Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.07.2023 по делу N 88-11387/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 21.03.2023 N 11-1241/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
Обстоятельства: Истец указал на то, что у него возникло право на получение государственного жилищного сертификата во исполнение ведомственной целевой жилищной программы.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Челябинского областного суда от 21.03.2023 N 11-1241/2023
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
Обстоятельства: Истец указал на то, что у него возникло право на получение государственного жилищного сертификата во исполнение ведомственной целевой жилищной программы.
Решение: Удовлетворено.
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 марта 2023 г. N 11-1241/2023(11-17041/2022)
74RS0001-01-2022-002045-14
Судья Андреев И.С. | дело N 2-3023/2022 |
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Чертовиковой Н.Я.
судей Никитенко Н.В., Белоусовой О.М.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П.Е.А. на решение Советского районного суда г. Челябинска от 07 октября 2022 года по иску П.Е.А. к Главному управлению МЧС России по Челябинской области, Федеральному Казенному учреждению "Финансово-расчетный центр МЧС России" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, пояснения представителя истца К., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя ответчика Н. по доводам жалобы, судебная коллегия
установила:
П.Е.А. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Челябинской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.
В обоснование исковых требований указал, что он проходил службу в должности старшего пожарного ГУ 1 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Челябинской области, и был уволен со службы по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе. Выслуга лет по федеральному бюджету составляет 11 лет 7 месяцев 2 дня. С 29.09.1999 года по настоящий момент состоит в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Челябинской области от 08 июля 2021 года включен в состав участников ведомственной целевой
программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальным услугам Российской Федерации" на 2022 год. Однако 19 августа 2021 года ФКУ "ФРЦ МЧС России" возвратило учетное дело и он был исключен из сводного списка участников программы. Считает, что у него возникло право на получение государственного жилищного сертификата во исполнение ведомственной целевой
программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ на 2022 год".
Представитель истца К. поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Челябинской области П.А.С. возражал против удовлетворения требований.
Истец П.Е.А., представитель третьего лица Федерального Казенного учреждения "Финансово-расчетный центр МЧС России" при надлежащем извещении не принимали участия в суде.
Суд постановил решение, которым в удовлетворении исковых требований П.Е.А. к Главному управлению МЧС России по Челябинской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат отказал.
В апелляционной жалобе П.Е.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что суд пришел к необоснованному выводу о том, что действиями ГУ МЧС России по Челябинской области не нарушены мои права, поскольку оно не является ответственным исполнителем государственной программы и не уполномочено на внесение сведений о необходимом количестве сертификатов, не обладает самостоятельным финансирование на указанную программу. Указывает, что жилищной комиссией ГУ МЧС России по Челябинской области был включен в состав участников программы на 2022 год, не был извещен о том, что в жилищную комиссию после было направлено письмо о его исключении из списка. Полагает, что ответчиком нарушены его права в неполучении жилищного сертификата.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного от 21 февраля 2023 года суд перешел к рассмотрению гражданского дела по апелляционной жалобе П.Е.А. на
решение Советского районного суда г. Челябинска от 07 октября 2022 года по иску П.Е.А. к Главному управлению МЧС России по Челябинской области о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных
главой 39 ГПК РФ, привлек к участию в деле в качестве соответчика Федеральное Казенное учреждение "Финансово-расчетный центр МЧС России".
В суде апелляционной инстанции П.Е.А. уточнил исковые требования и просит возложить на Главное управление МЧС России по Челябинской обязанность восстановить его в Сводном списке ведомственной целевой
программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной
программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе, возложить на Федеральное казенное учреждение Финансово-расчетный центр МЧС России обязанность восстановить его в Сводном списке ведомственной целевой
программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной
программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе.
Истец П.Е.А., представитель ответчика Федерального Казенного учреждения "Финансово-расчетный центр МЧС России" о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, и размещением информации о месте и времени рассмотрения гражданского дела на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет, судебная коллегия, руководствуясь
ч. 3 ст. 167,
ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения представителя истца К., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя ответчика Н. по доводам жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене, в связи с нарушением норм процессуального права и не правильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что П.Е.А. проходил службу в должности старшего пожарного ГУ 1 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Челябинской области. Уволен со службы приказом Главного управления МЧС России по Челябинской области N от 29 июля 2020 года по
пункту 2 части 1 ст. 83 Федерального закона N 141-ФЗ от 23.05.2016 года (до достижения сотрудником предельного возраста пребывания на службе в федеральной противопожарной службе). Выслуга лет по федеральному бюджету составляет 11 лет 7 месяцев 2 дня. Состоит в очереди нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 29 сентября 1999 года составом семьи 1 человек.
Согласно
п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года), формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным постановлением утверждены
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила).
В силу положений
п. 3 данных Правил, сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно
п. 19 -
21 Правил в полномочия Главного управления МЧС России по Челябинской области, как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего учет сотрудников, состоящих на учете, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, входит оказание помощи гражданам в сборе документов, получении необходимых документов, путем направления межведомственных запросов, в проверке представленных документов и сведений, во включении указанных граждан, обратившихся с заявлением о включении в состав участников ведомственной целевой программы, в формировании списков граждан, подтвердивших свое участие в подпрограмме и направлении указанных списков ответственному исполнителю.
В силу
пп. 4 п. 2,
19 Правил для участия в подпрограмме предусмотрен добровольный заявительный порядок.
