Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11.06.2020 по делу N 88-13075/2020
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Денежное довольствие выплачивалось истцу во время несения службы не в полном объеме.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11.06.2020 по делу N 88-13075/2020
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Денежное довольствие выплачивалось истцу во время несения службы не в полном объеме.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2020 г. по делу N 88-13075/2020
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г.,
судей Якушевой Е.В. и Осиповой С.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Д. на решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 15.10.2019 г. и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 16.01.2020 г. по гражданскому делу N 2-2469/2019 по иску Д. к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ФГКУ "Специальное управление ФПС N 16 МЧС России" о взыскании задолженности по выплате денежного довольствия и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Якушевой Е.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Д. 29.07.2019 г. обратился с иском в Октябрьский районный суд города Кирова Кировской области к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Федеральному государственному казенному учреждению "Специальное управление ФПС N 16 МЧС России" (далее - ФГКУ "Специальное управление ФПС N 16 МЧС России") о взыскании задолженности по выплате денежного довольствия и компенсации морального вреда.
В обоснование своих требований указал, что с 16.11.2007 г. по 28.05.2019 г. состоял на службе в государственной пожарной службе МЧС России. 16.11.2016 г. с ним был заключен очередной срочный контракт о службе в должности водителя специальной пожарно-спасательной части N 2 Специального управления ФПС N 16 МЧС России. Денежное довольствие выплачивалось истцу во время несения службы не в полном объеме. Работа осуществлялась по сменному графику сутки через трое. Смена начиналась в 8.00 час. утра и заканчивалась в 8.00 час. утра следующего дня, без учета 45 мин. на смену караула, которые в рабочее время не засчитывались. Таким образом, в нарушение статьи 54 части 2 Федерального закона N 141-ФЗ,
Приказа МЧС России N 195 от 21.03.2013 г. "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" продолжительность работы превышала нормальную продолжительность рабочего времени (более 40 часов в неделю), но компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов не производилась. 31.05.2019 г. он обратился к ответчику с заявлением о доначислении заработной платы, однако ответом от 03.07.2019 г. ему было отказано в выплате задолженности. С учетом уточнения исковых требований просил взыскать с ответчиков в свою пользу за период с июня 2016 г. по апрель 2019 г. компенсацию за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени в сумме 60390,25 руб., оплату за работу в нерабочие праздничные дни в сумме 11316,88 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.
Решением Октябрьского районного суда города Кирова Кировской области от 15.10.2019 г., оставленным без изменения апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 16.01.2020 г., в удовлетворении искового заявления Д. отказано.
В кассационной жалобе Д. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
Д., извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил.
Представитель Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ФГКУ Специальное управление ФПС N 16 МЧС России, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменного отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений по доводам кассационной жалобы и изученным материалам дела не усматривается.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Д. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России с 16.11.2007 г. по 28.05.2019 г.
14.11.2013 г., 16.11.2016 г. между ФГКУ "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 16 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и Д. был заключен контракт о службе, в соответствии с которым истец принят на службу на должность водителя специальной пожарной части N 2 Специального управления ФПС N 16 МЧС России сроком на три года, ему установлен режим службы согласно правилам внутреннего трудового распорядка в органе МЧС.
Д. осуществлял служебные обязанности по сменному графику сутки через трое, а также привлекался для несения службы в дневное время с 08.00 до 17.00.
Согласно примерному расчету времени по организации несения караульной службы личным составом караула (дежурной смены) подразделения (распорядку дня) в соответствии с
Порядком организации службы в подразделениях пожарной охраны, утвержденным Приказом МЧС РФ от 05.04.2011 г. N 167,
Уставом подразделений пожарной охраны, утвержденным Приказом МЧС России от 20.10.2017 г. N 452, а также согласно Распорядку дня несения боевого дежурства личным составом дежурного караула специальной пожарно-спасательной части ФГКУ "Специальное управление ФПС N 16 МЧС России", утвержденного приказом N 90 от 24.04.2019, в течение смены отведено на прием пищи 2 час. 45 мин., на отдых - 7 часов до 02.04.2018 г. и 8 часов после 02.04.2018 г.
Приказом N 257 от 29.12.2018 г. "Об учетной политике" ФГКУ "Специальное управление ФПС N 16 МЧС России" установлен суммированный учет служебного времени сотрудников, выполняющих служебные обязанности на основании графика сменности, с учетным периодом 1 год. Время на отдых и прием пищи согласно распорядку дня несения боевого дежурства в служебное время не включается.
Как следует из справки N 63 от 06.08.2019 расчета служебного времени Д. за период с 29.05.2016 по 28.05.2019, данное время за вычетом перерывов на отдых и прием пищи не превысило установленную норму.
Отказывая в удовлетворении иска Д. суд первой инстанции указал, что согласно заключенному истцом 16.11.2016 г. контракту на три года ему установлен режим службы согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, а Приказом N 257 от 29.12.2018 "Об учетной политике" ФГКУ "Специальное управление ФПС N 16 МЧС России", сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет служебного времени с учетным периодом 1 год. При этом, время на отдых и прием пищи согласно распорядку дня несения боевого дежурства в служебное время не включается.
