Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.04.2024 N 88-6491/2024 (УИД 54RS0010-01-2021-009123-30)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения о прекращении выплаты пенсии, возобновлении выплаты пенсии; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу прекращена выплата досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 3 ч. 1 ст. 25 ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с утратой им права на назначенную страховую пенсию по причине обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на данную пенсию.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.04.2024 N 88-6491/2024 (УИД 54RS0010-01-2021-009123-30)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения о прекращении выплаты пенсии, возобновлении выплаты пенсии; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Оспариваемым решением истцу прекращена выплата досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 3 ч. 1 ст. 25 ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с утратой им права на назначенную страховую пенсию по причине обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на данную пенсию.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 апреля 2024 г. N 88-6491/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Кожевниковой Л.П., Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-235/2022 (УИД 54RS0010-01-2021-009123-30) по иску С. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконным решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 декабря 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П., объяснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области Л., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения С. и его представителя Б., возражавших удовлетворению кассационной жалобы, представителя 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Новосибирской области К., возражавшую удовлетворению кассационной жалобы, участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту - ОПФР по Новосибирской области, ответчик) о признании незаконным решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что в 2019 году ему была установлена досрочная страховая пенсия по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которая назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
Однако позднее УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (Колыванский район) было принято решение N о прекращении выплаты ему пенсии с 1 мая 2021 г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию по причине обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
Из письма Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области от 19 мая 2021 г. N следует, что при назначении истцу пенсии была необоснованно включена в льготный стаж работа в государственной противопожарной службе МВД, что привело к незаконному назначению досрочной страховой пенсии по старости, в результате чего образовалась переплата в сумме 279 810, 53 руб. за период с 19 августа 2019 г. по 31 мая 2021 г. Указанное письмо содержит требование возвратить указанную денежную сумму на счет ОПФР по Новосибирской области.
В связи с принятием решения о прекращении выплаты пенсии истец обратился с соответствующим запросом в ОПФР по Новосибирской области.
На его запрос Отдел контроля установления пенсии N ОПФР по Новосибирской области в письме от 2 июля 2021 г. N указал, что выплата пенсии была прекращена, поскольку в ходе проведения тематической проверки выплатных дел граждан выявлен факт неправомерного назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости, а именно в связи с тем, что он не работал в системе государственной федеральной противопожарной службы в период с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г., поэтому данный период ему был необоснованно включен в специальный страховой стаж, также необоснованно включен в стаж период дополнительных отпусков с 3 июня 2009 г по 17 июня 2009 г., с 6 марта 2010 г. по 20 марта 2010 г., с 30 августа 2016 г. по 13 июня 2016 г., с 29 августа 2017 г. по 12 сентября 2017 г., с 1 сентября 2018 г. по 15 сентября 2018 г..
Из письма ОПФР по Новосибирской области от 2 июля 2021 г. N следует, что основанием для принятия решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости послужил ответ Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 13 ноября 2019 г. N, где содержится информация, уточняющая особый характер работы и условия труда и подтверждающая постоянную занятость на работах, предусмотренных соответствующим Списком.
В данном письме указано, что с 10 октября 1998 г. по 31 декабря 2008 г. он работал в качестве начальника караула 63 пожарной части по охране Колыванского района ОГПС-5 МЧС России по Новосибирской области, обеспечивал постоянную готовность личного состава дежурного караула и техники к ведению действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ во время дежурной смены. Между тем, он никогда не занимал такой должности.
С 1994 года по настоящее время он работает в федеральной противопожарной службе, сначала пожарным, а затем с 1995 года - водителем пожарного автомобиля, которая была организована сначала при МВД России, а затем при МЧС России.
Ссылаясь на записи в трудовой книжке, истец полагает, что на момент установления досрочной страховой пенсии по старости он проработал в федеральной противопожарной службе в должности пожарного и водителя автомобиля (пожарного) 25 лет, ему исполнилось 50 лет, соответственно досрочная страховая пенсия по старости была ему назначена правомерно.
