Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.08.2023 N 88а-16638/2023 (УИД 16RS0050-01-2022-008530-73)
Категория: 1) Защита прав и свобод; 2) Споры с органами ФСИН России.
Требования: Об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Административный истец ссылается на факт нарушений условий содержания осужденных в исправительной колонии в части несоблюдения требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.


Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.08.2023 N 88а-16638/2023 (УИД 16RS0050-01-2022-008530-73)
Категория: 1) Защита прав и свобод; 2) Споры с органами ФСИН России.
Требования: Об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Административный истец ссылается на факт нарушений условий содержания осужденных в исправительной колонии в части несоблюдения требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2023 г. N 88а-16638/2023
Дело N 2-4843/2022
16RS0050-01-2022-008530-73
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А.,
судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданные 2 и 9 июня 2023 года кассационные жалобы федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан" (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан), Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан (далее - УФСИН России по Республике Татарстан), Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 26 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2023 года по административному делу N 2-4843/2022 по административному исковому заявлению Казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан, УФСИН России по Республике Татарстан об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В., объяснения представителей административных ответчиков С. и Х., поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н., судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Казанский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 26 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично.
На ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан возложены следующие обязанности:
- в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности и оборудовать в жилых отрядах N 1, 4, 7, 8, 14, 15, в комнате краткосрочных и длительных свиданий, в медицинской части, в доме молитвы, помещении пекарни и макаронного цеха, отделе режима 2 этажа, КПП, отделе безопасности 1 этажа, тренажерном зале, гаражном помещении, вещевого склада здания охраны, швейного цеха, столярного цеха, раздевалки литейного цеха, производственно-диспетчерского отдела ЦТАО ИК-2, систему автоматической пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре за счет средств федерального бюджета, а в случае недостаточности материальных средств, за счет средств Российской Федерации, выделяемых ФСИН России в лице УФСИН России по Республике Татарстан;
- в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности и разделить здания и помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (прачечная, баня-бельевой склад на 1 этаже, кладовая на 2 этаже, склад швейной мастерской, больница для осужденных - архив, материальная комната на 1-ом этаже, комната длительных свиданий - помещения КДС, санчасть, клуб - архив на 2-ом этаже, швейный цех-склад готовой продукции, материальный склад, инструментальный цех - склад, средняя общеобразовательная школа - книгохранилище) за счет средств федерального бюджета, а в случае недостаточности материальных средств, за счет средств Российской Федерации, выделяемых ФСИН России в лице УФСИН России по Республике Татарстан;
- в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности и провести огнезащитную обработку (пропитку) деревянных конструкций чердачного помещения общежития за счет средств федерального бюджета, а в случае недостаточности материальных средств, за счет средств Российской Федерации, выделяемых ФСИН России, в лице УФСИН России по Республике Татарстан.
В кассационных жалобах административные ответчики просят об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. Приводят доводы о незаконном возложении на ФСИН России и УФСИН России по Республике Татарстан обязанности по финансированию противопожарных мероприятий, а также частичном устранении нарушений пожарной безопасности в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан, в связи с чем правовых оснований для принятия решения в вышеприведенной формулировке у судебных инстанций не имелось.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены обязанности руководителей организаций в области пожарной безопасности, согласно которой руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт нарушений условий содержания осужденных в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан в части несоблюдения требований пожарной безопасности, пришли к правильному выводу о допущенном административным ответчиком бездействии и наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки утверждению в кассационной жалобе, резолютивная часть решения суда первой инстанции не содержит выводов о возложении обязанности на ФСИН России в лице УФСИН России по Республике Татарстан по финансированию противопожарных мероприятий, в связи с чем в указанной части доводы жалобы подлежат отклонению.
Аргументы жалобы о частичном устранении административным ответчиком нарушений требований пожарной безопасности не опровергает правильность выводов судебных инстанций, в связи с чем отмену судебных постановлений не влекут.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 26 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 14 августа 2023 года.