Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2023 N 88-6549/2023 по делу N 2-1160/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец проходил службу в Федеральной службе исполнения наказания, был поставлен на учет для получения жилого помещения. Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии истец был исключен из списка очередности на получение жилой площади ввиду непредставления необходимых документов и проживания в жилом помещении совместно с родителями.
Решение: Отказано.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2023 N 88-6549/2023 по делу N 2-1160/2022
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Споры, связанные с предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец проходил службу в Федеральной службе исполнения наказания, был поставлен на учет для получения жилого помещения. Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии истец был исключен из списка очередности на получение жилой площади ввиду непредставления необходимых документов и проживания в жилом помещении совместно с родителями.
Решение: Отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2023 г. N 88-6549/2023
Дело N 2-1160/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В.,
Судей Латушкиной С.Б., Андугановой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1160/2022 (УИД: 24RS0017-01-2021-008016-44) по иску С.А. к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю о выплате компенсации для приобретения жилого помещения, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе С.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 3 августа 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 ноября 2022 г.,
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С.А. обратился в суд с иском к Главному Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю (далее - ГУФСИН России по Красноярскому краю) о взыскании денежной компенсации на приобретение жилья.
В обоснование заявленных требований С.А. указал, что с 2000 года по 2018 год проходил службу в Федеральной службе исполнения наказания. Как молодой сотрудник на основании рапорта от 4 февраля 2002 г. решением жилищной комиссии от марта 2002 года был поставлен на учет для получения жилого помещения. Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 25 мая 2007 г. N был исключен из списка очередности на получение жилой площади ввиду не представления необходимых документов и проживания совместно с родителями в жилом помещении. Об исключении из списка он узнал только в ноябре 2011 года. С момента постановки его на учет в качестве нуждающегося и до снятия с учета жилищные условия не менялись, в жилищную комиссию представлялись документы, подтверждающие, что жилое помещение находится в собственности родителей и брата.
В 2014 году он обратился за компенсацией на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставил нарочно все необходимые документы, в том числе справки на себя и всех членов его семьи (супругу и двух дочек) об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, но постоянно находились какие-то недостатки в представленных документах, что уполномоченным сотрудникам давало право вернуть все документы обратно.
С.А. считает действия ГУФСИН России по Красноярскому краю незаконными, поскольку он имеет право в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" получить единовременную выплату для приобретения жилого помещения.
С.А., с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать ГУ ФСИН по Красноярскому краю выплатить ему компенсацию для приобретения жилого помещения как имеющему право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 марта 2022 г. N и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N в размере 6 693 210 рублей, из которых 1/5 часть, то есть в размере 1 350 542 рубля перечислить в ЕКУ "Канский детский дом им. Ю.А. Гагарина", остальную часть 5 402 168 рублей перечислить на его счет, взыскать с ответчика дополнительные расходы по получению справок из ЕГРП в сумме 6 000 рублей, расходы на оплату юридических услуг 28 500 рублей, компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 3 августа 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 ноября 2022 г., исковые требования С.А. к ГУФСИН России по Красноярскому краю о выплате компенсации для приобретения жилого помещения компенсации морального вреда, дополнительных затрат и судебных расходов, оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, С.А. просит отменить решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 3 августа 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 ноября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец С.А., представитель ответчика ГУФСИН России по Красноярскому краю, третье лицо С.Л. не явились.
О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ГУФСИН России извещен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления.
Согласно отчетам об отслеживании отправления с почтовых идентификаторами N, N судебная корреспонденция, направленная в адрес С.А., С.Л., возвращена в связи с истечением срока хранения.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат (пункт 67).
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства (регистрации) корреспонденцией является риском самого гражданина, а все неблагоприятные последствия такого бездействия несет само лицо.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, признает судебное извещение доставленным истцу С.А., третьему лицу С.Л., и считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся истца, ответчика, третьего лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 2000 года по 2018 год С.А. проходил службу в ГУФСИН России по Красноярскому краю в должности младшего инспектора отдела охраны. Общая выслуга лет составляет более 10 календарных лет.
4 февраля 2002 г. в целях реализации своего права на получение единовременной социальной выплаты С.А. обратился в комиссию по месту прохождения службы с рапортом о постановке его на учет для предоставления жилого помещения. Решением жилищно-бытовой комиссии С.А. был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении.
Решением жилищно-бытовой комиссии, оформленным выпиской из протокола N от 5 мая 2007 г., С.А. исключен из списка очередности на получение жилой площади в связи с тем, что в соответствии с представленными документами он проживает совместно с родителями в жилом помещении, которое состоит из 3 комнат жилой площадью 45,3 кв. м, в соответствии с Законом Красноярского края на семью из 3 человек положена жилая площадь 21 кв. м, то есть выше положенной нормы.
Указанное решение С.А. не обжаловал, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела.
Согласно справке ГУФСИН по Красноярскому краю при обращении С.А. по вопросу приема документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещение данные заносятся в книгу учета заявлений (рапортов) сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Данная книга ведется с 23 декабря 2014 г., с момента передачи соответствующих полномочий ГУФСИН России по Красноярскому краю. В книге рапорт С.А. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты не зарегистрирован.
Судом установлено, что С.А. полный пакет документов необходимых для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на рассмотрение комиссии не подавал. Документы С.А. предоставлялись частично через значительный временной период, что приводило к тому, что ранее представленные документы, утрачивали силу.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных С.А. требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ГУФСИН России по Красноярскому краю обязанности произвести С.А. единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку в период службы С.А. в ГУФСИН России по Красноярскому краю указанный в Правилах предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, пакет документов не представил, решение о постановке его на учет для получения ЕСВ не принималось.
Не усмотрев оснований для удовлетворения исковых требований С.А. о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения производных от низ требований о взыскании расходов на оформление справок и оказание юридических услуг.
Также суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения требований С.А. о взыскании компенсации морального вреда, поскольку доказательств претерпевания истцом нравственных страданий в результате действий ответчика, истцом не представлено.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, с обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее также - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, сотрудника; копия послужного списка сотрудника; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил) (подпункты "а" - "л" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и заверенных в установленном порядке.
Таким образом, действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что на момент окончания службы в органах ФСИН России С.А. не был поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении, решение жилищно-бытовой комиссии от 5 мая 2007 г. об исключении из списка очередности на получение жилой площади не оспаривал, рапорт о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не подавал, вопрос о нуждаемости его в жилом помещении жилищной комиссией не рассматривался, в настоящее время С.А. сотрудником ГУФСИН не является, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований С.А. о возложении на ответчика обязанности выплатить компенсацию на приобретение или строительство жилого помещения, и компенсировать истцу моральный вред.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов суда незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчик принимал от истца документы для проверки, однако документы рассматривались не комиссионно, а единолично сотрудником, уполномоченным для проверки предоставленного пакета необходимых документов, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку не свидетельствуют о допущенных судами первой и апелляционной инстанций нарушениях норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом установлено и материалами дела подтверждается, что С.А. на момент увольнения со службы не был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты, рапорт о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с документами, предусмотренными пунктом 5 Правил не подавал, в связи с чем вопрос о нуждаемости его в жилом помещении жилищной комиссией не рассматривался.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований С.А.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 3 августа 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С.А. - без удовлетворения.