Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.12.2023 N 88-23874/2023 (УИД 55RS0007-01-2022-004681-23)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об отмене решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Решение: Отказано.


Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.12.2023 N 88-23874/2023 (УИД 55RS0007-01-2022-004681-23)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: Об отмене решения о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Истец снят с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Решение: Отказано.

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 декабря 2023 г. N 88-23874/2023
Дело N 2-3493/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б.,
судей Леонтьевой Т.В., Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3493/2022 (УИД 55RS0007-01-2022-004681-23) по иску Д.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным решения,
по кассационной жалобе Д.А. на решение Центрального районного суда г. Омска Омской области от 29 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 25 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Д.А. (далее - Д.А., истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - ГУ МЧС России по Омской области, ответчик) о признании незаконным решения.
В обоснование своих требований указывал на то, что 4 февраля 1999 г. Д.А., как сотрудник федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области, был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
9 апреля 2019 г. Д.А. в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 3 человека с 10 января 2019 г.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Омской области по учету сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений от 24 июня 2021 г. Д.А. на основании статьи 53, пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации снят с учета сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (граждан), для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, состав семьи 3 человека.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 24 июня 2021 г. N 7 следует, что комиссия пришла к выводу о том, что супруга заявителя - Д.Т. 22 октября 2020 г. произвела действия по отчуждению принадлежащей ей 2/3 доли жилого помещения, общей площадью 42,4 кв. м, по адресу: <адрес>, то есть намеренно ухудшила свои жилищные условия, тем самым совершила действия по искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований у Д.А. претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в большем размере.
Д.А. находит решение ответчика незаконным.
Д.А. просил суд признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Омской области по учету сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений от 24 июня 2021 г. в части снятия истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ответчика поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истца с членами семьи с 4 февраля 1999 г.
Определением судьи Центрального районного суда г. Омска Омской области от 1 августа 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Д.Т. (далее - Д.Т.), Д.
Решением Центрального районного суда г. Омска Омской области от 29 августа 2022 г. исковые требования Д.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 25 января 2023 г. решение Центрального районного суда г. Омска Омской области от 29 августа 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Д.А. просит об отмене судебных актов как незаконных.
ГУ МЧС России по Омской области поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Д.А., представитель ответчика ГУ МЧС России по Омской области, третьи лица Д.Т., Д.Е., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что из протокола территориальной жилищной комиссии ГУ МЧС России по Омской области от 4 февраля 1999 г. N 28 следует, что Д.А. с 4 февраля 1999 г. поставлен на учет в качестве лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений.
9 апреля 20219 г. Д.А. в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 3 человека с 10 января 2019 г.
24 июня 2021 г. решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Омской области по учету сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений Д.А. на основании статьи 53, пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации снят с учета сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (граждан), для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, состав семьи 3 человека в связи с тем, что супруга заявителя - Д.Т. 22 октября 2020 г. произвела действия по отчуждению принадлежащей ей 2/3 доли жилого помещения, общей площадью 42,4 кв. м, по адресу: <адрес>, то есть намеренно ухудшила свои жилищные условия, совершив действия по искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований у Д.А. претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в большем размере.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установив факт принадлежности супруге истца на праве собственности доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, впоследствии отчуждении указанной доли, что свидетельствует о совершении действий по ухудшению жилищных условий и намеренном создании ситуации нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований у Д.А. претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее также - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (подпункт 2 пункта 3).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 4, 5 Правил N 369, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона N 283-ФЗ.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются подтверждающие документы.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные, в том числе с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5).
В соответствии со статьями 53, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации намеренное ухудшение жилищных условий, как и любое другое злоупотребление правом, порождает неблагоприятные последствия для лица, его совершившего. Виновные лица могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях только через 5 лет со дня совершения неправомерных действий.
Согласно подпункту "б" пункта 15 Правил N 369, сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Из приведенных нормативных положений следует, что юридически значимыми обстоятельствами по данному спору являются: установление улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты; а также установление при совершении супругой истца действий по распоряжению долей в праве собственности на принадлежащее ей недвижимое имущество намерений получить социальную выплату в большем размере и привели ли данные действия к ухудшению жилищных условий.
Судами установлено, что Д.А., его жена и ребенок зарегистрированы по месту жительства в жилом доме общей площадью 41,50 кв. м, принадлежащем по праву собственности заявителю, по адресу: <адрес>
По сведениям филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, супруга истца Д.Т. 17 августа 2020 г. на основании свидетельства о праве на наследство оформила право собственности на 2/3 доли жилого помещения общей площадью 42,40 кв. м, по адресу: <адрес> (всего 28,13 кв. м).
22 октября 2020 г. Д.Т. произвела действия по отчуждению доли данного жилого помещения.
В период с 17 августа 2020 г. по 22 октября 2020 г. Д.А. был обеспечен общей площадью жилого помещения (41,50 кв. м + 28,13 кв. м = 69,63 к. м/4) на одного члена семьи в размере более 15 кв. м (17,41 кв. м) и не являлся нуждающимся в жилом помещении.
Поскольку обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, установив, что после приобретения супругой истца в собственность в порядке наследования доли жилого помещения семья истца была обеспечена нормой жилья, после продажи доли в приобретенной супругой квартире истец ухудшил жилищные условия своей семьи, судами первой и апелляционной инстанций сделан верный вывод о наличии оснований у ответчика для снятия истца с учетом членов семьи в учета нуждающихся в жилом помещении.
Доводы кассационной жалобы о том, что на момент принятия решения жилищной комиссии истец продолжал отвечать требованиям части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и имел право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, противоречит установленным обстоятельствам того, что в период с 17 августа 2020 г. по 22 октября 2020 г. истец был обеспечен нормой жилья, намеренно ухудшил жилищные условия продав долю супруги в унаследованном жилье, а потому перестал отвечать критериям, позволяющим состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска Омской области от 29 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 25 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Д.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Б.ЛАТУШКИНА
Судьи
Т.В.ЛЕОНТЬЕВА
О.С.АНДУГАНОВА