Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.07.2023 по делу N 88-11387/2023 (УИД 74RS0001-01-2022-002045-14)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
Обстоятельства: Истец указал на то, что у него возникло право на получение государственного жилищного сертификата во исполнение ведомственной целевой жилищной программы.
Решение: Удовлетворено.


Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.07.2023 по делу N 88-11387/2023 (УИД 74RS0001-01-2022-002045-14)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
Обстоятельства: Истец указал на то, что у него возникло право на получение государственного жилищного сертификата во исполнение ведомственной целевой жилищной программы.
Решение: Удовлетворено.

СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июля 2023 г. по делу N 88-11387/2023
2-3023/2022 УИД 74RS0001-01-2022-002045-14
Изготовлено в окончательной форме 24 июля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А.,
судей Бурматовой Г.Г., Зориной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к Главному управлению МЧС России по Челябинской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,
по кассационной жалобе Главного управления МЧС России по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г., объяснения представителя истца К. по доверенности от 05 июля 2022 г., представителя ответчика Н. по доверенности от 14 января 2021 г., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Челябинской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование исковых требований указал, что проходил службу в должности старшего пожарного ГУ 1 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Челябинской области, был уволен со службы по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе. Выслуга лет по федеральному бюджету составляет 11 лет 7 месяцев 2 дня. С 29 сентября 1999 г. по настоящий момент состоит в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Челябинской области от 8 июля 2021 г. включен в состав участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным услугам Российской Федерации" на 2022 год. Однако 19 августа 2021 г. ФКУ "ФРЦ МЧС России" возвратило учетное дело и он был исключен из сводного списка участников программы. Считает, что у него возникло право на получение государственного жилищного сертификата во исполнение ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ на 2022 год".
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 7 октября 2022 г. в удовлетворении исковых требований П. к Главному управлению МЧС России по Челябинской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного от 21 февраля 2023 г. суд перешел к рассмотрению гражданского дела по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 марта 2023 г. решение суда отменено с принятием нового решения, которым:
на Главное управление МЧС России по Челябинской области возложена обязанность восстановить П. в Сводном списке ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе составом семьи один человек;
на Федеральное казенное учреждение Финансово-расчетный центр МЧС России возложена обязанность восстановить П. в Сводном списке ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе составом семьи один человек.
С апелляционным определением не согласилось Главное управление МЧС России по Челябинской области, в кассационной жалобе ответчик просит судебное постановление отменить, ссылаясь на его незаконность.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержала.
Представитель истца возражала против удовлетворения жалобы.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, П. проходил службу в должности старшего пожарного ГУ 1 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Челябинской области. Уволен со службы приказом Главного управления МЧС России по Челябинской области N 393-НС от 29 июля 2020 г. по пункту 2 части 1 статьи 83 Федерального закона N 141-ФЗ от 23 мая 2016 г. (до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе). Выслуга лет по федеральному бюджету составляет 11 лет 7 месяцев 2 дня.
Состоит в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 29 сентября 1999 г. составом семьи 1 человек.
19 мая 2021 г. П. было подано заявление в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Челябинской области с просьбой включить его с составом семьи 1 человек в число участников подпрограммы.
8 июля 2021 г. решением жилищной комиссии ГУ МЧС России Челябинской области П. был включен в состав участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 2022 год с составом семьи 1 человек и нормативом общей площади жилого помещения 24,4 (33 кв. м - 8,6 кв. м) С указанным решением жилищной комиссии П. согласен, данное решение не обжаловал.
8 июля 2021 г. Главным управлением МЧС России по Челябинской области в адрес ФКУ "ФРЦ МЧС России" был направлен утвержденный сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2022 году, в который был включен П.
ФКУ "ФРЦ МЧС России" создано распоряжением Правительства РФ N 461-р от 14 апреля 2012 г. На указанный орган возложены полномочия в части организации работы по предоставлению государственных жилищных сертификатов.
19 августа 2021 г. в адрес Главного управления МЧС России по Челябинской области поступило письмо от ФКУ "ФРЦ МЧС России" о возврате учетного дела П. с разъяснениями о невозможности предоставления меры социальной поддержки в виде жилищной субсидии и указании внести изменения в ранее направленный сводный список граждан-участников программы на 2022 год. Из указанного письма следует, что по месту жительства истца в жилом помещении (общей площадью 43,6 кв. м) по адресу: <данные изъяты>, зарегистрированы и проживают с ним совместно его родители: отец - <данные изъяты>. и мать - <данные изъяты> Учитывая, состав семьи истца и общую площадь жилого помещения, занимаемого семьей истца (совместно с родителями), норматив общей площади жилого помещения для семьи П. составил 10,4 кв. м, что менее требуемого норматива общей жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18,0 кв. м.
30 августа 2021 г. Главным управлением МЧС России по Челябинской области в адрес ФКУ "ФРЦ МЧС России" был направлен корректирующий сводный список.
