Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.10.2023 N 88а-17365/2023 по делу N 2-53/2023 (УИД 74RS0017-01-2022-003000-84)
Категория: Споры с прокуратурой.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Несмотря на выданные предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, к началу пожароопасного периода в нарушение требований законодательства о противопожарной безопасности не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров вокруг населенных пунктов, что нарушает права неопределенного круга лиц, в случае возникновения пожара возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан, повреждение имущества, причинение вреда лесам. Кроме того, имеют место стихийные свалки бытовых отходов.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.10.2023 N 88а-17365/2023 по делу N 2-53/2023 (УИД 74RS0017-01-2022-003000-84)
Категория: Споры с прокуратурой.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Несмотря на выданные предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, к началу пожароопасного периода в нарушение требований законодательства о противопожарной безопасности не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров вокруг населенных пунктов, что нарушает права неопределенного круга лиц, в случае возникновения пожара возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан, повреждение имущества, причинение вреда лесам. Кроме того, имеют место стихийные свалки бытовых отходов.
Решение: Удовлетворено.
Содержание
Указания в кассационной жалобы на то, что было проведено два аукциона и один запрос котировок, 21 сентября 2021 года заключен муниципальный контракт N 42 с ЧОБУ "Чебаркульский лесхоз" на выполнение защитных минерализованных полос, согласно техническому заданию шириной от 1,4 до 10 м, 12 сентября 2022 года заключен муниципальный контракт между МКУ "Гражданская защита ЗГО" и ИП С., не опровергают установленные судами фактические обстоятельства того, что противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров вокруг указанных населенных пунктов не созданы, не свидетельствуют о принятии администрацией исчерпывающих мер, направленных на устранение нарушений требования пожарной безопасности, и об отсутствии оспариваемого бездействия администрации
СЕДЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 октября 2023 г. N 88а-17365/2023
Дело N 2-53/2023
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Печенкиной Н.А.,
судей Трапезниковой И.И., Кокоевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Златоустовского городского округа на
решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 24 января 2023 года, апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 мая 2023 года по делу N 2-53/2023 по административному иску прокурора города Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к администрации Златоустовского городского округа, МКУ Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства" о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкиной Н.А., возражения по доводам кассационной жалобы прокурора Трошкиной А.В., судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
прокурор г. Златоуста, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просил:
возложить на администрацию Златоустовского городского округа обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить создание противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров вокруг города Златоуста, остановочного пункта Таганай, села Веселовка, поселка Плотинка, села Куваши, поселков Тундуш, Центральный, Салган, Тайнак, Южный по границам указанных населенных пунктов, определенных Генеральным планом Златоустовского городского округа, утвержденным решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 28 декабря 2009 года N 103-ЗГО (с учетом изменений, внесенных решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 01 июня 2022 года N 33-ЗГО);
возложить на МКУ Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства" обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, ликвидировав стихийную свалку бытовых отходов, расположенную на территории общего пользования в районе северо-западной границы поселка Центральный в географических координатах - 55.186620, 59.398883, а также свалку горючих отходов, расположенную на территории общего пользования в районе северной границы поселка Плотинка в географических координатах - 54.836232, 59.451160.
Требования мотивированы тем, что, несмотря на выданные предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, к началу пожароопасного периода в нарушение требований законодательства о противопожарной безопасности не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров вокруг указанных населенных пунктов, что нарушает права неопределенного круга лиц, в случае возникновения пожара возможно причинение вреда жизни и здоровью граждан, повреждение имущества, причинение вреда лесам и, как следствие - экологической системе городского округа. Кроме того, имеют место стихийные свалки бытовых отходов, свалки выявлены в июле 2022 года в ходе проведения прокуратурой г. Златоуста проверки исполнения законодательства при подготовке округа к пожароопасному периоду.
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 24 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 мая 2023 года, иск прокурора удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (поступила в суд первой инстанции 15 августа 2023 года) административный ответчик администрация Златоустовского городского округа выражает несогласие с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ссылаясь на то, что судами неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение в части возложения обязанности на администрации Златоустовского городского округа.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, сведения о причинах неявки не представили. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Судебная коллегия на основании
части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с
частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (
часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению, поскольку таких нарушений судами не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно
пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с
частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами
п. п. 11,
24 ч. 1 ст. 16,
пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
ч.ч. 1,
2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Положением о МКУ Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства", утвержденным решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа N 14-ЗГО от 19 апреля 2012 года, Уставом Златоустовского городского округа, пришел к выводу, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора, предъявленных к МКУ Златоустовского городского округа "Управление жилищно-коммунального хозяйства".
В указанной части судебные акты не обжалуются, вышеуказанная кассационная жалоба не содержит доводов о несогласии с указанными выводами судов.
В соответствии с
частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (
статья 1 Закона N 69-ФЗ).
