Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2023 N 88-17441/2023 (УИД 54RS0010-01-2021-009123-30)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О включении периодов работы в трудовой стаж; 2) О признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии, об обязании возобновить выплату пенсии; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Выплата истцу досрочной страховой пенсии по старости была прекращена в связи с выявлением факта необоснованного включения периода работы в стаж.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Дело направлено на новое рассмотрение; 3) Отказано.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2023 N 88-17441/2023 (УИД 54RS0010-01-2021-009123-30)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О включении периодов работы в трудовой стаж; 2) О признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии, об обязании возобновить выплату пенсии; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Выплата истцу досрочной страховой пенсии по старости была прекращена в связи с выявлением факта необоснованного включения периода работы в стаж.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Дело направлено на новое рассмотрение; 3) Отказано.


Содержание

В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2023 г. N 88-17441/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А.,
судей Кожевниковой Л.П., Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-235/2022 (УИД 54RS0010-01-2021-009123-30) по иску С. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании незаконным решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе С. на решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 7 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским дела Новосибирского областного суда от 4 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А., объяснения участвующих в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи истца С. и его представителя Б., поддержавших доводы и требования кассационной жалобы, представителя 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Новосибирской области К., не возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
С. (далее по тексту - С., истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту - ОПФР по Новосибирской области, ответчик) о признании незаконным решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что в 2019 г. ему была установлена досрочная страховая пенсия по старости досрочно по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которая назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).
Однако позднее УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (Колыванский район) было принято решение N о прекращении выплаты ему пенсии с 1 мая 2021 г. на основании пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с утратой пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию по причине обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
Из письма Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области от 19 мая 2021 г. N следует, что при назначении истцу пенсии была необоснованно включена в льготный стаж работа в государственной противопожарной службе МВД, что привело к незаконному назначению досрочной страховой пенсии по старости, в результате чего образовалась переплата в сумме 279810, 53 рублей за период с 19 августа 2019 г. по 31 мая 2021 г. Указанное письмо содержит требование возвратить указанную денежную сумму на счет ОПФР по Новосибирской области.
В связи с принятием решения о прекращении выплаты пенсии истец обратился с соответствующим запросом в ОПФР по Новосибирской области. На его запрос Отдел контроля установления пенсии N 3 ОПФР по Новосибирской области в письме от 2 июля 2021 г. N указано, что выплата пенсии была прекращена, поскольку в ходе проведения тематической проверки выплатных дел граждан выявлен факт неправомерного назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости, а именно в связи с тем, что он не работал в системе государственной федеральной противопожарной службы в период с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г., поэтому данный период ему был необоснованно включен в специальный страховой стаж, также необоснованно включен в стаж период дополнительных отпусков с 3 июня 2009 г. по 17 июня 2009 г., с 6 марта 2010 г. по 20 марта 2010 г., с 30 августа 2016 г. по 13 июня 2016 г., с 29 августа 2017 г. по 12 сентября 2017 г., с 1 сентября 2018 г. по 15 сентября 2018 г.
Из письма ОПФР по Новосибирской области от 2 июля 2021 г. N следует, что основанием для принятия решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии по старости послужил ответ Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 13 ноября 2019 г. N, где содержится информация, уточняющая особый характер работы и условия труда и подтверждающая постоянную занятость на работах, предусмотренных соответствующим Списком.
В данном письме указано, что с 10 октября 1998 г. по 31 декабря 2008 г. он работал в качестве начальника караула 63 пожарной части по охране Колыванского района ОГПС-5 МЧС России по Новосибирской области, обеспечивал постоянную готовность личного состава дежурного караула и техники к ведению действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ во время дежурной смены. Между тем, он никогда не занимал такой должности.
С 1994 г. по настоящее время он работает в федеральной противопожарной службе, сначала пожарным, а затем с 1995 г. - водителем пожарного автомобиля, которая была организована сначала при МВД России, а затем при МЧС России.