С учетом изложенного истец просил включить в его специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы в качестве водителя пожарного автомобиля в пожарной части N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области с 21 июня 2004 г. по 23 января 2005 г., период работы в качестве водителя пожарного автомобиля в пожарной части N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области 5-ого отряда Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по охране г. Бердска Новосибирской области с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г., периоды дополнительных отпусков в период работы в качестве водителя пожарного автомобиля с 3 июня 2009 г. по 17 июня 2009 г., в 63 пожарной части государственного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" (ПЧ 63 ГУ "8 отряд ФПС по Новосибирской области") с 6 марта 2010 г. по 20 марта 2010 г., в 63 пожарной части федерального противопожарного государственного казенного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" (ПЧ - 63 ФГКУ "8 отряд ФПС по Новосибирской области") с 30 августа 2016 г. по 13 сентября 2016 г., с 29 августа 2017 г. по 12 сентября 2017 г., с 1 сентября 2018 г. по 15 сентября 2018 г., признать незаконным решение УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (Колыванский район) о прекращении выплаты пенсии по старости С. N и обязать ОПФР по Новосибирской области возобновить выплату досрочной страховой пенсии по старости С. с 1 мая 2021 г., взыскать с ОПФР по Новосибирской области в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Решением Колыванского районного суда Новосибирской области от 7 ноября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично в страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости включены периоды нахождения истца в дополнительных оплачиваемых отпусках с 3 июня 2009 г. по 17 июня 2009 г., с 6 марта 2010 г. по 20 марта 2010 г., с 30 августа 2016 г. по 13 сентября 2016 г., с 29 августа 2017 г. по 12 сентября 2017 г., с 1 сентября 2018 г. по 15 сентября 2018 г., в остальной части заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 4 мая 2023 г. решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 7 ноября 2022 г. оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда от 12 сентября 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 4 мая 2023 г. отменено в части оставления без изменения решения Колыванского районного суда Новосибирской области от 7 ноября 2022 г. об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (Колыванский район) о прекращении выплаты С. досрочной страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в отношении периодов работы с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г. и возобновлении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с 1 мая 2021 г. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 7 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским дела Новосибирского областного суда от 4 мая 2023 г. оставлено без изменения.
Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 4 мая 2023 г., суд кассационной инстанции указал, что поскольку изменения, с учетом которых Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, вступили в силу только с 1 января 2005 г., в индивидуальных сведениях в отношении специального стажа истца за период спорный период проставлен код льготных условий труда 28-ПЖ, данные лицевого счета работодателем не корректировались, то следует признать не основанным на законе вывод об отсутствии оснований для включения в специальный страховой стаж спорного периода работы истца до вступления в силу указанных изменений правового регулирования и разделения Государственной противопожарной службы на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции отметил, что для правильного разрешения спора в части требований истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов его работы с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г. и возобновлении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с 1 мая 2021 г. юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению, являются установление факта подтверждения спорного периода работы сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, а также факт работы до и после вступления в силу указанных изменений правового регулирования и разделения Государственной противопожарной службы на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 декабря 2023 г. решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 7 ноября 2022 г. в части отказа в удовлетворении требований С. о включении в страховой стаж периода работы с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г. - отменено, с принятием в отмененной части нового решения о включении в страховой стаж истца периода работы с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г.
Суд апелляционной инстанции возложил на ОСФР по Новосибирской области обязанность включить в страховой стаж С., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы в качестве водителя пожарного автомобиля в пожарной части N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области с 21 июня 2004 г. по 23 января 2005 г. и период работы в качестве водителя пожарного автомобиля в пожарной части N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области 5-ого отряда Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по охране г. Бердска Новосибирской области с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г.
Суд также возложил на ОСФР по Новосибирской области (правопреемника ОПФР по Новосибирской области) обязанность возобновить выплату досрочной страховой пенсии по старости истцу в соответствии с подп. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 мая 2021 г.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по Новосибирской области, выражая несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в связи с чем Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что правом на досрочную трудовую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не установлено. Между тем, в спорный период истец проходил службу в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, оснований для включения спорного периода в стаж, дающий право на досрочную пенсию не имелось.
