Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2023 N 88а-19618/2023 (УИД 12RS0016-01-2022-000824-67)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об оспаривании предписания о возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что по результатам проведенной проверки выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в котором отражены нарушения, истец не согласен с предписанием.
Решение: Удовлетворено в части.

Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2023 N 88а-19618/2023 (УИД 12RS0016-01-2022-000824-67)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об оспаривании предписания о возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что по результатам проведенной проверки выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в котором отражены нарушения, истец не согласен с предписанием.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2023 г. N 88а-19618/2023
12RS0016-01-2022-000824-67
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.,
судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 11 июля 2023 года кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл (далее - ГУ МЧС по Республике Марий Эл) на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Республики Марий Эл от 4 мая 2023 года по административному делу N 2а-1-668/2022 по административному исковому заявлению Озеркинской сельской администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл (далее - Администрация) об оспаривании предписания ГУ МЧС по Республике Марий Эл от 30 мая 2022 года N 32/1/1 о возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
в ходе проверки на предмет соблюдения административным истцом обязательных требований пожарной безопасности в населенных пунктах Озеркинского сельского поселения выявлены нарушения обязательных требований, которые отражены в акте от 30 мая 2022 года N 32 (л.д. 171-173, том 1), и выразились:
- в отсутствии вокруг населенных пунктов (д. Озерки, д. Апаево, с. Коротни, д. Ахперка, д. Еникеево, д. Красное Иваново, д. Игнашкино, д. Работник, п. Три Рутки, п. Шары) противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров, создание которых предусмотрено пунктом 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима) (пункты 1, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15 акта проверки);
- в отсутствии в д. Озерки по направлению движения к источникам противопожарного водоснабжения указателей со светоотражающей поверхностью либо световых указателей, подключенных к сети электроснабжения и включенных в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения в нарушение пункта 48 Правил противопожарного режима (пункт 2 акта проверки);
- в отсутствии условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах с. Коротни, п. Три Рутки в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и пункта 75 Правил противопожарного режима (пункты 6 и 14 акта проверки);
- в несоответствии в расположенных в д. Озерки, д. Еникеево в пожарных гидрантах показателей водоотдачи сети показателям, установленным в таблице 1 Свода правил 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России N 225 от 30 марта 2020 года (далее Свод правил 8.13130) (пункты 3, 9 акта проверки).
По результатам проведенной проверки в адрес Озеркинской сельской администрации инспектором ОНД и ПР Горномарийского муниципального района и городского округа "Город Козьмодемьянск" УНД и ПР ГУ МЧС по Республике Марий Эл Н. 30 мая 2022 года выдано предписание N 32/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в котором отражены нарушения, изложенные в 15 пунктах аналогично пунктам акта проверки (л.д. 174-176, том 1).
Не согласившись с предписанием от 30 мая 2022 года, Администрация оспорила его в судебном порядке.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 3 ноября 2022 года заявленные требования удовлетворены частично, признаны незаконными пункты 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15 предписания от 30 мая 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Республики Марий Эл от 4 мая 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части признания незаконными пунктов 1, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15 предписания от 30 мая 2022 года с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ МЧС по Республике Марий Эл просит об отмене судебных актов в части признания незаконными пунктов 3, 9 оспариваемого предписания и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части. Приводит доводы о том, что на администрацию поселения федеральным законодательством возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения, в связи с чем передача водопроводных сетей населенных пунктов деревень Озерки и Еникеево в муниципальную собственность муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" не освобождает административного ответчика об обязанности по созданию условий для забора воды в целях пожаротушения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно пункту 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Кроме того, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
Как правильно установлено судами, нарушения изложенные в пунктах 3 и 9 предписания, выразились в том, что в пожарном гидранте, расположенном по адресу: <адрес>, показатели водоотдачи сети составляют менее 10 л/с (по факту 8,17 л/с, 5,77 л/с, 4,91 л/с); в пожарном гидранте по адресу: <адрес>, показатели водоотдачи сети составляют менее 5 л/с (по факту 0,53 л/с, 057 л/с, 0,83 л/с).
Несоответствие установленным требованиям показателей водоотдачи сетей в населенных пунктах Озерки и Еникеево Озеркинского сельского поселения административным истцом не оспаривается и подтверждается протоколами испытаний ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Марий Эл" N 56 и N 57 от 27 мая 2022 года (л.д. 179-181 т. 1).
Вместе с тем, судами установлено, что решением Собрания депутатов Озеркинского сельского поселения от 15 мая 2018 года N 174 в муниципальную собственность муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" передано муниципальное имущество, находящееся в собственности муниципального образования "Озеркинское сельское поселение", в том числе водоснабжение д. Озерки протяженностью 7458 м, водопроводная сеть д. Озерки (3 скважины, 3 башни, 76 колонок) протяженностью 32400 м, водопроводная сеть д. Еникеево (1 скважина, 1 башня, 16 колонок) протяженностью 3000 м (л.д. 8-9 т. 1).
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт передачи водопроводных сетей, к которым присоединены пожарные гидранты в д. Озерки и д. Еникеево в муниципальную собственность муниципального образования "Горномарийский муниципальный район", пришли к правильному выводу о незаконности пунктов 3, 9 предписания, поскольку содержащиеся в данных пунктах требования не могут быть исполнены административным истцом ввиду отсутствия в муниципальной собственности муниципального образования "Озеркинское сельское поселение" водопроводных сетей, в связи с чем пришли к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки утверждению в кассационной жалобе, факт передачи в 2018 году водопроводных сетей в муниципальную собственность муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" еще не свидетельствует об уклонении административного истца от выполнения обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, предусмотренных статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с частью 2 статьи 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений) в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации пояснил, что выполнение первичных мер пожарной безопасности предполагает не только наличие пожарных гидрантов, но и содержание естественных водоемов в населенных пунктов в надлежащем состоянии для забора воды, что выполняется органом местного самоуправления поселения.
Названные выше обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты.
В целом доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебных инстанций по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Республики Марий Эл от 4 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 25 сентября 2023 года.