Ссылаясь на записи в трудовой книжке, истец полагает, что на момент установления досрочной страховой пенсии по старости он проработал в федеральной противопожарной службе в должности пожарного и водителя автомобиля (пожарного) 25 лет, ему исполнилось 50 лет, соответственно досрочная страховая пенсия по старости была ему назначена правомерно.
С учетом изложенного истец просил включить в его специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы в качестве водителя пожарного автомобиля в пожарной части N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области с 21 июня 2004 г. по 23 января 2005 года, период работы в качестве водителя пожарного автомобиля в пожарной части N 63 Государственной противопожарной службы по охране Колыванского района Главного Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при администрации Новосибирской области 5-ого отряда Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по охране г. Бердска Новосибирской области с 24 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г., периоды дополнительных отпусков в период работы в качестве водителя пожарного автомобиля с 03 июня 2009 г. по 17 июня 2009 г., в 63 пожарной части государственного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" (ПЧ 63 ГУ "8 отряд ФПС по Новосибирской области") с 6 марта 2010 г. по 20 марта 2010 г., в 63 пожарной части федерального противопожарного государственного казенного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" (ПЧ - 63 ФГКУ "8 отряд ФПС по Новосибирской области") с 30 августа 2016 г. по 13 сентября 2016 г., с 29 августа 2017 г. по 12 сентября 2017 г., с 1 сентября 2018 г. по 15 сентября 2018 г., признать незаконным решение УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (Колыванский район) о прекращении выплаты пенсии по старости С. N и обязать ОПФР по Новосибирской области возобновить выплату досрочной страховой пенсии по старости С. с 1 мая 2021 г., взыскать с ОПФР по Новосибирской области в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Решением Колыванского районного суда Новосибирской области от 7 ноября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, в период работы С. включены периоды нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках с 3 июня 2009 г. по 17 июня 2009 г., с 6 марта 2010 г. по 20 марта 2010 г., с 30 августа 2016 г. по 13 сентября 2016 г., с 29 августа 2017 г. по 12 сентября 2017 г., с 1 сентября 2018 г. по 15 сентября 2018 г., в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в остальной части заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 4 мая 2023 г. решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 7 ноября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, С. просит отменить решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 7 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским дела Новосибирского областного суда от 4 мая 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы Главным управлением МЧС России по Новосибирской области представлен письменный отзыв.
Истец С. и его представитель Б., действующая по ордеру от 12 сентября 2023 г., участвующие в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи, доводы и требования кассационной жалобы поддержали, просили кассационную жалобу удовлетворить.
Представитель 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Новосибирской области К., действующая на основании доверенности от 27 июня 2022 г., участвующая в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи, не возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменном отзыве на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судов апелляционной инстанций и они выразились в следующем.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, С. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 24 ноября 1997 г.
ДД.ММ.ГГГГ С. исполнилось 50 лет.
19 августа 2019 г. С. обратился в УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (Колыванский район) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (Колыванский район) без даты N С. с 19 августа 2019 г. назначена досрочная страховая пенсия по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (Колыванский район) без даты N истцу прекращена с 1 мая 2021 г. выплата досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального Закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию).
Также в материалах дела имеется решением УПФР в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (Колыванский район) от 12 мая 2021 г. N, в котором указано, что в ходе проведения тематической проверки выявлено, что при правовой оценке документов и содержащихся в них сведений период с 25 января 2005 г. по 12 февраля 2007 г. необоснованно включен в стаж работы истца по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем принято решение прекратить выплату пенсии с 1 мая 2021 г.
Из письма Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области от 19 мая 2021 г. N следует, что при назначении С. пенсии был необоснованно включен в стаж как работа в государственной противопожарной службе МВД, что привело к незаконному назначению досрочной пенсии, в результате чего образовалась переплата в сумме 279810, 53 рублей за период с 19 августа 2019 г. по 31 мая 2021 г. Указанное письмо содержит требование возвратить указанную денежную сумму на счет Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области.