Разрешая заявленные требования по правилам рассмотрения суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что поскольку истец П. был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении с составом семьи 1 человек, согласно заявлению, поданному в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Челябинской области, П. просил включить его в состав участников ведомственной целевой программы составом семьи 1 человек, норматив общей площади жилого помещения для него составляет более 18 кв. м, то его исковые требования подлежат удовлетворению, П. подлежит восстановлению в Сводном списке ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе составом семьи один человек как в списке ГУ МЧС России по Челябинской области, так и в списке ФКУ Финансово-расчетный центр МЧС России.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам, мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебной коллегии по доводам кассационной жалобы не усматривается.
До принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ порядок принятия на учет и обеспечение жилыми помещениями сотрудников Федеральной противопожарной службы регламентировался положениями части 2 статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 г., статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которым учет нуждающихся в предоставлении жилья производился по месту службы.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" и принятым во исполнение Указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1095 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" определено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы перечисленных в указе категорий является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Обеспечение жилищными сертификатами осуществляется в порядке, установленном правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан российской федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (в редакции на момент возникновения спора).
В силу подпункта "а" пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники.
В соответствии с положениями пунктом 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается для одиноко проживающего гражданина в размере 33 кв. м; на семью из 2 человек - 42 кв. м; при численности семьи 3 человека и более - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Согласно абзацу 3 пункта 16(2) Правил в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил (в отношении жилого помещения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами), решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Абзацем 4 пункта 16 (2) Правил предусмотрено, что право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику процессуальных мероприятий только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику процессуальных мероприятий возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, относящегося к лицам указанным в подпунктах "а" - "е" п. 5 данных Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Поскольку в рамках настоящего спора подлежит учету жилое помещение, находящееся в собственности граждан, перечень лиц, признаваемых членами семьи гражданина - участника подпрограммы, определенный в подпункте "а" п. 17 Правил, по своему содержанию должен соотносится с положениями статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В рамках настоящего дела установлено, что истец проживает в жилом помещении - квартире N <данные изъяты>, ранее принадлежащим на праве общей долевой собственности его родителям <данные изъяты>., <данные изъяты>., помимо родителей и истца П. <данные изъяты> г.р., в квартире зарегистрированы <данные изъяты> г.р. - дочь, <данные изъяты> - дочь.
На момент рассмотрения дела по существу установлено, что <данные изъяты> умер <данные изъяты> г., собственником квартиры стала <данные изъяты>., принявшая наследство после смерти <данные изъяты>., остальные лица также зарегистрированы в квартире. Общая площадь жилого помещения составляет 43, 2 кв. м, в квартире зарегистрировано 4 человека, соответственно, на момент рассмотрения дела по существу судом апелляционной инстанции на П. приходилось общей площади жилого помещения 10,8 кв. м (43,2 : 4).
Вместе с тем, ФКУ "ФРЦ МЧС России" при возвращении учетного дела указывая на то, что истец не вправе определять самостоятельно состав семьи, однако вопреки собственным выводам расчет произвел исходя из 3 (трех) человек, а не из 5 (пяти), как это имело место на момент формирования списка, учитывая, что в жилом помещении зарегистрированы дети собственника (5 x 18 - 43.2).
Применяя толкование состава семьи, исходя из положений Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчики не учли, что истец П. не является собственником занимаемого жилого помещения, не вправе устанавливать для собственника правила вселения в жилое помещение, в том числе и в отношении иных лиц, сохранение права пользования за которыми в полной мере зависит от усмотрения собственника и лишь при определенных условиях, установленных жилищным законодательством, такое право может быть сохранено (статьи 31, 35 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, в абзаце шестом пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В рамках настоящего спора помимо сведений о праве собственности и регистрации по месту жительства, судами установлено, что истец П. изначально с 1999 г. состоял на учете в составе семьи 1 (один) человек.
При обращении с заявлением в 2021 г. об участии в ведомственной целевой программе П. также указывал состав семьи 1 (один) человек.
Сведения о наличии в собственности у родителей истца жилого помещения предоставлены изначально с момента обращения с заявлением о постановке на учет, однако заявлений о включении в состав семьи в целях обеспечения жильем родителей истец не предоставлял, сведений о том, что <данные изъяты>. при жизни, <данные изъяты> претендовали на обеспечение жильем совместно с истцом, судом также не установлено, учитывая, что право на обеспечение жильем в указанной форме возникло в связи прохождением истцом П. службы, а не по иным основаниям.
При таком положении суд апелляционной инстанции, толкуя положения пункта 16, абзаца 3 и 4 пункта 16 (2) Правил N 153, пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку применительно к положениям жилищного законодательства состав семьи П. в целях обеспечения жильем государственным жилищным сертификатом ответчиками определен неверно, нуждаемость в обеспечении жильем установлена исходя из количества зарегистрированных лиц и общей площади помещения не утрачена.
Вопреки доводам жалобы восстановление в списке произведено без указания г. формирования указанного списка, однако такое восстановление предполагает восстановление с момента первоначальной постановки на учет.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах, иную оценку достаточности и достоверности доказательств, вследствие чего не могут служить основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, поскольку применительно к положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств, установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Таким образом, судом апелляционной инстанции верно разрешен спор при правильном определении характера правоотношений сторон и применении норм закона, подлежащих применению, исследовании обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, в отсутствие с нарушений процессуального закона.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 21 марта 2023 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления МЧС России по Челябинской области - без удовлетворения.