Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11.06.2020 по делу N 88-13075/2020 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Кировского областного суда от 16.01.2020 N 33-125/2020(33-5372/2019) по делу N 2-2469/2019
Требование: О взыскании задолженности по выплате денежного довольствия и компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец состоял на службе в государственной пожарной службе. Денежное довольствие выплачивалось истцу во время несения службы не в полном объеме. Работа осуществлялась по сменному графику - сутки через трое. Смена продолжалась 24 часа без учета времени на смену караула, которая в рабочее время не засчитывалась. Компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов не производилась.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Апелляционное определение Кировского областного суда от 16.01.2020 N 33-125/2020(33-5372/2019) по делу N 2-2469/2019
Требование: О взыскании задолженности по выплате денежного довольствия и компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец состоял на службе в государственной пожарной службе. Денежное довольствие выплачивалось истцу во время несения службы не в полном объеме. Работа осуществлялась по сменному графику - сутки через трое. Смена продолжалась 24 часа без учета времени на смену караула, которая в рабочее время не засчитывалась. Компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов не производилась.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2020 г. по делу N 33-125/2020(33-5372/2019)
Судья Уськова А.Н. | N 2-2469/2019 |
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Леденских И.В.,
судей Черниковой О.Ф., Баталовой С.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 16 января 2020 года дело по апелляционной жалобе с дополнениями к ней Д. на решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 15 октября 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Д. к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ФГКУ "Специальное управление ФПС N 16 МЧС России" о взыскании задолженности по выплате денежного довольствия и компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Черниковой О.Ф., судебная коллегия
установила:
Д. обратился в суд с иском к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), ФГКУ "Специальное управление ФПС N 16 МЧС России", указав, что с 16.11.2007 по 28.05.2019 состоял на службе в государственной пожарной службе МЧС России. 16.11.2016 с истцом был заключен очередной срочный контракт о службе в должности <данные изъяты>. Денежное довольствие выплачивалось истцу во время несения службы не в полном объеме. Работа осуществлялась по сменному графику сутки через трое. Смена начиналась в 8.00 час. утра и заканчивалась в 8.00 час. утра следующего дня, без учета 45 мин. на смену караула, которые в рабочее время не засчитывались. Таким образом, в нарушение ст. 54 ч. 2 Федерального закона N 141-ФЗ продолжительность работы превышала нормальную продолжительность рабочего времени (более 40 часов в неделю). Компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов не производилась. 31.05.2019 истец обратился к ответчику с заявлением о доначислении заработной платы, однако ответом от 03.07.2019 ему было отказано в выплате задолженности. С учетом уточнения исковых требований просил суд взыскать с ответчиков в свою пользу за период с июня 2016 г. по апрель 2019 г. компенсацию за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени в сумме 60390,25 руб., оплату за работу в нерабочие праздничные дни в сумме 11316,88 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.
Судом постановлено решение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Д. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что с учетом положений Трудового
кодекса РФ исключение перерывов для питания и отдыха сотрудников из рабочего времени неправомерно, поскольку сотрудникам, заступившим на боевое дежурство, не разрешается покидать расположение части во время перерывов для питания и отдыха, во время этих перерывов сотрудник подчиняется правилам внутреннего служебного распорядка, обязан выполнять указания руководства и должен быть готов к тушению пожаров. Кроме того, приказ ответчика "Об учетной политике" N 257 от 29.12.2018 распространяется лишь на 2019 год. Указывает, что в течение всего спорного периода ответчик учитывал в табелях учета рабочего времени рабочее время Д. в количестве 24 часа за смену, в том числе 8 часов в ночное время, расчет за вычетом перерывов для питания и отдыха изготовлен ответчиком только в связи с рассматриваемым делом. Полагает ошибочным вывод суда о пропуске истцом срока для обращения в суд, поскольку отношения по обеспечению работников денежным довольствием носят длящийся характер, началом течения срока для обращения в суд является 29.05.2019 - день, следующий за днем увольнения истца. Расчет цены иска произведен с учетом трехгодичного срока до обращения с заявлением.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ФГКУ "Специальное управление ФПС N 16 МЧС России" С., представитель МЧС России В. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Д. и его представитель Б. поддержали доводы жалобы и дополнений к ней, представители МЧС России по доверенности В. и ФГКУ "Специальное управление ФПС N 16 МЧС России" по доверенности Ж. возражали против удовлетворения жалобы с дополнениями, полагая решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы с дополнениями и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку оснований для проверки законности решения в полном объеме в настоящем случае не усматривается, судебная коллегия, руководствуясь положениями
ст. 327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения лишь в оспариваемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобе с дополнениями и возражениях на нее.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Д. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России с 16.11.2007 по 28.05.2019.
14.11.2013 между ФГКУ "Специальное управление федеральной противопожарной службы N 16 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и Д. был заключен контракт о службе, в соответствии с которым истец принят на службу на должность <данные изъяты> сроком на три года, ему установлен режим службы согласно правилам внутреннего трудового распорядка в органе МЧС.
