Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2020 по делу N 88-12391/2020 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 18.02.2020 N 33-3717/2020
Требование: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал на то, что он, являясь сотрудником органа МЧС РФ, на протяжении 5 лет состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако решением комиссии был снят с учета со ссылкой на то, что он совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
Решение: Требование удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 18.02.2020 N 33-3717/2020
Требование: О признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты.
Обстоятельства: Истец указал на то, что он, являясь сотрудником органа МЧС РФ, на протяжении 5 лет состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако решением комиссии был снят с учета со ссылкой на то, что он совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий.
Решение: Требование удовлетворено.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 февраля 2020 г. N 33-3717/2020
Дело N 2-9977/2019
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Свистун Т.К.,
судей Алексеенко О.В., Пономаревой Л.Х.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 6 декабря 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Свистун Т.К., судебная коллегия
установила:
У.М. обратился в суд первой инстанции с иском к Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал на то, что он, являясь сотрудником Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, на протяжении 5-ти лет состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако решением Комиссии по рассмотрению вопросов о постановке или отказе в постановке на учет для предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по Главному управлению МЧС России по адрес (2-й вопрос повестки дня, протокол от 06.09.2019 г. N... N...) снят с учета. Указанное обстоятельство стало ему известно из уведомления от 17.09.2019 г. N...б79-5_3_6). Обжалуемое решение Комиссии, по его мнению, мотивировано ошибочными выводами о том, что при подаче документов 16.12.2013 г. у него отсутствовало право на постановку на учет в связи с тем, что им 18.05.2010 г. произведено отчуждение 1/4 в общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: адрес. При этом при принятии решения Комиссия ссылается на ч. 8 ст. 4 Федерального закона, указывая на то, что он совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий с намерением приобретения сотрудником права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты. По мнению членов Комиссии, он должен был быть поставлен на учет не ранее 5-ти лет после совершения действий по отчуждению, т.е. не ранее 18.05.2015 г. Полагает, что обжалуемое решение основано на неправильном понимании норм материального права.
С учетом уточнения требований, просил Решение Комиссии по рассмотрению вопросов о постановке или отказе в постановке на учет для предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан, оформленное протоколом от 06.09.2019 г. N... по рассмотрению 2 вопроса о снятии его с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан признать незаконным и отменить. Обязать ответчика Главное управление МЧС России по адрес восстановить его на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с членами семьи: супруга ФИО1, <...> г.р., сын ФИО2, <...> г.р., с даты подачи заявления о принятии на учет с 16.12.2013 г. Все судебные расходы возложить на ответчика.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 6 декабря 2019 г. постановлено:
исковое заявление У. ФИО14 к Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - удовлетворить.
Решение Комиссии по рассмотрению вопросов о постановке или отказе в постановке на учет для предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан, оформленное протоколом от 06.09.2019 г. N... по рассмотрению 2 вопроса о снятии с учета сотрудника федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы У. ФИО15, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан признать незаконным и отменить.
Обязать ответчика Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан восстановить ФИО3 на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с членами семьи: супруга ФИО1, <...> г.р., сын ФИО2, <...> г.р. - с даты подачи заявления о принятии на учет с 16.12.2013 г.
Взыскать с Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан государственную пошлину в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, представитель Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан просит отменить данное решение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с
ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу требований
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с
ч. ч. 1,
2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав представителя Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан К., У.М. и его представителя Н., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в
ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (
п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (
ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу
ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (название приводится в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с
п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. ст. 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со
ст. ст. 31 и
69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (
пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно положениям
п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с
п. 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (
п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Аналогичные положения содержатся в
ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Законодательством Российской Федерации учет отчуждаемой доли общей площади жилого помещения не предусмотрен при постановке на учет для предоставления денежной социальной выплаты.
Согласно
ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
В соответствии с
ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Из материалов дела следует, что при постановке У.М. на учет в 2014 г. в Протоколе N... от 28 марта 2014 г. комиссией было указано: "ФИО3 дата произвел отчуждение по договору дарения принадлежавшей ему на праве общей долевой собственности, ? доли в праве жилого помещения общей площадью 49,5 кв. м, расположенного по адресу: адрес пользу своего отца - У.Р.Ф. Законодательством Российской Федерации учет отчужденной общей площади жилого помещения не предусмотрен при постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
Следовательно, при постановке У.М. на учет, он сообщил о себе все необходимые сведения, представил документы об отчуждении принадлежащей ему доли жилого помещения, что оговорено комиссией при постановке на учет, несмотря на наличие в федеральном жилищном законодательстве запрета на постановку на учет в связи с указанными им обстоятельствами.
Вследствие чего доводы апелляционной жалобы Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан о том, что У.М. были совершены намеренные действия по отчуждению жилого помещения в 2010 г. являются необоснованными.
Судом установлено, что отчуждение У.Р.М. произведено в связи с изменением места жительства, он переехал из г. Ишимбай в г. Уфу, что не оспаривается.
Кроме того, судом первой инстанции правильно указано на то, что отчуждаемая площадь жилого помещения, принадлежавшая У.М. на праве собственности была равна 12,38 кв. м, что в соответствии с п. 3 пп. 2 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2013 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по норме на 1 человека меньше 15 кв. м и капитан внутренней службы У.М. также относился к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обеспеченность У.М. жильем была до отчуждения менее 15 кв. м на одного члена семьи. 18 мая 2010 г. У.М. произвел отчуждение по договору дарения принадлежавшей ему на праве общей долевой собственности, ? доли в праве жилого помещения общей площадью 49,5 кв. м, расположенного по адресу: адрес пользу своего отца - У.Р.Ф.
Также судом первой инстанции учтено, что на момент вынесения оспариваемого решения (06.09.2019) с момента отчуждения доли (18.05.2010) прошло 9 лет 9 месяцев и 19 дней.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что У.Р.Ф. не было совершено умышленных действий при постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Судом первой инстанции установлено, что майор внутренней службы У.М. начальник отдела организации оперативной службы ФКУ "ЦУКС Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан" (дата рождения 24 мая 1986 г., место рождения адрес), выслуга лет в календарном исчислении 16 лет 00 месяцев 00 дней (на 1 сентября 2019 г.), с 16 декабря 2013 г. состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты с членами семьи: супруга ФИО1, <...> года рождения, сын ФИО2, <...> года рождения (Протокол N... от дата).
6 сентября 2019 г. У.М. был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании того, что при подаче документов 16 декабря 2013 г. у истца отсутствовало право на постановку на учет в связи с тем, что им 18 мая 2010 г. произведено отчуждение ? в общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: адрес, на основании решения Территориальной Комиссии ГУ МЧС России по РБ на основании
ст. 53 ЖК РФ и
ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании подпункта "г" п. 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N..., в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Из заявления У.М. в учетном деле также следует, что он представил уведомления об отсутствии в ЕГРП прав на недвижимое имущество и копию договора дарения от 26 апреля 2010 г.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у У.М. право состоять на учете имелось и с отчужденной долей жилого помещения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло отражение в мотивировочной части решения, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Руководствуясь
ст. ст. 328 -
329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 6 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.К.СВИСТУН
Судьи
О.В.АЛЕКСЕЕНКО
Л.Х.ПОНОМАРЕВА
Справка: судья Турьянова Т.М.