Относительно доводов кассационной жалобы Главным управлением МЧС России по Новосибирской области представлены письменные пояснения, представителем истца С. представлены возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, на основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика - ОСФР по Новосибирской области, представителя третьего лица, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменном отзыве на кассационную жалобу, возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что доводы жалобы в части неправильного включения в стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периода работы истца с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. и возобновления выплаты истцу с 1 мая 2021 г. указанной пенсии, заслуживают внимания.
Согласно ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судом апелляционной инстанций и они выразились в следующем.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, С. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 24 ноября 1997 г.
1 января 2019 г. истцу исполнилось 50 лет.
19 августа 2019 г. С. обратился в УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (Колыванский район) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (Колыванский район) без даты N истцу с 19 августа 2019 г. назначена досрочная страховая пенсия по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (Колыванский район) без даты N истцу прекращена с 1 мая 2021 г. выплата досрочной страховой пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию).
Также в материалах дела имеется решение УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (Колыванский район) от 12 мая 2021 г. N 601773/19, в котором указано, что в ходе проведения тематической проверки выявлено, что при правовой оценке документов и содержащихся в них сведений период с 25 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. необоснованно включен в стаж работы истца по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем принято решение прекратить выплату пенсии с 1 мая 2021 г.
Из письма Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области от 19 мая 2021 г. N следует, что при назначении С. пенсии был необоснованно включен в стаж как работа в государственной противопожарной службе МВД, что привело к незаконному назначению досрочной пенсии, в результате чего образовалась переплата в сумме 279 810, 53 руб. за период с 19 августа 2019 г. по 31 мая 2021 г. Указанное письмо содержит требование возвратить указанную денежную сумму на счет Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области.
Из ответа на запрос Отдела контроля установления пенсии N 3 ОПФР по Новосибирской области от 2 июля 2021 г. N следует, что выплата истцу пенсии была прекращена, поскольку в ходе проведения тематической проверки выплатных дел граждан выявлен факт неправомерного назначения ему досрочной страховой пенсии по старости. Поскольку С. не работал в системе государственной федеральной противопожарной службы, то период с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г. ему был необоснованно включен в стаж, также необоснованно включен в стаж период дополнительных отпусков с 3 июня 2009 г. по 17 июня 2009 г., с 6 марта 2010 г. по 20 марта 2010 г., с 30 августа 2016 г. по 13 июня 2016 г., с 29 августа 2017 г. по 12 сентября 2017 г., с 1 сентября 2018 г. по 15 сентября 2018 г.
Из письма ОПФР по Новосибирской области от 2 июля 2021 г. N следует, что основанием для принятия решения о прекращении выплаты пенсии послужил ответ от 13 ноября 2019 г. N, поступивший на запрос ОПФР по Новосибирской области из Главного управления МЧС России по Новосибирской области, где содержится информация, уточняющая особый характер работы и условия труда и подтверждающая постоянную занятость на работах, предусмотренных Списком. С 10 октября 1998 г. по 31 декабря 2008 г. истец работал в качестве начальника караула 63 пожарной части по охране Колыванского района ОГПС-5 МЧС России по НСО, обеспечивал постоянную готовность личного состава дежурного караула и техники к ведению действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ во время дежурной смены.
Вместе с тем истец указывал, что он никогда не занимал такой должности, а с 1994 г. по настоящее время он работает в федеральной противопожарной службе, сначала пожарным, а затем с 1995 года - водителем пожарного автомобиля.
