Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2023 N 88-9963/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 26.01.2023 по делу N 33-797/2023 (УИД 56RS0042-01-2022-003709-89)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконными бездействия, решения о снятии с учета, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что был незаконно снят с учета на получение выплаты, садовый дом был ошибочно поставлен на учет как жилое строение, при этом допущенная ошибка устранена, что подтверждено соответствующей выпиской из ЕГРН.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 26.01.2023 по делу N 33-797/2023 (УИД 56RS0042-01-2022-003709-89)
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконными бездействия, решения о снятии с учета, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал, что был незаконно снят с учета на получение выплаты, садовый дом был ошибочно поставлен на учет как жилое строение, при этом допущенная ошибка устранена, что подтверждено соответствующей выпиской из ЕГРН.
Решение: Удовлетворено в части.
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 января 2023 г. по делу N 33-797/2023(33-9683/2022)
Дело N 2-6655/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей: Устьянцевой С.А., Шор А.В.,
при секретаре Щ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.Е. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия, о признании незаконным решения, возложении обязанности восстановления на учете для получения единовременной социальной выплаты, о признании права
по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний
на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 октября 2022 года,
заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А.,
установила:
Н.Е. обратился в Центральный районный суд г. Оренбурга с административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что проходил службу в ***, уволен из органов уголовно-исполнительной системы 31 августа 2017 года. В период службы, имея календарную выслугу *** лет, обратился в территориальную подкомиссию с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тексту - ЕСВ) на состав семьи 3 человека, поставлен на учет решением комиссии, оформленным протоколом от 25 августа 2016 года N, с 13 марта 2014 года. На момент постановки на учет в собственности его членов семьи находилось жилое помещение, общей площадью 18,8 кв. м по адресу: (адрес), принадлежащее на праве собственности супруге и дочери (по 1/3 доли в праве общей долевой собственности) на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от (дата). Другим собственником (1/3 доли в праве) является старшая дочь ФИО5, *** года рождения. С целью обновления информации в 2020 году он представил дополнительные документы, в том числе выписку из ЕГРН, согласно которой ему с 18 сентября 2020 года принадлежит на праве собственности жилое строение площадью 63 кв. м по адресу: (адрес), на основании договора купли-продажи от (дата). Указал, что 28 марта 2022 года ему стало известно о нарушении его права на жилищное обеспечение, поскольку он был снят с учета на получение ЕСВ протоколом комиссии от 24 февраля 2022 года. Ссылаясь на то, что садовый дом по адресу (адрес), был ошибочно поставлен на учет как жилое строение, при этом допущенная ошибка устранена, что подтверждено соответствующей выпиской из ЕГРН, просил суд с учетом уточнения исковых требований признать бездействие УФСИН России по Оренбургской области, связанное с отсутствием доказательств направления документов во ФСИН России для восстановления его на учете для получения ЕСВ незаконным и обязать устранить; решение ФСИН России от 24 февраля 2022 года о снятии его с учета на получение ЕСВ признать незаконным и обязать ответчика его отменить; признать его право на жилищное обеспечение путем получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи 3 человека; обязать ФСИН России восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты на состав семьи три человека с даты постановки на учет с 13 марта 2014 года.
Определением Центрального районного суда г. Оренбурга в протокольной форме от 30 июня 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены жена Н.Е. - Н. (ФИО15 С.Г. и его дочь - Н.В.
Определениями Центрального районного суда г. Оренбурга от 19 июля 2022 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства и передал дело для рассмотрения по подсудности по месту нахождения ответчика - УФСИН России по Оренбургской области в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
В судебное заседание истец Н.Е. не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Г., действующий на основании доверенности, удостоверенной нотариусом (адрес) ФИО7 (дата), зарегистрировано в реестре за N, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчиков Д., действующий на основании доверенностей от (дата) N N, от (дата) N, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление.
Третьи лица Н.С., Н.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 октября 2022 года исковые требования Н.Е. удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 24 февраля 2022 года о снятии Н.Е. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с намерением получения социальной выплаты в большем размере). Признал право Н.Е. на жилищное обеспечение путем получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи три человека. Возложил обязанность на ФСИН России восстановить Н.Е., (дата) года рождения, на учете для получения единовременной социальной выплаты на состав семьи три человека с даты постановки на учет с 13 марта 2014 года. В удовлетворении остальной части требований отказал.
Не согласившись с решением суда, представителем ФСИН России подана апелляционная жалоба, в которой он просит судебный акт отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчиков УФСИН России по Оренбургской области, ФСИН России Д., действующего на основании доверенностей от (дата) N N, от (дата) N, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца Г., действующего на основании доверенности, удостоверенной нотариусом (адрес) ФИО7, (дата), зарегистрировано в реестре за N, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Н.Е. проходил службу в ***. Приказом от 30 августа 2017 года N уволен из органов УИС 31 августа 2017 года по
пункту "в" части 1 статьи 58 Положения о службе в ОВД РФ (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), выслуга лет по состоянию на 31 августа 2017 года в календарном исчислении составляла *** дней.
