Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.05.2024 N 88А-10122/2024 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 13.09.2023 N 33а-3316/2023 (УИД 04RS0024-01-2023-000382-21)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Возложение на административного истца бремени ответственности по устранению не допущенных им нарушений свода правил, выполнение которого, кроме того, обеспечивается на добровольной основе, необоснованно.
Решение: Удовлетворено.


Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 13.09.2023 N 33а-3316/2023 (УИД 04RS0024-01-2023-000382-21)
Категория: Споры с МЧС России.
Требования заявителя: О признании недействительным предписания надзорного органа об устранении нарушений.
Обстоятельства: Возложение на административного истца бремени ответственности по устранению не допущенных им нарушений свода правил, выполнение которого, кроме того, обеспечивается на добровольной основе, необоснованно.
Решение: Удовлетворено.


Содержание


ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное апелляционное определение имеет N 33а-3316/2023, а не N 33а-3316.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 сентября 2023 г. N 33а-3316
Судья Игумнова Е.В.
УИД 04RS0024-01-2023-000382-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Булгытовой С.В.,
судей коллегии Назимовой П.С., Ихисеевой М.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации МО СП "Хасуртайское" к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия о признании незаконными пунктов предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности по апелляционной жалобе государственного инспектора Хоринского района по пожарному надзоруКорнакова П.П. на решение Хоринского районного суда Республики Бурятия от 31 мая 20213 года, которым постановлено:
административное исковое требование администрации МО СП "Хасуртайское" удовлетворить.
Признать незаконными пункты 2 и 3 предписания Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия N 5/1/1 от 24 апреля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Ихисеевой М.В., выслушав участвующих в деле лиц, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Администрация МО СП "Хасуртайское" обратилась в суд с указанным выше административным иском и просила отменить пункты 2 и 3 предписания; 5/1/1 от 24 апреля 2023 года.
Иск обоснован следующим. Отделением надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия 24 апреля 2023 года проведена внеплановая проверка администрации СП "Хасуртайское", в результате которой выявлены нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности по невыполнению первичных мер пожарной безопасности, вынесено предписание N 5/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В частности, пунктом 2 данного предписания предусмотрено создание для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения в достаточном количестве для обеспечения всей территории населенного пункта с. Хасурта в срок до 1 апреля 2024 года, пунктом 3 установлено несоответствие противопожарного расстояния от границ застройки сельского поселения населенного пункта с. Хасурта до лесных насаждений, что составляет менее 15 метров, лесной массив примыкает с южной стороны к земельному участку, расположенному по адресу: Республика Бурятия, <...>, а также лесной массив примыкает к северной стороне земельного участка, расположенного по адресу: Республика Бурятия, <...>.
С указанными пунктами предписания администрация МО СП "Хасуртайское" не согласна в силу их незаконности и необоснованности.
В судебном заседании глава администрации МО СП "Хасуртайское" И.Л., представитель административного истца по доверенности Р. исковые требования поддержали.
Административный ответчик, представитель заинтересованного лица Республиканского агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее извещение судом о месте и времени судебного заседания, дознаватель К.П. просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение.
Административным ответчиком подана апелляционная жалоба на решение суда, в которой ставится вопрос об его отмене в силу незаконности и необоснованности и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании государственный инспектор Хоринского района по пожарному надзору К.П. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Глава администрации МО СП "Хасуртайское" И.А., представитель по доверенности Р. возражали против доводов апелляционной жалобы.
Иные участники судебного разбирательства, несмотря на надлежащее извещение, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции вынес обоснованное и законное решение, которое подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 9 ч. 1 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - реализация, принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесены: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Федерального закона. Указанной нормой закона предусмотрены первичные меры пожарной безопасности. В части 2 ст. 69 приведенного закона противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 г. N 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Правил установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций.
Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям"), утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288, противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м, расстояния до границ лесных насаждений от садовых домов и хозяйственных построек (гаражей, сараев и бань) должны составлять не менее 15 м.
Прокладка противопожарных разрывов в соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации относится к мерам противопожарного обустройства лесов.