Суд первой инстанции принял во внимание, что истец в оспариваемый период привлекался к выполнению обязанностей внутреннего наряда в ночное время, что подлежит учету при расчете служебного времени истца и, проверив расчет служебного времени истца, представленный ответчиком, пришел к выводу, что данный расчет является правильным, с 29.05.2016 г. по 28.05.2019 г. служебное время Д. составило 3091 час. 45 мин., при нормальной продолжительности рабочего времени 4433 час.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Д. исковых требований в связи с отсутствием документального подтверждения фактов выполнения служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Суд первой инстанции, разрешая ходатайство ответчика о применении срока давности обращения в суд, указал, что требования о взыскании задолженности по денежному довольствию с июня 2016 по 31.03.2019 г. удовлетворению не подлежат в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд.
Суд первой инстанции отметил, что как по существующему до 2016 г. порядку, так и после вступления в законную силу Федерального
закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ основанием для предоставления дополнительных дней отдыха либо же денежной компенсации является волеизъявление самого сотрудника федеральной противопожарной службы, однако с соответствующими рапортами Д. с 2016 г. к ответчику не обращался, доказательств обратного суду не представлено. За информацией о порядке выплаты денежного содержания в соответствующие органы не обращался.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что для реализации сотрудником федеральной противопожарной службы права на использование дополнительных дней отдыха или денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, помимо факта работы в выходные и нерабочие праздничные дни либо сверх продолжительности служебного времени, необходимо обращение самого сотрудника к непосредственному руководителю с соответствующим рапортом в пределах установленного срока. При этом выполнение сотрудником обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени должно быть компенсировано не позднее календарного года, следующего за учетным периодом. Отсутствие обращений в спорный период к руководителю по поводу компенсации ему работы сверх установленной продолжительности рабочего времени истцом не оспаривается.
Отклоняя доводы жалобы Д., суд апелляционной инстанции указал, что привлечение истца к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в подразделениях МЧС России представленными табелями не подтверждено.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что вопреки доводам жалобы, разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств постановил решение, отвечающее нормам материального права, применяемого к спорным правоотношениям, при соблюдении требований процессуального законодательства.
В кассационной жалобе Д., не соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанции, приводит доводы о том, что судом не были применены нормы материального права, подлежащие применению в данном деле, а именно
статьи 91,
108,
152,
153 Трудового кодекса Российской Федерации. Суд ссылается на Приказ N 257 от 29.12.2018 г. "Об учетной политике ФГКУ "Специальное управление ФПС N 16 МЧС России", однако нормы трудового законодательства имеют большую силу, чем данный локальный акт, который нигде не опубликован. Суды не учли, что служебным временем сотрудника является вся смена целиком, сделан вывод о пропуске срока обращения в суд за период с июня 2016 г. по 31.03.2019 г., тогда как он уволен 28.05.2019 г. и с этого времени следует исчислять срок. У него по итогам суммированного учета служебного времени за год имеется превышение продолжительности фактически отработанного времени над нормативным, а также отработанные смены в нерабочие праздничные дни. На его запросы ответчик ответил, что суммированный учет служебного времени в подразделении не вводился, вместе с тем в суде ответчик ссылался на такой учет, но не указал какой учетный период принят в подразделении. Однако суд не предоставил истцу время для уточнения иска и не произвел свой расчет, а, следовательно, не были установлены значимые для дела обстоятельства - количество часов переработки и сумма подлежащей выплате компенсации.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу
частей 1,
2 статьи 2 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с
Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным
законом; Федеральным
законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным
законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в
части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии с
частью 1 статьи 54 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебное время - период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.
Согласно статье 54 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Продолжительность служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы в дневное и ночное время одинакова. Сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены
частями 5 и
6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
В силу
части 1 статьи 55 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" режим служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
Согласно
части 4 статьи 73 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Частью 1 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Пунктом 96 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195, определено, что сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал).
Согласно
пункту 10 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного Приказом МЧС России от 24.09.2018 г. N 410, продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
За выполнение сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни при суммированном учете служебного времени (должности с посменным несением дежурства) в пределах нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха не предоставляется (пункт 14 Порядка от 24.09.2018 г. N 410).
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждаются материалами дела, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Доводы кассационной жалобы в части неправильного применения и толкования судами норм материального права основаны на неверном понимании закона заявителем и иной оценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств.
Доводы жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, явившихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции, и к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств судами, что само по себе основанием к отмене постановлений быть не может.
В силу положений
части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений, чего по настоящему делу не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения норм процессуального права, в т.ч. при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного характера.
Иные основания, влекущие отмену либо изменение оспариваемых судебных постановлений, также не установлены.
Таким образом, изучив материалы дела и оценив доводы заявителя, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции сомнений в законности не вызывают, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы Д.
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 15.10.2019 г., апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 16.01.2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Г.НЕПОПАЛОВ
Судьи
С.К.ОСИПОВА
Е.В.ЯКУШЕВА