С учетом данных доводов истца судами были исследованы следующие записи трудовой книжки истца: от 4 января 1994 г. N - принять С. в Колыванскую ПЧ-63 на должность пожарного, от 5 октября 1995 г. N, в редакции записи N, - перевести водителем пожарного автомобиля, от 26 февраля 1997 г. N - назначен на должность водителя пожарного автомобиля; от 20 марта 2001 г. N, в редакции записи N от 20 марта 2003 г., Управление пожарной охраны УВД Новосибирского облисполкома преобразовано в Противопожарную и Аварийно-спасательную службу УВД Новосибирской области; запись от 20 марта 2003 г. N - Противопожарная и Аварийно-спасательная служба УВД Новосибирской области преобразована в Управление Государственной противопожарной службы УВД Новосибирской области; от 20 марта 2003 г. N - Управление внутренних дел Новосибирской области реорганизовано в Главное управление внутренних дел Новосибирской области; от 31 декабря 2008 г. N - уволен в порядке перевода с согласия работника в 63 пожарную часть государственного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области"; от 1 января 2009 г. N - принят водителем пожарного автомобиля в 63 пожарную часть государственного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" (ПЧ - 63 ГУ "8 отряд ФПС по Новосибирской области) в порядке перевода из Пожарной части N 63 по охране Колыванского района государственного учреждения "5-й отряд Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий по Новосибирской области" (Пожарная часть N 63 по охране Колыванского района ОГПС - 5 МЧС России по Новосибирской области); от 10 мая 2010 г. N 26 - уволен в порядке перевода с согласия работника в 63 пожарную часть государственного учреждения "7 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области"; от 11 мая 2010 г. N - принят в 63 пожарную часть Государственного учреждения "7 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области (ГУ "7 отряд ФПС по Новосибирской области") на должность водителя автомобиля (пожарного) 3 класса в порядке перевода из государственного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по НСО" (ГУ "8 отряд ФПС по Новосибирской области"). Федеральное государственное казенное учреждение "7 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" (ФГКУ "7 отряд ФПС по Новосибирской области") с 28 декабря 2011 г. создано путем изменения типа существующего государственного учреждения "7 отряд федеральной противопожарной службы по НСО (ГУ "7 отряд ФПС по Новосибирской области"); 31 июля 2015 г. N - уволен в порядке переводе по просьбе работника в федеральное государственное казенное учреждение "8 отряд федеральной противопожарной службы по НСО" (ФГКУ N 8 отряд ФПС по Новосибирской области"); от 1 августа 2015 г. N - принят на должность водителя автомобиля (пожарного) в 63 пожарную часть федерального противопожарного государственного казенного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" (ПЧ - 63 ФГКУ "8 отряд ФПС по Новосибирской области") в порядке перевода из ПЧ - 63 ФГКУ "7 отряд ФПС по Новосибирской области"; от 31 декабря 2019 г. N - уволен в порядке перевода с согласия работника в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области, от 1 января 2020 г. N - принят в 63 пожарно-спасательную часть 5 пожарно - спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должность водителя автомобиля (пожарного) 7 разряда в порядке перевода из 63 пожарно - спасательной части федерального государственного казенного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области"; от 22 июня 2021 г. N - работает по настоящее время.
Согласно исторической справке, выданной ФГКУ "7 отряд ФПС по Новосибирской области", приказом ГУ ГОЧС по Новосибирской области от 21 июня 2004 г. N Пожарная часть N 63 по охране Колыванского района УГПС МЧС России Новосибирской области переименована в пожарную часть N 63 ГПС по охране Колыванского района ГУ ГОЧС Новосибирской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный страховой стаж истца периодов работы с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г., возобновлении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с 1 мая 2021 г., суд первой инстанции указал, что спорный период не может быть включен в специальный стаж истца, поскольку он не являлся работником государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, тогда как такое право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации законодателем не установлено.
Удовлетворяя требования С. о включении периодов нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках, суд первой инстанции исходил из того, что право на дополнительный оплачиваемый отпуск имеют работники, профессии, должности которых предусмотрены соответствующим Списком, приказом МЧС России от 3 июня 2011 г. N "О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы предусмотрено предоставление дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска за стаж работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, указанные отпуска предоставлялись С. в периоды его работы, которые включены пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ в связи с работой в Государственной противопожарной службе.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в отношении периода работы истца с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г. и требований о возобновлении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с 1 мая 2021 г. исходя из следующего.
Согласно исторической справке, выданной ФГКУ "7 отряд ФПС по Новосибирской области", приказом ГУ ГОЧС по Новосибирской области от 21 июня 2004 г. N Пожарная часть N 63 по охране Колыванского района УГПС МЧС России Новосибирской области переименована в пожарную часть N 63 ГПС по охране Колыванского района ГУ ГОЧС Новосибирской области.
Из представленных ГУ МЧС России по Новосибирской области документов следует, что деятельность Управления Государственной противопожарной службы Новосибирской области, созданного 29 марта 1994 г., была прекращена с 26 августа 2004 г. путем присоединения к Главному Управлению по делам ГО и ЧС при Администрации Новосибирской области, созданному 24 октября 1997 г.