Противопожарные разрывы в соответствии с Перечнем объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N 1283-р, относятся к объектам лесной инфраструктуры.
Согласно части 1 пункта 6 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного значения самоуправления относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, должностные лица органа государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении требований законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившиепроверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, в том числе жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом требования, изложенные в предписании должны быть исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения. Предписание не должно сводиться к формальному предъявлению определенных требований.
Исполнимость предписания в таком случае является важным требованием к этому виду правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому оно адресовано, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Как установлено судом и следует из материалов дела, должностным лицом отделения надзорной деятельности и профилактической работы Хоринского района УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия 24 апреля 2023 г. К.П. проведена внеплановая проверка по выполнению требований пожарной безопасности администрацией муниципального образования сельского поселения "Хасуртайское.
24 апреля 2023 г. администрации поселения выдано предписание N 5/1/1 от 24 апреля 2023 г. об устранении выявленных нарушений.
В пункте 2 предписания указано, что органом местного самоуправления сельского поселения для целей пожаротушения не создаются в достаточном количестве источники наружного противопожарного водоснабжения для прикрытия всей территории населенного пункта с. Хасурта. Срок устранения нарушения установлен до 1 апреля 2024 г.
В пункте 3 - не соответствует противопожарное расстояние от границ застройки сельского населенного пункта с. Хасурта Хоринского района до лесных насаждений и составляет менее 15 метров, а именно, лесной массив примыкает с Южной стороны к земельному участку с кадастровым номером ..., расположенному по адресу: Республика Бурятия, <...> <...>; кроме того, лесной массив примыкает к Северной стороне земельного участка с кадастровым номером ..., расположенному по адресу: Республика Бурятия, <...>.
В соответствии с пунктом 3 предписания надзорным органом установлено нарушение - несоответствие противопожарного расстояния от границ застройки сельского населенного пункта с. Хасурта Хоринского района до лесных насаждений, что составляет менее 15 метров, а именно лесной массив примыкает с южной стороны к земельному участку с кадастровым номером ..., расположенному по адресу: Республика Бурятия, <...>, также лесной массив примыкает к северной стороне земельного участка с кадастровым номером ..., расположенному по адресу: Республика Бурятия, <...>. Срок исполнения установлен до 15 мая 2023 г.
Суд первой инстанции, разрешая административный иск, исходя из установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, приведенных выше норм права, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку факты несоблюдения органом местного самоуправления правил пожарной безопасности, изложенных в оспариваемых пунктах предписания (2 и 3), неисполнение и наличие вины, не нашли своего должного подтверждения.
Районный суд, вынося решение, обоснованно указал в своем решении, что пункт 2 оспариваемого предписания не содержит указания на конкретные действия по устранению администрацией указанного нарушения, не указано количество необходимого для установки в населенном пункте источников наружного противопожарного водоснабжения, при наличии уже имеющихся источников противопожарного водоснабжения, факта исполнения требований пожарной безопасности.
Кроме того, решением Хоринского районного суда Республики Бурятия от 26 марта 2012 г., вступившим в законную силу 27 апреля 2012 г., по иску прокурора Хоринского района Республики Бурятия на администрацию МО СП "Хасуртайское" с. Хасурта Хоринского района Республики Бурятия была возложена обязанность установить противопожарное водоснабжение в с. Хасурта в срок до 1 июля 2012 г.
На основании данного решения Хоринским РОСП УФССП по Республике Бурятия 11 мая 2012 г. возбуждено исполнительное производство ...
Определением Хоринского районного суда Республики Бурятия от 15 июня 2022 г. данное исполнительное производство прекращено в связи с фактическим исполнением администрацией МО СП "Хасуртайское" решения суда. Судом с участием прокурора установлено, что противопожарное водоснабжение с. Хасурта соответствует требованиям Свода Правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение", утвержденного приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. N 225, в связи с наличием в с. Хасурта на проживающих жителей (332 чел.) достаточного количества источников водоснабжения, пожарного резервуара на 54000 л., 14 общественных водозаборных скважин, расположенных в разных местах населенного пункта, 27 водозаборных частных скважин, при объеме общественных резервуаров-104000 л. (кроме запав 54000 л.), запас воды в водонапорных башнях 51000 л., обустроен пирс к водоему (реке) в соответствии с действующими Правилами противопожарного режима, имеется пожарная машина с постоянным запасом воды 3000 литров, что является достаточным для обеспечения предусмотренных мер в целях прикрытия всей территории названного населенного пункта. Определение вступило в законную силу.
