Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2023 N 88а-19618/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 04.05.2023 по делу N 33а-750/2023 (УИД 12RS0016-01-2022-000824-67)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об оспаривании предписания о возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что по результатам проведенной проверки выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в котором отражены нарушения, истец не согласен с предписанием.
Решение: Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 04.05.2023 по делу N 33а-750/2023 (УИД 12RS0016-01-2022-000824-67)
Категория спора: Защита прав и свобод.
Требования: Об оспаривании предписания о возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что по результатам проведенной проверки выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в котором отражены нарушения, истец не согласен с предписанием.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 мая 2023 г. по делу N 33а-750/2023
Судья Кидимов А.М.
УИД 12RS0016-01-2022-000824-67
Дело N 2а-1-668/2022
УИД 12RS0016-01-2022-000824-67
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Салиховой Э.И.,
судей Смирнова Н.Н. и Орловой С.Г.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Озеркинской сельской администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл, инспектору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Горномарийского муниципального района и городского округа "Город Козьмодемьянск" Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл Н. о признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 3 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Орловой С.Г., судебная коллегия
установила:
Озеркинская сельская администрация Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом дополнений просила признать незаконным и отменить предписание инспектора Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Горномарийского муниципального района и городского округа "Город Козьмодемьянск" Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл (далее ОНД и ПР Горномарийского муниципального района и городского округа "Город Козьмодемьянск" УНД и ПР ГУ МЧС по Республике Марий Эл) Н. от 30 мая 2022 года <N> об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемое предписание со сроком исполнения до 4 июля 2022 года направлено на устранение Озеркинской сельской администрацией нарушений в сфере обеспечения первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах сельского поселения. Выявленные нарушения согласно предписанию выразились: в отсутствии вокруг населенных пунктов сельского поселения противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров; в отсутствии источников наружного противопожарного водоснабжения и условий для забора в любое время года воды из таких источников, расположенных в населенных пунктах Коротни, Три Рутки; в отсутствии в населенном пункте Озерки по направлению движения к источникам противопожарного водоснабжения указателей со светоотражающей поверхностью либо световых указателей, подключенных к сети электроснабжения и включенных в ночное время или постоянно, с цифрами расстояния до их месторасположения; в несоответствии в пожарных гидрантах, расположенных в населенных пунктах Озерки и Еникеево, показателей водоотдачи сети показателям, установленным Сводом правил 8.13130.2020.
Административный истец полагает, что предписание вынесено в отношении ненадлежащего субъекта. Создание противопожарных минерализованных полос не является первичной мерой пожарной безопасности, а кроме того не относится к полномочиям сельского поселения, так как границы населенных пунктов Озеркинского сельского поселения не установлены. Заказчиком по договору на выполнение работ по устройству в 2022 году противопожарных минерализованных полос от 29 апреля 2022 года являлась администрация Горномарийского муниципального района. Кроме того, решением Собрания депутатов Озеркинского сельского поселения N 174 от 15 мая 2018 года водоснабжение, водопроводные сети населенных пунктов Озерки, Еникеево переданы в муниципальную собственность муниципального образования "Горномарийский муниципальный район". В связи с этим требования предписания о приведении в соответствии с действующими нормами показателей водоотдачи в пожарных гидрантах, оборудования источников наружного противопожарного водоснабжения, а также создания противопожарных минерализованных полос должны быть предъявлены администрации муниципального образования "Горномарийский муниципальный район".
По мнению административного истца, к спорным правоотношениям требования пункта 63 Правил противопожарного режима N 1479 не применимы, так как касаются случаев выжигания сухой травянистой растительности на земельных участках в населенных пунктах. Кроме того, требования о создании противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров повлекут за собой обязанность по вырубке лесных насаждений по всему периметру населенных пунктов, тогда как ни Озеркинская сельская администрация, ни Горномарийский муниципальный район собственниками лесных участков, прилегающих к Озеркинскому сельскому поселению, не являются. На лесных территориях, прилегающих к сельскому поселению действует филиал ГКУ Республики Марий Эл "Западное межрайонное управление лесами". Учитывая, что все населенные пункты, входящие в состав Озеркинского сельского поселения, являются территориями, прилегающими к лесу, должны применяться положения пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614, согласно которым находящаяся во владении, пользовании, распоряжении органа местного самоуправления территория, прилегающая к лесу, отделяется противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 3 ноября 2022 года административное исковое заявление Озеркинской сельской администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл удовлетворено частично, признаны незаконными пункты 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15 предписания инспектора ОНД и ПР Горномарийского муниципального района и городского округа "Город Козьмодемьянск" УНД и ПР ГУ МЧС по Республике Марий Эл от 30 мая 2022 года N 32/1/1 о возложении на Озеркинскую сельскую администрацию обязанностей по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Главное управление МЧС по Республике Марий Эл просит решение суда первой инстанции отменить в части признания незаконными пунктов 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15 предписания от 30 мая 2022 года <N>.
