Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2023 N 88-9963/2023 (УИД 56RS0042-01-2022-003709-89)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконными бездействия, решения о снятии с учета, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что был незаконно снят с учета на получение выплаты, садовый дом был ошибочно поставлен на учет как жилое строение, при этом допущенная ошибка устранена, что подтверждено соответствующей выпиской из ЕГРН.
Решение: Удовлетворено в части.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2023 N 88-9963/2023 (УИД 56RS0042-01-2022-003709-89)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконными бездействия, решения о снятии с учета, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что был незаконно снят с учета на получение выплаты, садовый дом был ошибочно поставлен на учет как жилое строение, при этом допущенная ошибка устранена, что подтверждено соответствующей выпиской из ЕГРН.
Решение: Удовлетворено в части.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2023 г. N 88-9963/2023
УИД 56RS0042-01-2022-003709-89
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Ившиной Т.В., Пияковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России на
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 24 октября 2022 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 26 января 2023 г. по гражданскому делу N 2-6655/2022 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконным бездействия, о признании незаконным решения, возложении обязанности восстановления на учете для получения единовременной социальной выплаты, о признании права.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, указав, что проходил службу в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области, уволен из органов уголовно-исполнительной системы 31 августа 2017 года. В период службы, имея календарную выслугу 10 лет, обратился в территориальную подкомиссию с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тексту - ЕСВ) на состав семьи 3 человека, поставлен на учет решением комиссии, оформленным протоколом от 25 августа 2016 года N 65, с 13 марта 2014 года. На момент постановки на учет в собственности его членов семьи находилось жилое помещение, общей площадью 18,8 кв. м, по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности супруге и дочери (по 1/3 доли в праве общей долевой собственности) на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 13 октября 2006 года. Другим собственником (1/3 доли в праве) является старшая дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С целью обновления информации в 2020 году он представил дополнительные документы, в том числе выписку из ЕГРН, согласно которой ему с 18 сентября 2020 года принадлежит на праве собственности жилое строение площадью 63 кв. м, по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 22 мая 2006 года. Указал, что 28 марта 2022 года ему стало известно о нарушении его права на жилищное обеспечение, поскольку он был снят с учета на получение ЕСВ протоколом комиссии от 24 февраля 2022 года. Ссылаясь на то, что садовый дом по адресу <адрес>, был ошибочно поставлен на учет как жилое строение, при этом допущенная ошибка устранена, что подтверждено соответствующей выпиской из ЕГРН.
Уточнив исковые требования, истец окончательно просил признать бездействие УФСИН России по Оренбургской области, связанное с отсутствием доказательств направления документов во ФСИН России для восстановления его на учете для получения ЕСВ незаконным и обязать устранить; решение ФСИН России от 24 февраля 2022 года о снятии его с учета на получение ЕСВ признать незаконным и обязать ответчика его отменить; признать его право на жилищное обеспечение путем получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 3 человека; обязать ФСИН России восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты на состав семьи три человека с даты постановки на учет с 13 марта 2014 года.
Определением Центрального районного суда г. Оренбурга в протокольной форме от 30 июня 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены жена ФИО1 - ФИО3 и его дочь - ФИО4
Определениями Центрального районного суда г. Оренбурга от 19 июля 2022 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства и передал дело для рассмотрения по подсудности по месту нахождения ответчика - УФСИН России по Оренбургской области в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 24 октября 2022 г., оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 26 января 2023 г., исковые требования ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконным бездействия, о признании незаконным решения, возложении обязанности восстановления на учете для получения единовременной социальной выплаты, о признании права удовлетворены частично.
Постановлено: "Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, начальникам территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 24 февраля 2022 года о снятии ФИО1 с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения социальной выплаты в большем размере).
Признать право ФИО1 на жилищное обеспечение путем получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи три человека.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации восстановить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС N) на учете для получения единовременной социальной выплаты на состав семьи три человека с даты постановки на учет, с 13 марта 2014 года.
В удовлетворении остальной части требований отказать".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на несоответствие выводов судов предыдущих инстанций фактическим обстоятельствам дела, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно
пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Подпунктом "б" пункта 15 Правил установлено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
В
статье 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дано понятие: садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребывавшем в таком здании.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Оренбургской области. Выслуга лет в календарном исчислении составляла более 10 лет.