Деятельность Главного управления по делам ГО и ЧС при Администрации Новосибирской области была прекращена с 24 января 2005 г. путем преобразования в ОГУ "Центр по обеспечению мер в области ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области", созданного с 24 января 2005 г.
Согласно приказу Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 13 февраля 2007 г. пожарная часть N 63 ГПС по Охране Колыванского района ГУ ГОЧС Новосибирской области переименована в пожарную часть 63 по охране Колыванского района ОГПС-5 МЧС России по Новосибирской области.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорный период с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г. связан с переименованием пожарной части N 63, где работал истец сначала с "Пожарная часть N 63 по охране Колыванского района УГПС МЧС России Новосибирской области" на "Пожарную часть N 63 ГПС по охране Колыванского района ГУ ГОЧС Новосибирской области", затем на "Пожарную часть N 63 по охране Колыванского района ОГПС-5 МЧС России по Новосибирской области".
Суд апелляционной инстанции приходя к указанному выводу принял во внимание, что Арбитражным судом Новосибирской области было рассмотрено гражданское дело N А45-6353/2008 по заявлению ОГПС-5 МЧС России по Новосибирской области об установлении факта принадлежности "5-му отряду Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по охране г. Бердска Новосибирской области" в период с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. пожарной части N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района ГУ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен ОПФР.
Решением от 1 октября 2008 г. указанный факт был установлен.
Помимо прочего решением также установлено, что в связи с разграничением полномочий субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в области гражданской обороны и пожарной безопасности постановлением Губернатора Новосибирской области от 22 декабря 2004 г. N 744 "Об областном государственном учреждении "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" Главное управление по делам гражданкой обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области (далее - ГУ ГОЧС) было преобразовано в областное государственное учреждение "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности" (далее - ОГУ "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области").
24 января 2005 г. в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - Главного управления по делам гражданкой обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области путем реорганизации форме преобразования (свидетельство серии N).
В связи с изменением организационно-правовой формы и реорганизацией областного государственного учреждения "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности" с 15 января 2008 г. именуется как государственное бюджетное учреждение Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области".
Приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 26 декабря 2007 г. N был утвержден устав учреждения в новой редакции. Главное управление по делам гражданкой обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области являлось органом двойного подчинения, финансовое обеспечение осуществлялось за счет средств областного и федерального бюджета.
Согласно п. 4 Положения о Главном управлении, утвержденного постановлением главы администрации Новосибирской области от 14 января 2004 г. N 12, руководство деятельностью ГУ ГОЧС осуществлял глава администрации области, а по вопросам боевой и мобилизационной готовности, осуществлению надзорных функций, прохождения военной службы (службы) - МЧС России.
Вместе с реорганизацией ГУ ГОЧС на территории Новосибирской области было создано Главное управление МЧС России по Новосибирской области, финансируемое за счет средств федерального бюджета, к которому перешли федеральные функции, ранее осуществляемые ГУ ГОЧС.
До реорганизации ГУ ГОЧС имело подчиненные обособленные подразделения, расположенные в районах Новосибирской области, и состояло на налоговом учете по месту их нахождения. Таковыми подразделениями являлись: пожарная часть N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям: при администрации Новосибирской области (ПЧ-63), местонахождение: ул. Кирова дом 88, р.п. Колывань, Колыванский район, Новосибирская область, и иные.
Эти подразделения финансировались за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку в данных подразделениях проходили службу лица рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС России (сотрудники ГПС МЧС России), данные пожарные части после реорганизации ГУ ГОЧС не могли иметь статус филиалов областного государственного учреждения и остались в оперативном подчинении действующего с 1 января 2005 г. Главного управления МЧС России по Новосибирской области, на которое согласно положению о Главном управлении, утвержденному приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372, были возложены полномочия по приему, увольнению сотрудников ГПС МЧС России, присвоению им специальных званий (пп. 10, 12, 13 п. 15). Однако, эти пожарные части не могли иметь статус филиалов Главного управления МЧС России, так как Главное управление МЧС России не являлось распорядителем средств областного бюджета и не могло производить отчисления в пенсионный и иные фонды РФ.