В обоснование доводов жалобы указано, что пункт 63 Правил противопожарного режима N 1479 не предусматривает созданию вокруг населенных пунктов противопожарных минерализованных полос каких-либо альтернативных вариантов. Заключение администрацией Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл договора на выполнение работ по устройству минерализованных полос от 29 апреля 2022 года не свидетельствует об отсутствии полномочий административного истца на создание минерализованных полос вокруг населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения. Передача водопроводных сетей третьему лицу не освобождает административного истца от соблюдения требований пожарной безопасности, поскольку организация и проведение первичных мер пожарной безопасности, к которым относятся, в том числе обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, находящихся в компетенции органов местного самоуправления, является расходным обязательством муниципального образования.
В возражениях на апелляционную жалобу Озеркинская сельская администрация Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл приводит доводы в поддержку решения суда.
Административный ответчик инспектор ОНД и ПР Горномарийского муниципального района и городского округа "Город Козьмодемьянск" УНД и ПР ГУ МЧС по Республике Марий Эл Н., представитель заинтересованного лица администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав представителя административного ответчика Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителей административного истца Озеркинской сельской администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл Б., С., просивших оставить решение суда без изменения, представителей заинтересованного лица МУП "Горномарийский" И.А., И.Э., поддержавших позицию представителя административного ответчика относительно законности пунктов 3 и 9 оспариваемого предписания, изучив доводы апелляционной жалобы, материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Как установлено частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 63 Федерального закона 123-ФЗ (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
В силу пункта 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Из содержания статей 10 и 19 Федерального закона N 69-ФЗ следует, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно пункту 9 статьи 3 Устава Озеркинского сельского поселения Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл, утвержденного решением Собрания депутатов Озеркинского сельского поселения от 14 августа 2019 года N 208, к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (л.д. 197-199 т. 1).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника ОНД и ПР Горномарийского муниципального района и городского округа "Город Козьмодемьянск" УНД и ПР ГУ МЧС по Республике Марий Эл N 32 от 6 мая 2022 года инспектором названного отдела Н. в период с 26 по 30 мая 2022 года проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения административным истцом обязательных требований пожарной безопасности в населенных пунктах Озеркинского сельского поселения, включенных в Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, расположенных на территории Республики Марий Эл, на 2022 год, утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 марта 2022 года N 117 (л.д. 169-170 т. 1).
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований, которые отражены в акте от 30 мая 2022 года N 32 (л.д. 171-173 т. 1), и выразились:
в отсутствии вокруг населенных пунктов (д. Озерки, д. Апаево, с. Коротни, д. Ахперка, д. Еникеево, д. Красное Иваново, д. Игнашкино, д. Работник, п. Три Рутки, п. Шары) противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров, создание которых предусмотрено пунктом 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима) (пункты 1, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12. 13, 15 акта проверки);
в отсутствии в д. Озерки по направлению движения к источникам противопожарного водоснабжения указателей со светоотражающей поверхностью либо световых указателей, подключенных к сети электроснабжения и включенных в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения в нарушение пункта 48 Правил противопожарного режима (пункт 2 акта проверки);
в отсутствии условий для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах с. Коротни, п. Три Рутки в нарушение статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и пункта 75 Правил противопожарного режима (пункты 6 и 14 акта проверки);
в несоответствии в расположенных в д. Озерки, д. Еникеево в пожарных гидрантах показателей водоотдачи сети показателям, установленным в таблице 1 Свода правил 8.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России N 225 от 30 марта 2020 года (далее Свод правил 8.13130) (пункты 3, 9 акта проверки).
По результатам проведенной проверки Озеркинской сельской администрации инспектором ОНД и ПР Горномарийского муниципального района и городского округа "Город Козьмодемьянск" УНД и ПР ГУ МЧС по Республике Марий Эл Н. 30 мая 2022 года выдано предписание <N> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. В предписании отражены вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в 15 пунктах аналогично пунктам акта проверки. Срок устранения выявленных нарушений установлен до 4 июля 2022 года. Предписание получено главой Озеркинской сельской администрации Б. 30 мая 2022 года (л.д. 174-176 т. 1).