Из ответа на запрос Отдела контроля установления пенсии N 3 ОПФР по Новосибирской области от 2 июля 2021 г. N следует, что выплата С. пенсии была прекращена, поскольку в ходе проведения тематической проверки выплатных дел граждан выявлен факт неправомерного назначения ему досрочной страховой пенсии по старости. Поскольку С. не работал в системе государственной федеральной противопожарной службы, то период с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г. ему был необоснованно включен в стаж, также необоснованно включен в стаж период дополнительных отпусков с 3 июня 2009 г. по 17 июня 2009 г., с 6 марта 2010 г. по 20 марта 2010 г., с 30 августа 2016 г. по 13 июня 2016 г., с 29 августа 2017 г. по 12 сентября 2017 г., с 1 сентября 2018 г. по 15 сентября 2018 г.
Из письма ОПФР по Новосибирской области от 2 июля 2021 г. N следует, что основанием для принятия решения о прекращении выплаты пенсии послужил ответ от 13 ноября 2019 г. N, поступивший на запрос ОПФР по Новосибирской области из Главного управления МЧС России по Новосибирской области, где содержится информация, уточняющая особый характер работы и условия труда и подтверждающая постоянную занятость на работах, предусмотренных Списком. С 10 октября 1998 г. по 31 декабря 2008 г. С. работал в качестве начальника караула 63 пожарной части по охране Колыванского района ОГПС-5 МЧС России по НСО, обеспечивал постоянную готовность личного состава дежурного караула и техники к ведению действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ во время дежурной смены.
Вместе с тем истец указывал, что он никогда не занимал такой должности, а с 1994 г. по настоящее время он работает в федеральной противопожарной службе, сначала пожарным, а затем с 1995 г. - водителем пожарного автомобиля.
С учетом данных доводов истца судами были исследованы записи трудовой книжки истца, согласно которой запись от 4 января 1994 г. N - принять С. в Колыванскую ПЧ-63 на должность пожарного, от 5 октября 1995 г. N, в редакции записи N, - перевести водителем пожарного автомобиля, от 26 февраля 1997 г. N - назначен на должность водителя пожарного автомобиля; от 20 марта 2001 г. N, в редакции записи N от 20 марта 2003 г., Управление пожарной охраны УВД Новосибирского облисполкома преобразовано в Противопожарную и Аварийно-спасательную службу УВД Новосибирской области; запись от 20 марта 2003 г. N - Противопожарная и Аварийно-спасательная служба УВД Новосибирской области преобразована в Управление Государственной противопожарной службы УВД Новосибирской области; от 20 марта 2003 г. N - Управление внутренних дел Новосибирской области реорганизовано в Главное управление внутренних дел Новосибирской области; от 31 декабря 2008 г. N - уволен в порядке перевода с согласия работника в 63 пожарную часть государственного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области"; от 1 января 2009 г. N - принят водителем пожарного автомобиля в 63 пожарную часть государственного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" (ПЧ - 63 ГУ "8 отряд ФПС по Новосибирской области) в порядке перевода из Пожарной части N по охране Колыванского района государственного учреждения "5-й отряд Государственной противопожарной службы Министерств Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий по Новосибирской области" (Пожарная часть N по охране Колыванского района ОГПС - 5 МЧС России по Новосибирской области); от 10 мая 2010 г. N - уволен в порядке перевода с согласия работника в 63 пожарную часть государственного учреждения "7 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области"; от 11 мая 2010 г. N - принят в 63 пожарную часть Государственного учреждения "7 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области (ГУ "7 отряд ФПС по Новосибирской области") на должность водителя автомобиля (пожарного) 3 класса в порядке перевода из государственного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по НСО" (ГУ "8 отряд ФПС по Новосибирской области"). Федеральное государственное казенное учреждение "7 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" (ФГКУ "7 отряд ФПС по Новосибирской области") с 28 декабря 2011 г. создано путем изменения типа существующего государственного учреждения "7 отряд федеральной противопожарной службы по НСО (ГУ "7 отряд ФПС по Новосибирской области"); 31 июля 2015 г. N - уволен в порядке переводе по просьбе работника в федеральное государственное казенное учреждение "8 отряд федеральной противопожарной службы по НСО" (ФГКУ N 8 отряд ФПС по Новосибирской области"); от 1 августа 2015 г. N - принят на должность водителя автомобиля (пожарного) в 63 пожарную часть федерального противопожарного государственного казенного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области" (ПЧ - 63 ФГКУ "8 отряд ФПС по Новосибирской области") в порядке перевода из ПЧ - 63 ФГКУ "7 отряд ФПС по Новосибирской области"; от 31 декабря 2019 г. N - уволен в порядке перевода с согласия работника в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области, от 1 января 2020 г. N - принят в 63 пожарно-спасательную часть 5 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должность водителя автомобиля (пожарного) 7 разряда в порядке перевода из 63 пожарно-спасательной части федерального государственного казенного учреждения "8 отряд федеральной противопожарной службы по Новосибирской области"; от 22 июня 2021 г. N - работает по настоящее время.