Совместным приказом ОГУ "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области", и Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 6 марта 2005 г. N пожарные части ГПС по охране районов Новосибирской области, где проходили и до настоящего времени проходят службу сотрудники ГПС МЧС России, были временно переданы в ведение юридических лиц - отрядов ГПС МЧС России по охране районов области. Этим же приказом определен порядок их финансирования и осуществления служебной деятельности.
Указанные пожарные части в 2005-2007 годах являлись получателями средств областного бюджета и финансировались непосредственно областным государственным учреждением в порядке ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...". Главное управление МЧС России, в оперативном подчинении которого находились пожарные части, не могло осуществлять их финансирование, так как не являлось распорядителем средств областного бюджета.
В связи с реорганизацией ГУ ГОЧС и исключением его из ЕГРЮЛ с 24 января 2005 г., областное государственное учреждение (правопреемник ГУ ГОЧС по обязательствам за счет средств областного, бюджета), Главное управление МЧС России, либо ОГПС-5 должны были зарегистрироваться по месту нахождения обособленных подразделений в качестве страхователей в Отделении Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области.
Однако данные действия не были своевременно совершены, так как изменения в учредительные документы ОГПС-5, как следствие в положения о ПЧ-63, 66 никем не вносились, ограничившись наличием указанного совместного приказа о передаче их в ведение отрядов ГПС.
При этом ПЧ-63 и ПЧ-66 в период с 24 января 2005 г. по 5 февраля 2007 г. продолжали осуществлять уплату страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию работников ГПС МЧС России в пенсионный фонд, таким образом, выполняли обязанность юридического лица, которое на тот момент уже было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.
Приказом Главного управления МЧС России от 5 февраля 2007 N ОГПС-5 МЧС России по охране г. Бердска Новосибирской области был переименован в ОГПС-5 МЧС России по Новосибирской области, и утверждено в новой редакции Положение об отряде, где ПЧ-63, 66 указаны в качестве подразделений отряда.
В 2007 году ОГПС-5 был поставлен на налоговый учет и зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту нахождения своих обособленных подразделений ПЧ-63 и ПЧ-66.
Кроме того, согласно совместному приказу МЧС России и ОГУ "Центр по обеспечению мер в области ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области" от 6 марта 2005 г. N, согласно которому на переходный период 2005-2008, начиная с 24 января 2005 г. в ведении 5-го отряда Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по охране г. Бердска НСО находится пожарная часть N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области.
Указанный приказ также был предметом исследования Арбитражного суда Новосибирской области.
Установив упомянутые обстоятельства суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в период с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. истец проходил службу в пожарной части N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области, которая в свою очередь входила в систему Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть федеральной службы.
То обстоятельство, что уплата взносов производилась непосредственно областным государственным учреждением, а не МЧС России, по мнению суда апелляционной инстанции, указанного вывода не опровергает, поскольку из решения Арбитражного суда Новосибирской области от 24 сентября 2008 г. следует, что указанные обстоятельства были обусловлены переходным периодом. Основанием для обращения в суд с заявлением об установлении факта принадлежности пожарной часть N 63 к ОГПС-5 МЧС России по Новосибирской области служила необходимость пенсионного обеспечения сотрудников пожарной части и учета страховых взносов.
Оснований не согласиться с выводом суда апелляционной инстанции о том, что период с 21 июня 2004 г. по 1 января 2005 г. приходится на период до вступления в законную силу изменений, разделяющих службу на федеральную и службу субъектов Российской Федерации, и подлежит включению в стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию, у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Указанный вывод соответствует установленным обстоятельствам, тогда как выводы суда апелляционной инстанции о возложении на пенсионный орган обязанности включить в стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию период с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. противоречит установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у мужчин и женщин по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подп. "л" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 (далее - Список N 437).
Указанным Списком N 437 предусмотрены, в том числе, должности: водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
В силу положений ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В систему Государственной противопожарной службы входят: федеральный орган управления Государственной противопожарной службы; пожарно-технические научно - исследовательские учреждения и пожарно - технические учебные заведения; специальные и воинские подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы.
