Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.05.2024 N 88А-10122/2024 (УИД 04RS0024-01-2023-000382-21)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Возложение на административного истца бремени ответственности по устранению не допущенных им нарушений свода правил, выполнение которого, кроме того, обеспечивается на добровольной основе, необоснованно.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.05.2024 N 88А-10122/2024 (УИД 04RS0024-01-2023-000382-21)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Возложение на административного истца бремени ответственности по устранению не допущенных им нарушений свода правил, выполнение которого, кроме того, обеспечивается на добровольной основе, необоснованно.
Решение: Удовлетворено.
ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 мая 2024 г. N 88А-10122/2024
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мишиной И.В.,
судей Конаревой И.А., Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, обеспечиваемой Хоринским районным судом Республики Бурятия, кассационную жалобу отделения надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия на апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 13 сентября 2023 года по делу N 2а-320/2023 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования сельского поселения "Хасуртайское" к отделению надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия о признании незаконным в части предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Мишиной И.В., пояснения представителя отделения надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия К., поддержавшего доводы кассационной жалобы; возражения по существу приведенных в жалобе доводов представителей администрации муниципального образования сельского поселения "Хасуртайское" И. и Р., судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
4 апреля 2023 года начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (далее - отделение надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия) издано распоряжение N 5 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении администрации муниципального образования сельского поселения "Хасуртайское" (далее также - администрация).
В период с 10.00 час. до 12.00 час. 24 апреля 2023 года государственным инспектором Хоринского района по пожарному надзору проведена внеплановая проверка администрации.
24 апреля 2023 года по результатам проверки составлен акт N 5 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности N 5/1/1 (далее также - предписание).
Согласно предписанию администрации, в частности, в срок до 1 апреля 2024 года необходимо устранить выявленные нарушения, выразившиеся в том, что вопреки требованиям
пункта 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
статьи 17 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
статей 4 -
6,
62,
68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 4.1, 4.2, 4.4, 4.5 разделов 5,9,10 приказа МЧС России от 30 февраля 2020 года N 225 "Об утверждении свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" органом местного самоуправления сельского поселения не создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения в достаточном количестве для прикрытия всей территории населенного пункта с. Хасурта (пункт 2); в срок до 15 мая 2023 года устранить выявленные нарушения
пункта 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479,
статей 4 -
6,
69 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
пункта 4.14 Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288, поскольку противопожарное расстояние от границ застройки населенного пункта (примыкание лесного массива с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: <адрес> а также с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: <адрес> до лесных насаждений менее 15 метров (пункт 3).
Полагая, что в указанной части предписание не основано на законе, администрация обратилась в суд с административным иском об отмене пунктов 2 и 3 предписания от 24 апреля 2023 года N 5/1/1, мотивируя, что конкретное количество источников наружного противопожарного водоснабжения, которое необходимо установить в срок до 1 апреля 2024 года, в оспариваемом предписании не указано, в то время как вступившим в законную силу определением Хоринского районного суда Республики Бурятия от 15 июня 2022 года по гражданскому делу N 2-87/2012 установлено, что с учетом количества проживающих на территории сельского поселения "Хасуртайское" жителей, противопожарное водоснабжение, установленное администрацией во исполнение решения Хоринского районного суда Республики Бурятия от 26 марта 2012 года, правилам противопожарного режима соответствует. Администрацией проведены все мероприятия в рамках предоставленных полномочий обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Для обеспечения нераспространения пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений, расположенных в месте примыкания лесного массива к земельным участкам с кадастровыми номерами N, администрацией проводятся необходимые мероприятия, в том числе, по обновлению противопожарных минерализованных полос.
Решением Хоринского районного суда Республики Бурятия от 31 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 13 сентября 2023 года, административный иск удовлетворен; пункты 2 и 3 предписания от 24 апреля 2023 года N 5/1/1 признаны незаконными.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 15 марта 2024 года, административным ответчиком ставится вопрос об отмене апелляционного определения, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права. Повторяя доводы, положенные в обоснование заявленных по существу иска возражений, настаивает на законности оспариваемого предписания, указывая, что водозаборные скважины, общественные резервуары, водонапорные башни, пожарная машина с водой источниками наружного пожарного водоснабжения не являются; соблюдение условий для использования водонапорных башен в качестве источника наружного водоснабжения не исследовалось; имеющиеся источники для полного прикрытия всего населенного пункта от пожара недостаточны. Считает, что поскольку административным истцом не указывается факт расчета пожарного риска, здания и сооружения, находящиеся на территории с. Хасурта, должны в полном объеме выполнять требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами. Полагает, что предписание является исполнимым, содержит конкретный перечень выявленных нарушений и ссылку на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми должны быть осуществлены действия, направленные на прекращение и устранение нарушений.