Согласно исторической справке, выданной ФГКУ "7 отряд ФПС по Новосибирской области", согласно приказу ГУ ГОЧС по Новосибирской области от 21 июня 2004 г. N 153 Пожарная часть N 63 по охране Колыванского района УГПС МЧС России Новосибирской области переименована в пожарную часть N 63 ГПС по охране Колыванского района ГУ ГОЧС Новосибирской области.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный страховой стаж истца периодов работы с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г., возобновлении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с 1 мая 2021 г., суд первой инстанции указал, что спорный период не может быть включен в специальный стаж истца, поскольку он не являлся работником государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, тогда как такое право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации законодателем не установлено.
Удовлетворяя требования С. о включении периодов нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках, суд первой инстанции исходил из того, что право на дополнительный оплачиваемый отпуск имеют работники, профессии, должности которых предусмотрены соответствующим Списком, приказом МЧС России от 3 июня 2011 г. N 285 "О ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы предусмотрено предоставление дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска за стаж работы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, указанные отпуска предоставлялись С. в периоды его работы, которые включены пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ в связи с работой в Государственной противопожарной службе.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда апелляционной инстанции в части оставленных без удовлетворения исковых требований в отношении периодов работы с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г. и возобновлении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с 1 мая 2021 г. основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у мужчин и женщин по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Согласно подпункту "л" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 (далее - Список N 437).
Указанным Списком N 437 предусмотрены, в том числе, должности: водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
В силу положений статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В систему Государственной противопожарной службы входят: федеральный орган управления Государственной противопожарной службы; пожарно-технические научно-исследовательские учреждения и пожарно-технические учебные заведения; специальные и воинские подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления; территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации; подразделения Государственной противопожарной службы и их органы управления, а также предприятия Государственной противопожарной службы.
Территориальные органы управления Государственной противопожарной службы, создаваемые в субъектах Российской Федерации, являются самостоятельными оперативными органами управления Государственной противопожарной службы, входящими в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Указанные органы руководят деятельностью дислоцированных на соответствующих территориях подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной противопожарной службы.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В силу подпункта 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 1 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.
Согласно архивной выписке из приказа УВД Новосибирского облисполкома от 4 ноября 1993 г. N 353 противопожарная и аварийно-спасательная служба УВД Новосибирской области была преобразована в Управление государственной противопожарной службы УВД Новосибирской области. Подразделения, части и органы противопожарной и аварийно-спасательной службы УВД Новосибирской области были переименованы в подразделения, части и органы Управления государственной противопожарной службы (УГПС) УВД Новосибирской области.
