Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.03.2022 N 88-4960/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; 2) Об обязании восстановить в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец на момент постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и на данный момент обеспечен необходимой жилой площадью.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.


Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.03.2022 N 88-4960/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: 1) О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; 2) Об обязании восстановить в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец на момент постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и на данный момент обеспечен необходимой жилой площадью.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 марта 2022 г. N 88-4960/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Кожевниковой Л.П., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 55RS0007-01-2021-003817-77 (2-2596/2021) по иску У.Д.В. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным решения, о возложении обязанности восстановить в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по кассационной жалобе У.Д.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 19 июля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 ноября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
У.Д.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - ГУ МЧС России по Омской области) о признании незаконным решения, о возложении обязанности восстановить в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в должности старшего инженера сектора исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности Федерального государственного бюджетного учреждения "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Омской области", уволен 6 августа 2018 г. по выслуге лет.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон У.Д.В. поставлен на учет 13 октября 2015 г. в составе семьи 1 человек, как имеющий право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно выписке из протокола заседания постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты доля приобретения или строительства жилого помещения от 20 января 2021 г. N, было принято решение снять истца с учета для получения данной выплаты с 20 января 2021 г. в связи с тем, что он обеспечен жилой площадью и не является нуждающимся в жилом помещении.
Считает указанное решение незаконным. Жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности его тете, У.Д.В., в это жилое помещение он вселен на основании договора поднайма от 5 сентября 2003 г. без права на жилую площадь; по истечении срока действия договора, обязался освободить занимаемое жилое помещение.
Просил суд признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Омской области от 20 января 2021 г. N в части снятия его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложить на ответчика обязанность поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением Центрального районного суда города Омска от 19 июля 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 ноября 2021 г. решение Центрального районного суда города Омска от 19 июля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе У.Д.В. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Омска от 19 июля 2021 г., апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 ноября 2021 г. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
Относительно доводов кассационной жалобы ГУ МЧС России по Омской области представлены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворений жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы представителя ответчика.
Как установлено судами и следует из материалов дела, У.Д.В. проходил службу в должности старшего инженера сектора исследовательских и испытательных работ в области пожарной безопасности ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Омской области", имеет специальное звание майор внутренней службы.
13 октября 2015 г. У.Д.В. обратился в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ГУ МЧС России по Омской области с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав 1 человека. Также истцом было указано, что он жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, не имеет.
18 декабря 2015 г. решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения У.Д.В. был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 1 человек.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии от 18 декабря 2015 г. N на дату обращения истца с заявлением его общая продолжительность службы составляла 17 лет 02 месяца 12 дней, зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире площадью 36,6 кв. м, принадлежащей на праве собственности его тете У.Т.Н., поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
20 января 2021 г. решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области истец снят с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подп. "б" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты с указанием на то, что при постановке на учет в октябре 2015 г. У.Д.В. был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере более 15 кв. м (18,30 кв. м) и не являлся нуждающимся в жилом помещении.
Не согласившись с названным решением комиссии, У.Д.В. обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований исходил из того, что факт регистрации истца в квартире У.Т.Н. по месту жительства <адрес> не является формальностью, а подтверждает возникновение прав и обязанностей наравне с собственником, соответственно, общая площадь квартиры, в которой истец был зарегистрирован и вселен в качестве члена семьи собственника на момент постановки на учет, подлежала учету при определении уровня обеспеченности У.Д.В. жилой площадью. Следовательно, истец на момент постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и в настоящее время обеспечен жилой площадью на одного члена семьи более 15 кв. м.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении спора суды правильно применили нормы материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, предусмотренным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, в силу п. п. 1, 2 которой единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления социальной выплаты).
Пунктом 5 приведенных выше Правил предоставления социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно п. 11 Правил предоставления социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Подпунктом "б" п. 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из содержания положений п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с п. 11 Правил предоставления социальной выплаты следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником по договору социального найма или в силу правоотношений собственности (в том числе общая площадь жилого помещения, в котором у сотрудника возникло право пользования таким жилым помещением по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации), вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения. При этом не имеет правового значения факт раздельного проживания с собственником при условии вселения им сотрудника в принадлежащее ему жилое помещение в качестве члена своей семьи.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции при определении уровня обеспеченности истца жилой площадью более 15 кв. м (36,6 кв. м / 2 = 18, 3 кв. м), суд первой инстанции пришел к выводу о законности решения, оформленного протоколом заседания от 20 февраля 2021 г. N, принятого жилищной комиссией ГУ МЧС РФ по Омской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказав истцу в удовлетворении заявленных требований.
Установив, что с 6 сентября 2003 г. истец зарегистрирован как член семьи собственника по месту жительства в 1-комнатной квартире общей площадью 36,6 кв. м, принадлежащей на праве собственности тете заявителя, У.Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании регистрационного удостоверения от 22 января 1996 г. N, по адресу: <адрес> обеспеченность истца жилой площадью составляет более 15 кв. м (18,3 кв. м), суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассатора о том, что он не приобрел право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, так как вселился в данное жилое помещение на основании договора поднайма от 5 сентября 2003 г. постоянно, без права на жилую площадь, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который правильно отметил, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих предоставление упомянутого договора в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения вместе с заявлением о принятии его на учет.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 19 июля 2021 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 9 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу У.Д.В. - без удовлетворения.