Административный истец считает предписание незаконным, указывает на то, что оно выдано ненадлежащему субъекту, а также является неисполнимым.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов, согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 69, относится в числе прочего создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
В силу положений статьи 63 Федерального закона N 123-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, к первичным мерам пожарной безопасности относится, в том числе, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
В соответствии со статьей 62 Федерального закона N 123-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 Федерального закона N 123-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (часть 2). Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3).
В соответствии с пунктом 48 Правил противопожарного режима (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Согласно пункту 75 Правил противопожарного режима (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Вопреки вышеуказанным нормативам административным истцом на дату выдачи оспариваемого предписания в населенных пунктах Озеркинского сельского поселения Коротни и Три Рутки у естественных водоисточников не были устроены площадки с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды; в населенном пункте Озерки направление движения к источнику противопожарного водоснабжения не было обозначено указателями, предусмотренными пунктом 48 Правил противопожарного режима.
Как следует из пояснений представителей административного истца и материалов дела, указанные нарушения требований пожарной безопасности после выдачи оспариваемого предписания устранены на дату 5 июля 2022 года административным истцом (л.д. 108-109 т. 1).
С учетом изложенных норм и установленных по делу обстоятельств выводы суда первой инстанции о законности пунктов 2, 6 и 14 оспариваемого предписания являются правильными.
Удовлетворяя требования административного истца в части признания незаконными пунктов 3 и 9 предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, выразившихся в несоответствии в расположенных в населенных пунктах сельского поселения Озерки, Еникеево в пожарных гидрантах показателей водоотдачи сети показателям, установленным в таблице 1 Свода правил 8.13130.2020, суд первой инстанции исходил из того, что предписание в указанной части адресованы ненадлежащему субъекту.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия также соглашается по следующим основаниям.
Свод правил 8.13130.2020 устанавливает требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов (пункт 1.1).
Установленные настоящим сводом правил требования пожарной безопасности должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте систем противопожарного водоснабжения населенных пунктов и производственных объектов, а также пожарных резервуаров и водоемов (пункт 1.2).
Согласно пункту 3.9 Свода правил 8.13130.2020 пожарный гидрант это устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.
В соответствии с пунктом 5.1 Свода правил 8.13130.2020 для расчета магистральных (расчетных кольцевых) линий водопроводной сети населенного пункта расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) и количество одновременных пожаров следует принимать по таблице 1. При этом принятое значение расхода воды на наружное пожаротушение должно быть не менее расхода воды для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети населенного пункта.
В таблице 1 указано, что в населенном пункте с числом жителей не более одной тысячи человек при застройке зданиями высотой не более 2 этажей расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте на 1 пожар составляет 5 л/с; в населенном пункте с числом жителей более одной тысячи но не более пяти тысяч человек при застройке зданиями высотой не более 2 этажей, а также зданиями высотой 3 этажа и более расход воды на наружное пожаротушение в населенном пункте на 1 пожар составляет 10 л/с.
Как отмечено выше, нарушения изложенные в пунктах 3 и 9 предписания, выразились в том, что в пожарном гидранте, расположенном по <адрес> показатели водоотдачи сети составляют менее 10 л/с (по факту 8,17 л/с, 5,77 л/с, 4,91 л/с); в пожарном гидранте по <адрес>, показатели водоотдачи сети составляют менее 5 л/с (по факту 0,53 л/с, 057 л/с, 0,83 л/с).
Несоответствие установленным требованиям показателей водоотдачи сетей в населенных пунктах Озерки и Еникеево Озеркинского сельского поселения административным истцом не оспаривается и подтверждается протоколами испытаний ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Республике Марий Эл" N 56 и N 57 от 27 мая 2022 года (л.д. 179-181 т. 1).
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства установлено, что решением Собрания депутатов Озеркинского сельского поселения от 15 мая 2018 года N 174 в муниципальную собственность муниципального образования "Горномарийский муниципальный район" передано муниципальное имущество, находящееся в собственности муниципального образования "Озеркинское сельское поселение", в том числе водоснабжение д. Озерки протяженностью 7458 м, водопроводная сеть д. Озерки (3 скважины, 3 башни, 76 колонок) протяженностью 32400 м, водопроводная сеть д. Еникеево (1 скважина, 1 башня, 16 колонок) протяженностью 3000 м (л.д. 8-9 т. 1).