Согласно исторической справке, выданной ФГКУ "7 отряд ФПС по Новосибирской области", согласно приказу ГУ ГОЧС по Новосибирской области от 21 июня 2004 г. N 153 Пожарная часть N 63 по охране Колыванского района УГПС МЧС России НСО переименована в пожарную часть N 63 ГПС по охране Колыванского района ГУ ГОЧС Новосибирской области.
Из представленных ГУ МЧС России по Новосибирской области документов следует, что деятельность Управления Государственной противопожарной службы Новосибирской области (ОГРН N), созданного 29 марта 1994 г., была прекращена с 26 августа 2004 г. путем присоединения к Главному Управлению по делам ГО и ЧС при Администрации Новосибирской области (ОГРН N), созданному 24 октября 1997 г.
Деятельность ГУ по делам ГО и ЧС при Администрации Новосибирской области была прекращена с 24 января 2005 г. путем преобразования в ОГУ "Центр по обеспечению мер в области ГО, ЧС и ПБ НСО" (ОГРН N), созданного с 24 января 2005 г.
Согласно приказу Главного управления МЧС России по Новосибирской области от 13 февраля 2007 пожарную часть N 63 ГПС по Охране Колыванского района ГУ ГОЧВ Новосибирской области переименована в пожарную часть 63 по охране Колыванского района ОГПС-5 МЧС России по Новосибирской области.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 г. N 487 постановлено создать до 1 января 2005 г. территориальные органы МЧС России - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, положение о которых утверждено приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации".
В перечне территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации значится в том числе Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области.
Как указано в пункте 1 Положения территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, изложенной в Определении от 5 февраля 2009 г. N 552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Следовательно, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Оставляя без изменения решения суда первой инстанции и фактически соглашаясь с выводом об отсутствии оснований для удовлетворения требований о включении в специальный страховой стаж истца периодов работы с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г., возобновлении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с 1 мая 2021 г., суд апелляционной инстанции также указал, что считает правомерным вывод суда апелляционной инстанции о возложении на пенсионный орган обязанности включить период работы истца с 1 января 2004 г. по 1 марта 2006 г. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", что не соответствует обстоятельствам дела.
Поскольку изменения, с учетом которых Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, вступили в силу только с 1 января 2005 г., в индивидуальных сведениях в отношении специального стажа истца за период спорный период проставлен код льготных условий труда 28-ПЖ, данные лицевого счета работодателем не корректировались, то следует признать не основанным на законе вывод об отсутствии оснований для включения в специальный страховой стаж спорного периода работы истца до вступления в силу указанных изменений правового регулирования и разделения Государственной противопожарной службы на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Таким образам, для правильного разрешения спора в части требований истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов его работы с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г. и возобновлении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с 1 мая 2021 г. юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими установлению, являются установление факта подтверждения спорного периода работы сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, а также факт работы до и после вступления в силу указанных изменений правового регулирования и разделения Государственной противопожарной службы на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Данные требования в силу абзаца 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Учитывая выводы суда апелляционной инстанции об оставлении без изменения решения суда первой инстанции в части оставленных без удовлетворения исковых требований в отношении периодов работы с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г. и возобновлении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с 1 мая 2021 г., но при этом возложении на пенсионный орган обязанности включить период работы истца с 1 января 2004 г. по 1 марта 2006 г. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", что не соответствует обстоятельствам дела, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым отменить апелляционное определение в указанной части и направить дело в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела в отмененной части суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским дела Новосибирского областного суда от 4 мая 2023 г. в части оставления без изменения решения Колыванского районного суда Новосибирской области от 7 ноября 2022 г. об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (Колыванский район) о прекращении выплаты С. досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в отношении периодов работы с 21 июня 2004 г. по 12 февраля 2007 г. и возобновлении выплаты досрочной страховой пенсии по старости с 1 мая 2021 г. отменить. В отмененной части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Новосибирский областной суд.
В остальной части решение Колыванского районного суда Новосибирской области от 7 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским дела Новосибирского областного суда от 4 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу С. - без удовлетворения.