Согласно
части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
При этом, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в
пункте 28 постановления Пленума от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", при обжаловании в суд кассационной инстанции только судебного акта суда апелляционной инстанции, которым оставлено в силе решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции вправе проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что обжалуемым апелляционным
определением от 13 сентября 2023 года
решение Хоринского районного суда Республики Бурятия от 31 мая 2023 года оставлено без изменения, кассационный суд считает необходимым также проверить законность и обоснованность данного решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда исходит из следующего.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу
пункта 9 части 1,
части 3 статьи 14,
статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности (часть 3, пункты 1 и 2 части 4 статьи 11.1).
В соответствии с
пунктом 36 статьи 2,
частью 1 статьи 69 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарный разрыв (противопожарное расстояние) - это нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288, предписано, что противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий и сооружений сельских населенных пунктов должны составлять не менее 30 м. Указанные расстояния допускается уменьшать до 15 м, если примыкающая к лесу застройка (в пределах 30 м) выполнена с наружными стенами, включая отделку, облицовку (при наличии), а также кровлей из материалов группы горючести не ниже Г1 или распространению пламени РП1. Расстояния до границ лесных насаждений от садовых домов и хозяйственных построек (гаражей, сараев и бань) должны составлять не менее 15 м. Противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м.
Частями 1 -
3 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.
Проанализировав приведенные нормы действующего законодательства, регулирующие возникшие правоотношения, основываясь на установленных по делу обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных по правилам
статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции, признавая незаконными оспариваемые пункты предписания N 5/1/1 обоснованно исходили из того, что администрация муниципального образования сельского поселения "Хасуртайское", являясь уполномоченным органом местного самоуправления в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности, требования законодательства в области пожарной безопасности исполняет.
При этом в части пункта 2 предписания судами учтено, что вступившим в законную силу решением Хоринского районного суда Республики Бурятия от 26 марта 2012 года на администрацию была возложена обязанность установить противопожарное водоснабжение с. Хасурта в срок до 1 июля 2012 года. На основании данного решения Хоринским РОСП УФССП ш Республике Бурятия 1 мая 2012 года возбуждено исполнительное производство N N Вступившим с законную силу определением Хоринского районного суда Республики Бурятия от 15 июня 2022 года данное исполнительное производство прекращено в связи с фактическим исполнением администрацией требований исполнительного документа в полном объеме.
В ходе рассмотрения вопроса о прекращении исполнительного производства судом с участием прокурора установлено, что противопожарное водоснабжение с. Хасурта соответствует требованиям
Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям". Учитывая количество проживающего населения в данном населенном пункте - 329 человек, а также, что в поселении установлен противопожарный резервуар емкостью 54 000 литра, устроена площадка 12х12 м (оборудован пирс) для забора воды из реки в целях пожаротушения, имеются 4 мотопомпы для забора воды из водоемов рек Хасурта и Атха, проходящих непосредственно через населенный пункт, две водонапорные башни для забора воды пожарными машинами, 14 общественных водозаборных скважины, расположенные на расстоянии 400 метров друг от друга, из которых в зимнее время запас воды составляет 50 000 литров, в летнее - 93 000 литров (кроме запаса в пожарном резервуаре 54 000 литра, которого согласно нормативам по численности населения достаточно для выполнения требований пожарной безопасности), имеется пожарная машина с запасом воды 3 000 литра, в четырех павильонах водозаборных скважин установлены разъемы подключения генератора для забора воды на случай отключения электрической энергии, которые расположены в разных местах населенного пункта, суд пришел к выводу о достаточности обустроенного администрацией противопожарного водоснабжения в целях прикрытия всей территории названного населенного пункта.