Указанное имущество муниципального образования "Горномарийский муниципальный район", расположенное на территории Озеркинского сельского поселения, постановлением администрации Горномарийского муниципального района от 6 ноября 2018 года N 492 передано на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию "Горномарийский" (далее МУП "Горномарийский") для осуществления уставной деятельности. МУП "Горномарийский" рекомендовано обеспечить государственную регистрацию права хозяйственного ведения указанного имущества (л.д. 113 т. 1).
МУП "Горномарийский", созданное на основании постановления главы администрации Горномарийского муниципального района от 26 сентября 2018 года N 446, является ресурсоснабжающей организацией, основным видом деятельности которой является забор, очистка и распределение воды.
Из содержания письма МУП "Горномарийский" от 6 июля 2022 года N 207, адресованного главе администрации Озеркинского сельского поселения, следует, что системы холодного водоснабжения деревень Еникеево и Озерки находятся на обслуживании предприятия с 2019 года. Уменьшение водоотдачи пожарными гидрантами в этих населенных пунктах связано с изношенностью труб системы холодного водоснабжения, а также водонапорной башни в д. Еникеево, длительного срока эксплуатации трубопровода. Для выполнения требований пожарной безопасности в соответствии со Сводом правил 8.13130 необходимо строительство новой системы водоснабжения (л.д. 110-111 т. 1).
Из представленных материалов и пояснений представителей сторон следует, что несоответствие показателей водоотдачи водопроводных сетей в населенных пунктах Озерки и Еникеево установленным требованиям пожарной безопасности связано с изношенностью этих водопроводных сетей. Функционирование пожарных гидрантов отдельно от водопроводной сети без обеспечения подачи воды невозможно.
Из смысла вышеприведенных правовых норм следует, что при установке (присоединении) пожарных гидрантов на водопроводных сетях наряду с обеспечением потребителей коммунальной инфраструктуры качественным водоснабжением, назначением водопроводных сетей охватывается, в том числе необходимость бесперебойной подачи водных ресурсов для обеспечения противопожарной безопасности муниципального образования.
Учитывая, что водопроводные сети населенных пунктов Озерки и Еникеево переданы Озеркинским сельским поселением в муниципальную собственность муниципального образования "Горномарийский муниципальный район", которое в свою очередь передало их на праве хозяйственного ведения МУП "Горномарийский" для осуществления уставной деятельности, требования оспариваемого предписания об устранении нарушении пожарной безопасности, изложенные в пунктах 3 и 9, предъявлены не надлежащему субъекту. Следовательно в данной части предписание нельзя признать законным.
Вместе с тем, с выводами суда первой инстанции о признании незаконным предписания в части возложения на Озеркинскую сельскую администрацию обязанности создания вокруг населенных пунктов д. Озерки, д. Апаево, с. Коротни, д. Ахперка, д. Еникеево, д. Красное Иваново, д. Игнашкино, д. Работник, п. Три Рутки, п. Шары противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров согласиться нельзя.
Согласно части 2 статьи 69 Федерального закона N 123-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
Пунктом 1 статьи 59 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться, в том числе устройством противопожарных преград.
В силу пункта 7 части 1 статьи 37 Федерального закона N 123-ФЗ к противопожарным преградам относятся противопожарные минерализованные полосы.
Определение "минерализованной полосы" содержится в пункте 3.1.1 Свода правил пожарной безопасности "Инфраструктура железнодорожного транспорта. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 804. Из указанной нормы следует, что минерализованной полосой считается искусственно созданная полоса на поверхности земли, очищенная от горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы.
Пунктом 63 Правил противопожарного режима (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (абзац 7).
Оспариваемым предписанием на административного истца возложена обязанность по исполнению абзаца седьмого пункта 63 Правил противопожарного режима.
Указанное требование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2022 года N 1885 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации", действующей с 1 марта 2023 года, изложено в пункте 70 Правил противопожарного режима.
Удовлетворяя требования административного истца о признании незаконными пунктов 1, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15 предписания, суд исходил из положений пункта 7.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 131-ФЗ, отсутствия установленных границ населенных пунктов сельского поселения, наличия договора на выполнение работ по устройству противопожарных минерализованных полос в период весенне-летнего пожароопасного сезона 2022 года от 29 апреля 2022 года, заказчиком по которому являлась администрация Горномарийского муниципального района, и пришел к выводу о том, что обязанность по созданию противопожарных минерализованных полос вокруг населенных пунктов Озеркинского сельского поселения следовало возложить на администрацию Горномарийского муниципального района.