Территориальные органы управления Государственной противопожарной службы, создаваемые в субъектах Российской Федерации, являются самостоятельными оперативными органами управления Государственной противопожарной службы, входящими в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанные органы руководят деятельностью дислоцированных на соответствующих территориях подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в п. "о" ч. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В силу подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 1 января 2002 г. соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
Согласно архивной выписке из приказа УВД Новосибирского облисполкома от 4 ноября 1993 г. N противопожарная и аварийно-спасательная служба УВД Новосибирской области была преобразована в Управление государственной противопожарной службы УВД Новосибирской области. Подразделения, части и органы противопожарной и аварийно-спасательной службы УВД Новосибирской области были переименованы в подразделения, части и органы Управления государственной противопожарной службы (УГПС) УВД Новосибирской области.
Из исторической справки, выданной ФГКУ "7 отряд ФПС по Новосибирской области", следует, что согласно приказу ГУ ГОЧС по Новосибирской области от 21 июня 2004 г. N Пожарная часть N 63 по охране Колыванского района УГПС МЧС России НСО переименована в пожарную часть N 63 ГПС по охране Колыванского района ГУ ГОЧС Новосибирской области.
Из представленных ГУ МЧС России по Новосибирской области документов следует, что деятельность Управления Государственной противопожарной службы Новосибирской области (ОГРН N), созданного 29 марта 1994 г., была прекращена с 26 августа 2004 г. путем присоединения к Главному Управлению по делам ГО и ЧС при Администрации Новосибирской области (ОГРН N), созданному 24 октября 1997 г.
Деятельность ГУ по делам ГО и ЧС при Администрации Новосибирской области была прекращена с 24 января 2005 г. путем преобразования в ОГУ "Центр по обеспечению мер в области ГО, ЧС и ПБ НСО" (ОГРН N), созданного с 24 января 2005 г.
Согласно приказу Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 13 февраля 2007 пожарная часть N 63 ГПС по Охране Колыванского района ГУ ГОЧВ Новосибирской области переименована в пожарную часть 63 по охране Колыванского района ОГПС-5 МЧС России по Новосибирской области.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г.
В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 г. N 487 постановлено создать до 1 января 2005 г. территориальные органы МЧС России - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, положение о которых утверждено приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации".
В перечне территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации значится в том числе Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области.
Как указано в п. 1 Положения территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 г. N 552-0-0, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В связи с разграничением полномочий субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в области гражданской обороны и пожарной безопасности постановлением Губернатора Новосибирской области от 22 декабря 2004 г. N 744 "Об областном государственном учреждении "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области" Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области (далее - ГУ ГОЧС) было преобразовано в областное государственное учреждение "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности" (далее - ОГУ "Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области").
24 января 2005 г. в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области путем реорганизации форме преобразования.
В связи с изменением организационно-правовой формы и реорганизацией областного государственного учреждения "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности" с 15 января 2008 г. именуется как государственное бюджетное учреждение Новосибирской области "Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области".
Приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 26 декабря 2007 г. N 2068 был утвержден устав учреждения в новой редакции.
Главное управление по делам гражданкой обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области являлось органом двойного подчинения, финансовое обеспечение осуществлялось за счет средств областного и федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции, установив, что в спорный период с 24 января 2005 г. по 12 февраля. 2007 г. истец проходил службу в пожарной части N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области, финансирование которой осуществлялось за счет средств областного бюджета, а не МЧС России, что уплата страховых взносов производилась непосредственно областным государственным учреждением, что данная пожарная часть после реорганизации ГУ ГОЧС не могла иметь статус филиала областного государственного учреждения и осталась в оперативном подчинении действующего с 1 января 2005 г. Главного управления МЧС России по Новосибирской области, однако, она не могли иметь и статус филиала Главного управления МЧС России, так как Главное управление МЧС России не являлось распорядителем средств областного бюджета и не могло производить отчисления в пенсионный и иные фонды РФ, пришел к немотивированному выводу о том, что в период с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. истец проходил службу в системе Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть проходил федеральную службу.
Ссылки суда апелляционной инстанции в обоснование вышеупомянутого вывода на решение арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-6353/2008 по заявлению ОГПС-5 МЧС России по Новосибирской области об установлении факта принадлежности "5-му отряду Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по охране г. Бердска Новосибирской области" в период с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. пожарной части N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района ГУ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области нельзя признать правильными.
