону обязанности восстановить причиненный ей же ущерб; полагает, что ответчик доказал отсутствие своей вины в образовании порубочных остатков на местах незаконных рубок деревьев.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
В соответствии с
ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с
ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со
ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона в 2020 году проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере лесопользования.
По результатам Проверки на территории выдела N квартала N Талецкого участкового лесничества МО РФ зафиксирован факт незаконной рубки лесных насаждений на площади 0,5 га, объемом вырубленных лесных насаждений (сосна) 11,55 куб. м.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции руководствовался
ч. 1 ст. 9,
ст. 42,
ст. 58 Конституции Российской Федерации,
ч. 1 ст. 8,
ст. 51,
ч. 4 ст. 53.1,
ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации,
ст. 13,
ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации,
ст. 38 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
п. 22 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. N 2047,
п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства от 7 октября 2020 г. N 1614, исходил из того, что в лесном массиве на землях Минобороны России вследствие незаконной рубки лесных насаждений имеют место порубочные остатки, наличие которых влечет захламление, загрязнение и иное негативное воздействие на леса, увеличивает риск возникновения пожаров в пожароопасный период; установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия; В соответствии с уставом ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации; для достижения указанных целей учреждение осуществляет планирование, организацию, управление, анализ и контроль мероприятий по охране и защите лесов, организацию оперативной работы по охране лесов от незаконных рубок иных нарушений лесного законодательства, проведение рейдов, патрулирование лесов в целях оперативного выявления и пресечения правонарушений, в том числе и по фактам незаконных рубок; необходимость очистки лесного массива от порубочных остатков возникла в результате ненадлежащей организации оперативной работы по охране лесов со стороны ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Содержащиеся в обжалуемых судебных актах выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, юридически значимые по делу обстоятельства судом определены верно.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда о наличии у ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ обязанности произвести работы по очистке мест незаконных порубок лесных насаждений от порубочных остатков и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Вместе с тем оценка исследованных доказательств отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм
главы 41 ГПК РФ правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
Нарушения требований
статей 56,
59,
60,
67 ГПК РФ при оценке судом доказательств допущено не было; всем доказательствам дана оценка.
Доводы о необходимости соблюдения определенной процедуры и привлечения к работам иных лиц основанием отмены состоявшихся судебных актов не являются.
Возбуждение уголовного дела по факту незаконной рубки не освобождает ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ от возложенных на него задач по организации, управлению и контролю мероприятий по охране и защите лесов.
Выводы суда мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты; нормы материального права судом применены верно; существенных нарушений норм процессуального права не допущено.
Иных доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, в связи с чем отсутствуют основания для ее удовлетворения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь
ст. ст. 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 29 июля 2021 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 17 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" оставить без удовлетворения.