Судебная коллегия данный вывод суда первой инстанции считает ошибочным.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Однако в силу вышеизложенных нормативных предписаний минерализованные полосы создаются вокруг населенных пунктов, а не за их границами. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения относится к полномочиям сельского поселения, лицом ответственном за обеспечение пожарной безопасности на территории сельского поселения является орган местного самоуправления, пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органами местного самоуправления.
Вопреки доводам представителей административного истца границы населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения, определены, что следует из Устава Озеркинского сельского поселения (статья 1), Правил землепользования и застройки в муниципальном образовании "Озеркинское сельское поселение" Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл (л.д. 114-123, 197-199 т. 1).
Заключение администрацией Горномарийского муниципального района с ООО "Клен" 29 апреля 2022 года договора на выполнение работ по устройству противопожарных минерализованных полос в период весенне-летнего пожароопасного сезона 2022 года не свидетельствует об отсутствии у Озеркинской сельской администрации соответствующей обязанности и незаконности выданного предписания.
Доводы административного истца об отсутствии возможности устройства минерализованных полос шириной 10 метров из-за непосредственного примыкания земель лесного фонда к землям населенных пунктов подлежит отклонению.
Административным истцом в материалы дела представлены комиссионные акты обследования земельных участков населенных пунктов, находящихся в частной собственности, граничащих, в том числе с землями лесного фонда, которыми зафиксирована невозможность устройства полос шириной 10 метров (л.д. 137-152 т. 1).
Однако действующее законодательство не содержит норм, исключающих обязанность создания противопожарных минерализованных полос при непосредственном примыкании земель лесного фонда к землям населенного пункта или при захождении земель лесных насаждений на территорию населенного пункта.
Требование Правил противопожарного режима о создании (обновлении) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров не предусматривает созданию вокруг населенных пунктов противопожарных минерализованных полос каких-либо альтернативных способов защиты населенного пункта от возможного пожара. Следовательно требование предписания о создании таких полос вокруг населенных пунктов сельского поселения нельзя признать незаконным.
Доводы представителей административного истца о том, что создание противопожарных минерализованных полос не является первичной мерой пожарной безопасности и в отношении населенных пунктов сельского поселения подлежат применению правила о ширине противопожарных минерализованных полос, установленные пунктами 70 Правил противопожарного режима и пункта 10 Правил пожарной безопасности в лесах, основаны на неверном толковании норм права.
Предусмотренные пунктом 70 Правил противопожарного режима (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) и пунктом 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614, правила об отделении леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра и 1,4 метра касаются лишь территорий, прилегающих к лесу, и только в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова, а не населенных пунктов.
Положения, содержащиеся в Правилах противопожарного режима, носят технический характер, следовательно, выполняя требования данных Правил, орган местного самоуправления решает вопросы технического обеспечения пожарной безопасности населенного пункта, выполняет первичные меры пожарной безопасности. Абзацем пятым статьи 21 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны реализовывать меры пожарной безопасности, направленные на защиту населенных пунктов от пожаров, разработанные и утвержденные в установленном порядке, независимо от конкретизации данных требований по субъекту, который обязан их выполнять.
Согласно части 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В связи с тем, что выводы суда, изложенные в решении и послужившие основанием для удовлетворения иска в части признания незаконными пунктов 1, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15 предписания от 30 мая 2022 года <N>, сделаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, решение в указанной части в силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в этой части.
В остальной части решение суда первой инстанции судебная коллегия находит верным и не подлежащим по доводам апелляционной жалобы отмене.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 3 ноября 2022 года отменить в части удовлетворения требований Озеркинской сельской администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконными пунктов 1, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15 предписания инспектора ОНД и ПР Горномарийского муниципального района и городского округа "Город Козьмодемьянск" УНД и ПР ГУ МЧС по Республике Марий Эл Н. от 30 мая 2022 года <N>.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Озеркинской сельской администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконными пунктов 1, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15 предписания инспектора ОНД и ПР Горномарийского муниципального района и городского округа "Город Козьмодемьянск" УНД и ПР ГУ МЧС по Республике Марий Эл Н. от 30 мая 2022 года <N> отказать.
В остальной части решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 3 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий
Э.И.САЛИХОВА
Судьи
Н.Н.СМИРНОВ
С.Г.ОРЛОВА