Как следует из материалов дела, 19 мая 2021 года П.Е.А. было подано заявление в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Челябинской области с просьбой включить его с составом семьи 1 человек в число участников подпрограммы.
08 июля 2021 года решением жилищной комиссии ГУ МЧС России Челябинской области П.Е.А. был включен в состав участников ведомственной целевой
программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 2022 год с составом семьи 1 человек и нормативом общей площади жилого помещения 24,4 (33 кв. м - 8,6 кв. м) С указанным решением жилищной комиссии ФИО1 согласен, данное решение не обжаловал.
08 июля 2021 года Главным управлением МЧС России по Челябинской области в адрес ФКУ "ФРЦ МЧС России" был направлен утвержденный сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в 2022 году, в который был включен П.Е.А.
ФКУ "ФРЦ МЧС России" создано распоряжением Правительства РФ N от 14.04.2012 года. На указанный орган возложены полномочия в части организации работы по предоставлению государственных жилищных сертификатов.
19 августа 2021 года в адрес Главного управления МЧС России по Челябинской области поступило письмо от ФКУ "ФРЦ МЧС России" о возврате учетного дела П.Е.А. с разъяснениями о невозможности предоставления меры социальной поддержки в виде жилищной субсидии и указании внести изменения в ранее направленный сводный список граждан-участников программы на 2022 год. Из указанного письма следует, что по месту жительства истца в жилом помещении (общей площадью 43,6 кв. м) по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают с ним совместно его родители: отец - П.А.НА. и мать - П.Е.ПА. Учитывая, состав семьи истца и общую площадь жилого помещения, занимаемого семьей истца (совместно с родителями), норматив общей площади жилого помещения для семьи П.Е.А. составил 10,4 кв. м, что менее требуемого норматива общей жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18,0 кв. м.
30 августа 2021 года Главным управлением МЧС России по Челябинской области в адрес ФКУ "ФРЦ МЧС России" был направлен корректирующий сводный список.
В соответствии с положениями
п. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006 года, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается для одиноко проживающего гражданина в размере 33 кв. м.
Согласно
абзацу 3 пункта 16(2) Правил в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в
подпункте "а" или
"е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в
подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил (в отношении жилого помещения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами), решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в
пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Абзацем 4 пункта 16(2) Правил предусмотрено, что право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику процессных мероприятий только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем
пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику процессных мероприятий возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Согласно
подпункту "а" пункта 17 Правил применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы, относящегося к лицам указанным в
подпунктах "а" -
"е" п. 5 данных Правил, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Возвращая учетное дело П.Е.А. и отказывая ему во включении в сводный список граждан участников ВПЦ ФКУ "ФРЦ МЧС России" не было учтено то обстоятельство, что в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности родителям П.Е.А. были зарегистрированы и проживали 5 человек, а именно П.Е.А., П.А.НБ. - отец, П.Е.ПБ. - мать, П.Н.АА. - сестра, Т. - сестра.
Поскольку П.Е.А. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях составом семьи 1 человек, то норматив общей площади жилого помещения для одного П.Е.А. составит 33 кв. м. С заявлением о предоставлении жилищного сертификата с составом семьи 3 человека П.Е.А. не обращался.
Из материалов дела следует, П.А.НА. умер ДД.ММ.ГГГГ. Собственником квартиры N дома <адрес> является П.Е.ПА., принявшая наследство после смерти П.А.НА., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону.
На момент рассмотрения дела в указанной квартире зарегистрированы и проживают П.Е.А., П.Е.ПА. - мать, П.Н.АБ. - сестра, Т. - сестра. Таким образом на П.Е.А. приходится общей площади жилого помещения 10,8 кв. м (43,2:4).
Поскольку мать П.Е.А. не является участником ВЦП, то при расчете размера социальной выплаты могла быть учтена только площадь приходящаяся на самого П.Е.А. и размер ее составит 22,2 кв. м (33-10,8), что больше площади предусмотренной
абз. 4 пункта 16(2) Правил.
Доводы ответчика о том, что участник ВПЦ не может самостоятельно определять состав своей семьи, а состав семьи определяется
пунктом 17 Правил не принимается судебной коллегией, поскольку с заявлением о выдаче сертификата на состав семьи 3 человека П.Е.А. не обращался.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку истец П.Е.А. был поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении с составом семьи 1 человек, согласно заявлению, подданному в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Челябинской области, П.Е.А. просил включить его в состав участников ведомственной целевой программы составом семьи 1 человек, норматив общей площади жилого помещения для него составляет более 18 кв. м, то его исковые требования подлежат удовлетворению.
С вязи с чем, приходит к выводу, что П.Е.А. подлежит восстановлению в Сводном списке ведомственной целевой
программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной
программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой
программе составом семьи один человек как в списке ГУ МЧС России по Челябинской области, так и в списке ФКУ Финансово-расчетный центр МЧС России.
Руководствуясь
статьями 327 -
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Челябинска от 07 октября 2022 года отменить, принять новое решение.
Возложить обязанность на Главное управление МЧС России по Челябинской области восстановить П.Е.А. в Сводном списке ведомственной целевой
программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной
программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой
программе составом семьи один человек.
Возложить обязанность на Федеральное казенное учреждение Финансово-расчетный центр МЧС России восстановить П.Е.А. в Сводном списке ведомственной целевой
программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной
программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой
программе составом семьи один человек.