Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2020 по делу N 88-12391/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Истец являлся сотрудником противопожарной службы, на протяжении 5 лет состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Удовлетворено.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2020 по делу N 88-12391/2020
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении.
Обстоятельства: Истец являлся сотрудником противопожарной службы, на протяжении 5 лет состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решение: Удовлетворено.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2020 г. по делу N 88-12391/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г.,
судей Якушевой Е.В. и Ромасловской И.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06.12.2019 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18.02.2020 г. по гражданскому делу N 2-9977/2019 по иску У. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Якушевой Е.В., выслушав У., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
У. 14.10.2019 г. обратился с иском в Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостан к Главному управлению Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее - ГУ МЧС России по Республике Башкортостан) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование своих требований указал, что являлся сотрудником Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, на протяжении 5-ти лет состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с решением Комиссии по рассмотрению вопросов о постановке или отказе в постановке на учет для предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по ГУ МЧС России по Республике Башкортостан (далее - Комиссия), 8-й вопрос повестки дня (протокол N 1 ЕДСВ/14 от 28.03.2014 г.). Решением Комиссии (протокол от 06.09.2019 г. N 57 ЕДСВ/19) снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Считает выводы комиссии о том, что при подаче документов 16.12.2013 г. у него отсутствовало право на постановку на учет в связи с тем, что 18.05.2010 г. произведено отчуждение 1/4 в общей долевой собственности в жилом помещении по адресу <адрес>, ошибочными, поскольку он не совершал действий по ухудшению жилищных условий с намерением приобретения сотрудником права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты. К его действиям в 2010 г. нормы Федерального
закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ не применимы, поскольку данный специальный закон, вступил в силу 01.01.2013 г., т.е. через 3 года после его действий, связанных с отчуждением доли. При этом, при постановке на учет Комиссия указала на факт отчуждения указанной доли в праве собственности на жилое помещение в пользу своего отца в 2010 г., однако данное обстоятельство не препятствовало постановке его на учет, поскольку его обеспеченность жильем была менее нормы (15 кв. м на человека) и он относился к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий как с отчужденной долей, так и без нее. Считает, что его действия по отчуждению доли не могут быть расценены как намерение приобретения права на постановку на учет. Просил решение Комиссии, оформленное протоколом от 06.09.2019 г. N 57 ЕДСВ/19 по рассмотрению 2 вопроса о снятии с учета сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы У., для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по ГУ МЧС России по Республике Башкортостан признать незаконным и отменить. Обязать ответчика восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с членами семьи: супруга ФИО4 и сын ФИО5 с даты подачи заявления о принятии на учет с 16.12.2013 г.
Решением Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 06.12.2019 г., оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18.02.2020 г., исковое заявление У. удовлетворено. Решение Комиссии по рассмотрению вопросов о постановке или отказе в постановке на учет для предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, оформленное протоколом от 06.09.2019 г. N 57 ЕДСВ/19 по рассмотрению 2 вопроса о снятии с учета сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы У., для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по ГУ МЧС России по Республике Башкортостан признано незаконным и отменено. Постановлено обязать ГУ МЧС России по Республике Башкортостан восстановить У. на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с членами семьи.
В кассационной жалобе ГУ МЧС России по Республике Башкортостан ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и вынесении нового решения.
У. в судебном заседании возражал против удовлетворения кассационной жалобы, поддержал свои письменные возражения.
Представитель ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.
Судебная коллегия, руководствуясь
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ГУ МЧС России по Республике Башкортостан.
Проверив материалы дела, выслушав У., обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений по доводам кассационной жалобы и изученным материалам дела не усматривается.
Судами установлено и из материалов дела следует, что майор внутренней службы У. начальник отдела организации оперативной службы ФКУ "ЦУКС Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан", выслуга лет в календарном исчислении 16 лет (на 01.09.2019 г.), с 16.12.2013 г. состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты с членами семьи: супруга ФИО4 и сын ФИО5, <...> года рождения (Протокол N 1 ЕДСВ/14 от 28.03.2014 г.).