Как усматривается из решения арбитражного суда Новосибирской области от 1 октября 2008 г. установление указанного факта было связано с необходимостью перерегистрации ПЧ-63, ПЧ-66 с 24 января 2005 г. и необходимостью произвести надлежащий учет поступивших в пенсионный фонд за период с 24 января 2005 г. по 5 февраля 2007 г. страховых взносов, а не с установлением пенсионных прав сотрудников данных частей.
Также из решения арбитражного суда следует, что в связи с реорганизацией ГУ ГОЧС и исключением его из ЕГРЮЛ с 24 января 2005 г., областное государственное учреждение (правопреемник ГУ ГОЧС по обязательствам за счет средств областного, бюджета), Главное управление МЧС России, либо ОГПС-5 должны были зарегистрироваться по месту нахождения обособленных подразделений в качестве страхователей в Отделении Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области.
Однако данные действия не были своевременно совершены, так как изменения в учредительные документы ОГПС-5, как следствие в положения о ПЧ-63, ПЧ-66 никем не вносились, ограничившись наличием указанного совместного приказа о передаче их в ведение отрядов ГПС.
Приказом Главного управления МЧС России от 5 февраля 2007 г. N ОГПС-5 МЧС России по охране г. Бердска Новосибирской области был переименован в ОГПС-5 МЧС России по Новосибирской области, и утверждено в новой редакции Положение об отряде, где ПЧ-63, 66 указаны в качестве подразделений отряда.
В 2007 году ОГПС-5 был поставлен на налоговый учет и зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту нахождения своих обособленных подразделений ПЧ-63 и ПЧ-66.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления вправе изменить либо отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает правильным вывод суда апелляционной инстанции о возложении на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области обязанности включить в страховой стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы в качестве водителя пожарного автомобиля в пожарной части N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области с 21 июня 2004 г. по 23 января 2005 г.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, однако судом апелляционной инстанции допущена ошибка в применении норм материального права при удовлетворении требований о возложении на ОСФР по Новосибирской области обязанности включить в стаж истца период работы с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить апелляционное определение в указанной части с вынесением нового решения.
Учитывая, что имеющегося у истца стажа при исключение упомянутого периода, недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии, не имеется оснований и для удовлетворения требований о возобновлении выплаты истцу страховой пенсии с 1 мая 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что в части отмены решения Колыванского районного суда Новосибирской области от 7 ноября 2022 г. об отказе в удовлетворении требований С. о включении в страховой стаж периода работы с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. с принятием в указанной части нового решения об удовлетворении исковых требований С. о включении в страховой стаж периода работы с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. с возложением на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области обязанности включить в страховой стаж С., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанного периода работы и возобновлении выплаты ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 мая 2021 г. следует апелляционное определение судебной коллегии по гражданским дела Новосибирского областного суда от 19 декабря 2023 г. отменить. Принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении упомянутых требований.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 декабря 2023 г следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 19 декабря 2023 г. в части отмены решения Колыванского районного суда Новосибирской области от 7 ноября 2022 г. об отказе в удовлетворении требований С. о включении в страховой стаж периода работы с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. с принятием в указанной части нового решения, которым исковые требования С. о включении в страховой стаж периода работы с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. удовлетворены, с возложением на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области обязанности включить в страховой стаж С., дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы в качестве водителя пожарного автомобиля с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. в пожарной части N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области 5-ого отряда Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по охране г. Бердска Новосибирской области, а также с возложением на Отделение фонда пенсионного и социального страхования по Новосибирской области обязанности возобновить С. выплату досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с под. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 мая 2021 г. - отменить.
В отмененной части принять новое решение.
Отказать в удовлетворении требований о возложении на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области обязанности включить в страховой стаж С., дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода работы в качестве водителя пожарного автомобиля в пожарной части N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г.
Отказать в удовлетворении требований о возложении на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области обязанности возобновить С. выплату досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с под. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с 1 мая 2021 г.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским дела Новосибирского областного суда от 19 декабря 2023 г. оставить без изменения.