На основании рапорта о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 13 марта 2014 года ФИО1 принят на учет для получения ЕСВ решением комиссии от 25 августа 2016 года, оформленным протоколом N 16, с составом семьи три человека, с учетом супруги ФИО3 и дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО1 с членами своей семьи зарегистрирован в жилом помещении, общей площадью 18,8 кв. м, по адресу: <адрес>, при этом ФИО1 зарегистрирован с 25 мая 1998 года, супруга - с 15 марта 1993 года, дочь - с 26 ноября 1999 года. Квартира принадлежит на праве собственности супруге и дочери (по 1/3 доли в праве общей долевой собственности) на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 13 октября 2006 года. Другим сособственником (1/3 доли в праве) является старшая дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма Российской Федерации на момент постановки на учет ФИО1 не имел, единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1 не предоставлялась.
ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, местоположением: <адрес>, предоставленный для ведения садоводства и огородничества на основании договора дарения от 22 мая 2006 года.
Из материалов реестрового дела следует, что в 2018 году на указанном земельном участке ФИО1 завершено строительство дома, площадью 63 кв. м, постановка на кадастровый учет которого, а также регистрация права собственности ФИО1 произведена на основании его заявления.
ФИО1 1 октября 2020 года представил в комиссию УФСИН России по Оренбургской области выписки из ЕГРН от 21 сентября 2020 года, 22 сентября 2020 года и от 23 сентября 2020 года, согласно которым ему с 18 сентября 2020 года принадлежит на праве собственности жилое строение площадью 63 кв. м, по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 22 мая 2006 года
В связи с установлением принадлежности ФИО1 на праве собственности жилого строения, площадью 63 кв. м, по адресу: <адрес>, он снят с учета на получение ЕСВ решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно - исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 24 февраля 2022 года, оформленным протоколом N 3, на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил, которым предусмотрено снятие с учета в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты.
Разрешая спор, суд первой инстанции принял во внимание представленный истцом акт экспертизы от 10 июня 2022 года, проведенной экспертом АНО Оренбургская судебно-стоимостная экспертиза" ФИО5, согласно которому объект капитального строительства (здание с кадастровым номером N), общей площадью 63 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> не имеет системы отопления, что не соответствует санитарным нормам, предъявляемым к объектам жилой недвижимости и определяет исключительно возможность сезонного использования исследуемого объекта капитального строительства, в связи с чем его статус определен как садовый дом.
Из содержания заключения эксперта следует, что объект капитального строительства расположен на участке в зоне, предназначенной для ведения садоводства и огородничества, теплоснабжение, водоснабжение и канализация отсутствуют, не имеет туалета и ванной комнаты в составе помещений, отсутствует система отопления, автономная котельная в составе исследуемого объекта отсутствует.
Также судом учтено, что 01 апреля 2022 года ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением об изменении характеристик объекта недвижимости, в том числе назначения здания, представив технический план от 22 февраля 2022 года, подготовленный кадастровым инженером ФИО6 и декларацию об объекте недвижимости.
Выпиской из ЕГРН подтверждено, что назначение садового дома, расположенного по адресу: <адрес>, указано как нежилое.
При этом судом установлено, что изменение основных характеристик объекта недвижимости произведено не в результате его перевода из жилого в нежилое в предусмотренном законом порядке, а в результате исправления технической ошибки, допущенной при оформлении документов, тогда как с момента возведения и до внесения таких изменений фактическое назначение садового дома соответствовало назначению "нежилое здание" и не соответствовало ошибочно указанному в реестре недвижимости назначению.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что снятие с учета истца по формальным основаниям, не связанным с действительным улучшением его жилищных условий, является незаконным, противоречит
п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что комиссией ФСИН России решение от 24 февраля 2022 г. о снятии ФИО1 с учета для получения единовременной социальной выплаты было вынесено законно и обоснованно, на основании имеющихся документов, которые ФИО1 сам лично предоставил, выводов суда не опровергают и не свидетельствуют о незаконности принятых по делу решения и апелляционного определения.
Доводы жалобы о том, что Правилами не предусмотрена возможность восстановления в очереди для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены.
Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь
статьями 390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга Оренбургской области от 24 октября 2022 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 26 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.ЮРОВА
Судьи
Т.В.ИВШИНА
Н.А.ПИЯКОВА