16.11.2016 между ФГКУ "Специальное управление ФПС N 16 МЧС России" и Д. был заключен аналогичный контракт о службе сроком на три года, истцу установлен режим службы согласно правилам внутреннего трудового распорядка в органе МЧС России.
Д. осуществлял служебные обязанности по сменному графику сутки через трое, а также привлекался для несения службы в дневное время с 08.00 до 17.00.
За время службы по контракту истец дважды выезжал на места пожаров 21.01.2018 и 10.02.2018, участия в боевых действиях по тушению пожаров не принимал. Указанные обстоятельства в жалобе не оспариваются.
Согласно примерному расчету времени по организации несения караульной службы личным составом караула (дежурной смены) подразделения (распорядку дня) в соответствии с
Порядком организации службы в подразделениях пожарной охраны, утвержденным приказом МЧС РФ от 05.04.2011 N 167,
Уставом подразделений пожарной охраны, утвержденным приказом МЧС России от 20.10.2017 N 452, а также согласно Распорядку дня несения боевого дежурства личным составом дежурного караула специальной пожарно-спасательной части ФГКУ "Специальное управление ФПС N 16 МЧС России", утвержденного приказом N 90 от 24.04.2019, в течение смены отведено на прием пищи 2 час. 45 мин., на отдых - 7 часов до 02.04.2018 и 8 часов после 02.04.2018.
Приказом N 257 от 29.12.2018 "Об учетной политике" ФГКУ "Специальное управление ФПС N 16 МЧС России" установлен суммированный учет служебного времени сотрудников, выполняющих служебные обязанности на основании графика сменности, с учетным периодом 1 год. Время на отдых и прием пищи согласно распорядку дня несения боевого дежурства в служебное время не включается (п. 3.14).
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам
ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального
закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также нормативных актов МЧС России, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Д. исковых требований как по существу, так и в связи с пропуском истцом срока на обращение в суд за период с июня 2016 г. по 31.03.2019.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда.
В силу
ч. 1,
2 ст. 2 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 141-ФЗ), действующего с 23.05.2016, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, нормы трудового законодательства Российской Федерации применяются в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в
части 1 настоящей статьи, где поименованы:
Конституция Российской Федерации; Федеральный
закон N 141-ФЗ; Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральный
закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другие федеральные законы, регламентирующие правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе; нормативные правовые акты Президента Российской Федерации; нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации; нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В
ч. 1 ст. 54 Закона N 141-ФЗ служебное время определено как период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю. Продолжительность служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы в дневное и ночное время одинакова (
ч. 2,
9 ст. 54 Закона N 141-ФЗ).
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду часть 6 статьи 54 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ. | |
Согласно
ч. 6 указанного Закона сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены
частями 5 и
6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности (
ч. 10 ст. 54 Закона N 141-ФЗ).
В силу
ч. 1 ст. 55 Закона N 141-ФЗ режим служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
Согласно
ч. 4 ст. 73 Закона N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы или гражданин, поступающий на службу в федеральную противопожарную службу либо ранее состоявший на службе в федеральной противопожарной службе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Частью 1 ст. 104 Трудового кодекса РФ предусмотрена возможность введения в организации суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Пунктом 96 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденного Приказом МЧС России от 21.03.2013 N 195, определено, что сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал).
Согласно
п. 10 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного приказом МЧС России от 24.09.2018 N 410, продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
За выполнение сотрудниками федеральной противопожарной службы служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни при суммированном учете служебного времени (должности с посменным несением дежурства) в пределах нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха не предоставляется (п. 14 Порядка от 24.09.2018 N 410).
Исходя из приведенных и отраженных в обжалуемом решении нормативных положений, суд пришел к правильному выводу о том, что для реализации сотрудником федеральной противопожарной службы права на использование дополнительных дней отдыха или денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни, помимо факта работы в выходные и нерабочие праздничные дни либо сверх продолжительности служебного времени, необходимо обращение самого сотрудника к непосредственному руководителю с соответствующим рапортом в пределах установленного срока. При этом выполнение сотрудником обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени должно быть компенсировано не позднее календарного года, следующего за учетным периодом.
Как следует из представленного ответчиком в справке N 63 от 06.08.2019 расчета служебного времени Д. за период с 29.05.2016 по 28.05.2019, данное время за вычетом перерывов на отдых и прием пищи не превысило установленную норму.
Поэтому суд сделал правильный вывод о том, что привлечение истца к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в подразделениях МЧС России представленными табелями не подтверждено.
Отсутствие обращений Д. в спорный период к руководителю по поводу компенсации ему работы сверх установленной продолжительности рабочего времени в жалобе не оспаривается.
Поскольку исковое заявление подано Д. 17.07.2019, с пропуском установленного законом срока обращения в суд в отсутствие каких-либо уважительных причин, о чем заявлено ответчиком, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований истца за период с июня 2016 г. по 31.03.2019 и по этому основанию.
Судебная коллегия находит, что разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств постановил решение, отвечающее нормам материального права, применяемого к спорным правоотношениям, при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с оценкой судом первой инстанции обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом в полном соответствии с положениями
ст. 67 ГПК РФ, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Поскольку выводы суда соответствуют материалам дела и требованиям закона, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь
ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 15 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.