Абзац 5 статьи 21 Закона N 69-ФЗ устанавливает, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В соответствии с
пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в числе прочего, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1479 от 16 сентября 2020 года (далее по тексту - Правила противопожарного режима), установлены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Абзацем 7 пункта 63 Правил противопожарного режима (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
При разрешении заявленных прокурором требований в части возложения на администрацию Златоустовского городского округа обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно обеспечить создание противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров вокруг города Златоуста, остановочного пункта Таганай, села Веселовка, поселка Плотинка, села Куваши, поселков Тундуш, Центральный, Салган, Тайнак, Южный, суд первой инстанции установил, что в адрес администрации Златоустовского городского округа неоднократно выносились предписания УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области от 24 ноября 2021 года, 23 мая 2022 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности, 05 мая 2022 год и 06 мая 2022 года, 14 июля 2022 года проводилось специалистами ОНДиПР по г. Златоусту и Кусинскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области обследование территорий населенных пунктов Златоустовского городского округа, в ходе которого установлено, что до начала пожароопасного периода вокруг указанных населенных пунктов не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, 13 мая 2022 года прокурором г. Златоуста в адрес главы Златоустовского городского округа внесено представление, 09 июня 2022 года главным государственным инспектором г. Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору вынесено постановление N 76 по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Златоустовского городского округа.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, установив, что требования законодательства о создании противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров вокруг указанных населенных пунктов администрацией Златоустовского городского округа не исполнены, пришел к заключению, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, о доказанности неправомерного бездействия администрации Златоустовского городского округа, которое нарушает права граждан и создает реальную угрозу их жизни и здоровью, в связи с чем требования прокурора удовлетворил.
Позиция судов основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
Пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов реализуются соответствующими органами местного самоуправления (
абзац 5 статьи 21 Закона N 69-ФЗ).
Ссылки в кассационной жалобе на положения
пункта 70 и
74 Правил противопожарного режима основанием для отмены судебных актов не являются. Буквальное толкование
абзаца 7 пункта 63 Правил противопожарного режима, который действовал на момент возникновения правоотношения с участием администрации Златоустовского городского округа, не дает оснований для вывода о том, что он не устанавливает требований к организации минерализованных полос вокруг населенных пунктов в целях их защиты от возможного перехода природных пожаров.
Пункты 70 и
74 этих же Правил устанавливают требования к объектам защиты, граничащим с лесами и лесничествами, и не могут расцениваться как специальные по отношению к норме
пункта 63, направленной на защиту именно населенных пунктов от природных пожаров.
Доводы подателя кассационной жалобы о том, что противопожарные минерализованные полосы должны выполняться механизированным способом с использованием специальной техники, сведенные к тому, что организовать противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 10 метров вокруг указанных населенных пунктов не представляется возможным, являлись предметом исследования судебных инстанций и обоснованно отклонены, в том числе, с указанием на то, что создание противопожарной минерализованной полосы возможно и иными способами. При этом, материалы дела не содержат доказательств создания противопожарных минерализованных полос в соответствии с требованиями
пункта 63 Правил противопожарного режима, в том числе и иными способами.
Указания в кассационной жалобы на то, что было проведено два аукциона и один запрос котировок, 21 сентября 2021 года заключен муниципальный контракт N 42 с ЧОБУ "Чебаркульский лесхоз" на выполнение защитных минерализованных полос, согласно техническому заданию шириной от 1,4 до 10 м, 12 сентября 2022 года заключен муниципальный контракт между МКУ "Гражданская защита ЗГО" и ИП С., не опровергают установленные судами фактические обстоятельства того, что противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров вокруг указанных населенных пунктов не созданы, не свидетельствуют о принятии администрацией исчерпывающих мер, направленных на устранение нарушений требования пожарной безопасности, и об отсутствии оспариваемого бездействия администрации.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, правовая позиция администрации об отсутствии незаконного бездействия, приведенная в судах, правомерно отклонена судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, как основанная на неверном толковании норм законодательства и противоречащая представленным в материалы дела и исследованным доказательствам.
Доводы жалобы о нарушении права органа местного самоуправления по своему усмотрению устанавливать ряд мероприятий, безосновательны, решение вопроса местного значения не может осуществляться администрацией Златоустовского городского округа в нарушение вышеприведенных норм законодательства. Право прокурора на обращение в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено процессуальным законом.
Учитывая изложенное, возложение обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности на администрацию Златоустовского городского округа является обоснованным.
Ссылки в жалобе на климатические условия сами по себе не свидетельствуют о том, что определенный судом первой инстанции срок для исполнения возложенной обязанности является неразумным, учитывая и то, что в рамках настоящего дела судами разрешен спор, имеющий социально значимый характер.
Доводы о неисполнимости судебного акта носят субъективный характер, о нарушении судом норм процессуального права не свидетельствуют.
Судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, установлены. Выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на совокупности представленных в дело доказательств, правила оценки которых судами не нарушены.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судебных инстанций, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены вынесенных судебных постановлений.
Предусмотренные
статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке отсутствуют.
Руководствуясь
статьями 329,
330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 24 января 2023 года, апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 16 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Златоустовского городского округа - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 06 октября 2023 года.