Таким образом, районным судом сделан обоснованный вывод о том, что повторное возложение выполненной обязанности на администрацию по созданию источников наружного противопожарного водоснабжения населенного пункта, при наличии исполненного решения суда по исполнению требований противопожарной безопасности, является незаконным.
При этом, возражение административного ответчика о том, что указанным решением суда, вступившим в законную силу решением суда, обеспечена противопожарная безопасность только школы, ни на чем не основано.
При прекращении исполнительного производства в связи с исполнением решения суда, судом установлено, что принято во внимание количество проживающего населения в данном населенному пункте 329 человек, установлен противопожарный резервуар емкостью 54 000 литра, устроена площадка 12х12 м (оборудован пирс) для забора воды из реки в целях пожаротушения, имеются 4 мотопомпы для забора воды из водоемов рек Хасурта и Атха, две водонапорные башни для забора воды пожарными машинами, 14 общественных водозаборных скважины, расположенных на расстоянии 400 метров друг от друга, из которых в зимнее время запас воды составляет 50 000 литров, в летнее - 93 000 литров (кроме запаса в пожарном резервуаре 54 000 литра, которого согласно нормативам по численности населения достаточно для выполнения требований пожарной безопасности). Имеется пожарная машина с запасом воды 3 000 литра. В четырех павильонах водозаборных скважин установлены разъемы подключения генератора для забора воды на случай отключения электрической энергии, которые расположены в разных местах населенного пункта.
Относительно пункта 3 предписания, районным судом также сделан обоснованный вывод, что поскольку в соответствии с лесным законодательством проведение рубок административным истцом в особо защитных лесных насаждения, к которым примыкают участки в <...>, действующим законодательством запрещено.
Согласно ч. 1 пункта 6 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится организация по осуществлению мер пожарной безопасности в лесах в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Суду представлена карта градостроительного зонирования (схема генерального плана) с. Хасурта, из которой следует, что указанные в предписании земельные участки примыкают к защитным лесам. Судом также установлено, что в полномочия сельского поселения не входит выделение земельных участков, функциями земельного контроля наделана администрация района, указанные в предписании земельные участки сформированы и поставлены на учет в 2010 году, что подтверждено также и показаниями свидетеля ФИО10
Кроме того, Свод правил СП 4.131130.2013, указанный в п. 3 предписания введен в действие с 29 июля 2013 года и согласно пункту 1.1 применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Судом опрошен главный лесничий-начальник отдела организации и обеспечения деятельности Хоринского лесничества Республиканского агентства лесного хозяйства К.А., который пояснил, что земельные участки, указанные в предписании примыкают к лесу, относящемуся к защитным лесам, находящимся в федеральной собственности, где запрещена рубка деревьев.
Также судом установлено, что администрация СП "Хасуртайское" между указанными земельными участками и лесными насаждениями, ежегодно, по согласованию с ними в качестве первичных мер пожарной безопасности создает минерализованные полосы для защиты населенного пункта от пожара.
Согласно пунктов 3 и 4 Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года N 1614, меры пожарной безопасности осуществляются в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований.
В этой связи, районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии обязанности сельского поселения осуществлять меры противопожарного обустройства в виде прокладки противопожарных разрывов в границах лесных участков, находящихся в составе лесного фонда федеральной собственности, пользователем которых административный истец не является.
Коллегия с такими выводами суда, с учетом изложенного выше, не согласиться не может, они подробно приведены в решении суда, являются мотивированными, законными и обоснованными.
Приведенные административным ответчиком в апелляционной жалобе доводы, в своей совокупности, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права или допущенной судебной ошибке.
Основания для отмены, либо изменения, правильного по существу решения районного суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия
определила:
Решение Хоринского районного суда Республики Бурятия от 31 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой Кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 сентября 2023 года.