При постановке У. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Протоколе N 1 ЕДСВ/14 от 28.03.2014 г. комиссией было указано, что У. 18.05.2010 г. произвел отчуждение по договору дарения принадлежащую ему 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
У. при подаче заявления о постановке на учет сообщил и представил документы об отчуждении принадлежащей ему доли жилого помещения, из которых следует, что отчуждение своей доли в квартире, принадлежащей ему и его родителям на праве долевой собственности ФИО6 произведено в связи с изменением места жительства, поскольку он переехал из <адрес> в <адрес> в пользу своего отца ФИО7.
На основании решения Территориальной Комиссии ГУ МЧС России по Республике Башкортостан 06.09.2019 г. У. был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании того, что при подаче документов у него отсутствовало право на постановку на учет, поскольку им произведено отчуждение 18.05.2010 г. свой доли в квартире по адресу: <адрес> со ссылкой на
статью 53 ЖК РФ и
часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании
подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Удовлетворяя исковые требования У. суд первой инстанции указал, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Оценивая действия У. по отчуждению жилого помещения в 2010 г. суд пришел к выводу, что их нельзя признать намеренными с целью постановки на учет для получения выплаты, поскольку отчуждаемая площадь жилого помещения, принадлежавшая У. на праве собственности была равна 12,38 кв. м, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2013 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" менее 15 кв. м (норма на 1 человека), обеспеченность истца жилья была как до отчуждения, так и после отчуждения менее 15 кв. м на одного члена семьи. При этом, действия истца связаны с проживанием в г. Уфе со своей семьей, а не в г. Ишимбае с отцом и матерью.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, отметив, что из заявления У. и его учетного дела следует, что он представил уведомления об отсутствии в ЕГРП прав на недвижимое имущество и копию договора дарения от 26.04.2010 г. при постановке на учет.
В кассационной жалобе ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, не соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанции, приводит доводы о том, что судами нарушены нормы материального права, выводы судов не соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Судом не учтено, что У. не относится к лицам, имеющим право на получение выплаты, поскольку после постановки его на учет с 16.12.2013 г. при уточнении и проверке документов были выявлены сведения об отчуждении им 18.05.2010 г. ? доли в общей долевой собственности в жилом помещении, то есть сведения о совершении действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а, следовательно, его право состоять на учете могло возникнуть не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Выводы суда о том, что обжалуемое решение Комиссии противоречит общеправовому принципу о том, что закон обратной силы не имеет не состоятелен, поскольку данный принцип не нарушен, комиссия не издавала закон или иной акт гражданского законодательства. При этом, решение суда не должно нарушать прав и свободы других лиц, а на учете на получение единовременной социальной выплаты состоит 192 человека.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно
частям 1,
3,
6,
8 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; ...Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее -
Правила).
Согласно
пунктам 4,
5,
11 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
статьями 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В пунктах 12, 15 указаны основания для отказа в принятии на учет и снятия с учета. Так, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий. Сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждаются материалами дела, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Представленные сторонами доказательства, были оценены судом первой и апелляционной инстанций по правилам
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив, что при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты У. было указано в заявлении и предоставлены документы об отчуждении жилого помещения площадью 12,38 кв. м, что не повлекло признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий и не дало основание для постановки на учет У. с составом семьи 3 человека, нуждавшегося в улучшении жилищных условий и до отчуждения доли в квартире родителей, суды обоснованно в соответствии с положениями
статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. N 369 удовлетворили требования У.
Оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы ГУ МЧС России по Республике Башкортостан в части неправильного применения и толкования судами норм материального права основаны на неверном понимании закона заявителем и иной оценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств.
Доводы жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств судами, что само по себе основанием к отмене постановлений быть не может.
В силу положений
части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений, чего по настоящему делу не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения норм процессуального права, в т.ч. при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного характера.
Иные основания, влекущие отмену либо изменение оспариваемых судебных постановлений, также не установлены.
Таким образом, изучив материалы дела и оценив доводы заявителя, судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы ГУ МЧС России по Республике Башкортостан.
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06.12.2019 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18.02.2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного Управления МЧС России по Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Г.НЕПОПАЛОВ
Судьи
И.М.РОМАСЛОВСКАЯ
Е.В.ЯКУШЕВА