На основании рапорта о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 13 марта 2014 года Н.Е. принят на учет для получения ЕСВ решением комиссии от 25 августа 2016 года, оформленным протоколом N 16, с составом семьи три человека, с учетом супруги Н. ФИО16) С.Г. и дочери Н.В., (дата) года рождения.
Н.Е. с членами своей семьи зарегистрированы в жилом помещении, общей площадью 18,8 кв. м по адресу: (адрес), при этом Н.Е. зарегистрирован с 25 мая 1998 года, супруга - с 15 марта 1993 года, дочь - с 26 ноября 1999 года. Квартира принадлежит на праве собственности супруге и дочери (по 1/3 доли в праве общей долевой собственности) на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от (дата). Другим сособственником (1/3 доли в праве) является старшая дочь ФИО5, *** года рождения. Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма Российской Федерации на момент постановки на учет Н.Е. не имел, единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения Н.Е. не предоставлялась.
Судом установлено, что Н.Е. 1 октября 2020 года представил в комиссию УФСИН России по Оренбургской области выписки из ЕГРН от 21 сентября 2020 года, 22 сентября 2020 года и от 23 сентября 2020 года, согласно которым ему с 18 сентября 2020 года принадлежит на праве собственности жилое строение площадью 63 кв. м по адресу: (адрес) на основании договора купли-продажи от (дата)В связи с установлением принадлежности Н.Е. на праве собственности жилого строения, площадью 63 кв. м, по адресу: (адрес), он снят с учета на получение ЕСВ решением комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, независимо от места их дислокации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 24 февраля 2022 года, оформленным протоколом N 3, на основании
подпункта "б" пункта 15 Правил, которым предусмотрено снятие с учета в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанций, принимая во внимание правовое регулирование спорных правоотношений, пришел к выводу об отсутствии оснований для снятия с учета для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения Н.Е. и членов его семьи.
При этом суд первой инстанции указал, что формальная регистрация права собственности на жилое помещение, являющееся по существу нежилым садовым домом, не может служить основанием для лишения истца установленного законом права на жилищное обеспечение.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежащему применению при разрешении данного спора.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, входят в предмет регулирования Федерального
закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", что следует из
части 1 статьи 1 названного Федерального закона.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник, в том числе не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (
часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
Подпунктом "б" пункта 15 Правил установлено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в
части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Судом установлено, что Н.Е. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, местоположением: примерно в 1 м по направлению на северо-запад от ориентира: садовый домик, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: (адрес) предоставленный для ведения садоводства и огородничества на основании договора дарения от (дата).
Из материалов реестрового дела следует, что в 2018 году на указанном земельном участке Н.Е. завершено строительство здания, площадью 63 кв. м, постановка на кадастровый учет которого, а также регистрация права собственности Н.Е. произведена на основании его заявления.
Согласно акту экспертизы *** от (дата) объект капитального строительства (здание с кадастровым номером N), общей площадью 63 кв. м, расположенный по адресу: (адрес), не имеет системы отопления, что не соответствует санитарным нормам, предъявляемым к объектам жилой недвижимости и определяет исключительно возможность сезонного использования исследуемого объекта капитального строительства, в связи с чем его статус определен как садовый дом.
1 апреля 2022 года Н.Е. обратился Управление Росреестра по Оренбургской области с заявлением об изменении характеристик объекта недвижимости, в том числе назначения здания, представив технический план от (дата), подготовленный кадастровым инженером ФИО8 и декларацию об объекте недвижимости.
Выпиской из ЕГРН подтверждено, что назначение садового дома, расположенного по адресу: (адрес), указано как нежилое.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что изменение характеристик спорного объекта недвижимости произведено в результате технической ошибки, допущенной истцом при оформлении соответствующей документации, при этом фактически изначально назначение садового дома соответствовала характеристикам нежилого помещения.
При этом отказ сотруднику уголовно-исполнительной системы в реализации гарантированного
Конституцией Российской Федерации права на жилище на том основании, что им было неверно произведено оформление садового дома, которое не повлекло отсутствие нуждаемости в жилом помещении, не соответствует необходимости обеспечения справедливого баланса частных и публичных интересов, интересов сторон, и противоречит целям социального государства - обеспечению достойной жизни и свободного развития человека.
Доводы апелляционной жалобы о том, что
Правилами не предусмотрена возможность восстановления в очереди для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не могут повлечь отмену судебного акта, поскольку суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности решения о постановке на учет истца, оформленного протоколом от 25 августа 2016 года, и отсутствии законных основания для его снятия с учета.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 328,
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 24 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.МОРОЗОВА
Судьи
С.А.УСТЬЯНЦЕВА
А.В.ШОР
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 1 февраля 2023 года.