В силу
части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, действующие во всех видах судопроизводства общие правила распределения бремени доказывания предусматривают освобождение от доказывания входящих в предмет доказывания обстоятельств, к числу которых процессуальное законодательство относит обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением по ранее рассмотренному делу. Признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности. Введение же института преюдиции требует соблюдения баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как общеобязательность и непротиворечивость судебных решений, с одной стороны, и независимость суда и состязательность судопроизводства - с другой. Такой баланс обеспечивается посредством установления пределов действия преюдициальности, а также порядка ее опровержения, что предполагает необходимость пересмотра решений, вступивших в законную силу, с тем чтобы в правовой системе не могли иметь место судебные акты, содержащие взаимоисключающие выводы (
постановление от 21 декабря 2011 года N 30-П,
определение от 30 мая 2023 года N 1377-О).
По смыслу закона в его истолковании Конституционным Судом Российской Федерации недопустим пересмотр определенных вступившими в силу судебными актами правоотношений сторон и установленных в связи с этим фактов. Следовательно, не допускается оспаривание установленных вступившим в законную силу судебным актом обстоятельств, равно как и повторное определение прав и обязанностей стороны спора, путем предъявления новых исков.
Таким образом, обстоятельства, касающиеся выводов суда о достаточности обустроенного администрацией противопожарного водоснабжения в целях прикрытия всей территории названного населенного пункта, не подлежали повторному доказыванию и (или) оспариванию при разрешении настоящего дела, поскольку уже были установлены судом в рамках гражданского дела.
Иное фактически означало бы преодоление вступивших в законную силу судебных актов, что нарушает конституционный принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который согласно сформулированной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции предполагает правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право власти будут уважать и реализовывать (постановления от 24 мая 2001 года
N 8-П, от 23 апреля 2004 года
N 9-П; определения от 4 декабря 2003 года
N 415-О, от 4 апреля 2006 года
N 89-О и др.).
Доводы кассационной жалобы о том, что поскольку водозаборные скважины, общественные резервуары, водонапорные башни, пожарная машина с водой источниками наружного пожарного водоснабжения не являются, то имеющиеся источники для полного прикрытия всего населенного пункта от пожара недостаточны, направленные на преодоление законной силы судебного акта Хоринского районного суда Республики Бурятия от 15 июня 2022 года, не могут быть приняты.
Довод о том, что соблюдение условий для использования водонапорных башен в качестве источника наружного водоснабжения судами не исследовалось, несостоятелен. Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу судебным актом по гражданскому делу.
Оснований не согласиться с выводами судов о незаконности пункта 3 предписания кассационный суд также не усматривает.
Статья 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на положениях которой основано предписание, определяет техническое регулирование в области пожарной безопасности как установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия
(часть 1). К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с поименованным законом, федеральные законы и иные нормативные 5 правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности
(часть 2 названной статьи). Своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований названного федерального
закона, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности
(пункт 1 части 3 этой же статьи).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июля 2020 года N 1190
Свод правил СП 4.13130 включен в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Одним из условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности является выполнение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности и соблюдение требований Федерального
закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ.
Положениями
части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" определено, что неприменение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Кроме того, согласно
пункту 1.1 Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года N 288, установленные им требования применяются исключительно при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений.
Судами установлено, что существующее в настоящее время примыкание лесного массива с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: <адрес> а также с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером N, расположенному по адресу: <адрес> сложилось в результате формирования указанных земельных участков в 2010 году администрацией иного муниципального образования - "Хоринский район".
Исходя из приведенного правового регулирования возложение на административного истца бремени ответственности по устранению не допущенных им нарушений Свода правил 2013 года, выполнение которого, кроме того, обеспечивается на добровольной основе, необоснованно.
При этом в силу пункта 4.14 названного Свода допускается сокращение противопожарных расстояний при условии разработки дополнительных противопожарных мероприятий, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Как следует из материалов административного дела, администрацией принимаются соответствующие меры посредством создания минерализованных полос, которые по правилам
пункта 7 части 1 статьи 37 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" относятся к противопожарным преградам.
Недостаточность указанных мер в целях обеспечения нераспространения пожара в ходе проверки соблюдения администрацией требований пожарной безопасности не установлена.
При таком положении у судов имелись правовые основания для удовлетворения административного иска.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию заявителя по спору, не подтверждают нарушений судами норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на несогласии административного ответчика с выводами судов по фактическим обстоятельствам дела и неправильном толковании применительно к ним положений законодательства, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь
статьями 328,
329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хоринского районного суда Республики Бурятия от 31 мая 2023 года и апелляционное
определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные
статьями 318,
319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 мая 2024 года.