Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.06.2023 N 88-5394/2023 по делу N 2-299/2022 (УИД 05RS0035-01-2022-001897-90)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Заявителю отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия документального подтверждения льготного стажа требуемой продолжительности по сведениям ИЛС (25 лет льготного стажа). В документах, предоставленных для назначения, со сведениями ИЛС имеются расхождения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.06.2023 N 88-5394/2023 по делу N 2-299/2022 (УИД 05RS0035-01-2022-001897-90)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Заявителю отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия документального подтверждения льготного стажа требуемой продолжительности по сведениям ИЛС (25 лет льготного стажа). В документах, предоставленных для назначения, со сведениями ИЛС имеются расхождения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2023 г. N 88-5394/2023
Дело N 2-299/2022
УИД 05RS0035-01-2022-001897-90
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Козлова О.А.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Южно-Сухокумска в интересах Р. к ГУ ОПФР по Республике Дагестан, клиентской службе ОПФР по Республике Дагестан в г. Южно-Сухокумск о признании отказа в установлении досрочной пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии с момента подачи заявления,
по кассационной жалобе Р. на апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 27 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф., выслушав Р. и его представителя адвоката Саркисяна А.Р., действующего на основании ордера и доверенности, поддержавших доводы кассационной жалобы; возражения участвующего в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи представителя ГУ ОПФР по <адрес> ФИО6, действующего на основании доверенности, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В., полагавшего судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ ОПФР по <адрес>, клиентской службе ОПФР по <адрес> в <адрес> о признании отказа в установлении досрочной пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначении пенсии с момента подачи заявления.
Решением Ногайского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. Суд признал отказ Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по <адрес> в установлении досрочной пенсии по старости ФИО1 незаконным. Обязал Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по <адрес> включить периоды работы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в системе Государственной противопожарной службы МВД РД в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, - незаконным. Возложил на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по <адрес> обязанность назначить и выплачивать ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости с момента его обращения за установлением пенсии по старости, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания, изучив материалы данного гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно
части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что по настоящему делу такие нарушения судом апелляционной инстанции с учетом доводов кассационной жалобы не допущены.
Из материалов дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился в Клиентскую службу ОПФР по РД в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФР в г. Ю-Сухокумске от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия документального подтверждения льготного стажа требуемой продолжительности по сведениям ИЛС (25 лет льготного стажа). В документах, предоставленных для назначения, со сведениями ИЛС имеются расхождения.
После корректировки сведений ИЛС ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ повторно обратился в Клиентскую службу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением ГУ УПФР в г. Ю-Сухокумске от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти.
Согласно данному решению пенсионного органа в стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, не могут быть включены периоды до 01.01.2010 г., так как Пожарная часть находилась в подчинении МВД РД, а право предоставляется федеральным органам исполнительной власти (не органам субъектов РФ).
По представленным документам усматривается работа в период с 16.11.1992 г. по 31.12.2001 г. в системе Государственной противопожарной службы (<адрес>) ПЧ, то есть не усматривается, что до 01.01.2002 г. ПЧ входила в состав МВД России (а не МВД РД). Согласно справки ГУ министерства РФ по делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по РД от 20.02.2020 г. все ПЧ на территории РД входили в состав управления ГПС МВД по РД. Только с 01.01.2010 г. приказом N от 14.12.2009 г. переименовано в ГУ - ЦУКС МЧС России по <адрес>.
Как следует из трудовой книжки АТ-IV N, ФИО1, <...> г. рождения, в период с 16.11.1992 г. по 01.01.2002 г. работал пожарным в пожарной части УГПС МВД РД (л.д. 20-21). С 01.01.2002 г. переведен в ПЧ 17 МЧС РФ по РД, основание Указ Президента РФ N от ДД.ММ.ГГГГ; 01.07.2007 г. переведен командиром отделения ПЧ-26 отряда ГПС МЧС России по РД, который 01.01.2009 г. реорганизован в ЦУС ФПС по РД, основание: приказ МЧС России N от 31.10.2008 г., 01.01.2009 г. переведен командиром отделения ПЧ 26 ЦУС ФПС по РД; 01.01.2010 г. переведен командиром отделения ПЧ26 ГУ ЦУКС МЧС России по РД; с 01.11.2010 г. принят переводом командиром отделения пожарной части N ГУ Отряд ФПС по <адрес> в связи с оргштатными изменениями.
Удовлетворяя исковые требования прокурора о признании незаконным отказа ГУ-ОПФР по РД во включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы ФИО1 в качестве пожарника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в системе государственной противопожарной службы МВД РФ в Южно-Сухокумской ПЧ, суд первой инстанции исходил из того, что ПЧ входила в состав МВД РД, которое является подразделением МВД РФ, а потому указанный период должен быть включен в льготный стаж.
С данным выводом суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" имеют лица, которые проработали не менее 25 лет на должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Работа в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не может рассматриваться для определения права на досрочную страховую пенсию, так как деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъекта Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условий ее назначения входит в компетенцию законодателя, суд не обладает такими полномочиями. Кроме того, установление именно для работников государственной противопожарной службы права на досрочное назначение пенсии по старости обусловлено также видом выполняемых ими функций, характером и условиями деятельности, а также повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой по сравнению с работниками ведомственных пожарных частей.
Установив, что в спорные периоды ФИО1 работником Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти не являлся, а периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в системе Государственной противопожарной службы МВД Республики Дагестан и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Республиканской государственной службе по обеспечению мероприятий гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Дагестан рассматриваются как работа в противопожарной службе субъекта Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения указанных периодов работы в специальный страховой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорные периоды подлежат включению в страховой стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N ФЗ "О страховых пенсиях" основаны на неверном толковании заявителем норм материального права.
Согласно пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Аналогичный порядок назначения пенсий был предусмотрен
пунктом 18 части 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N ФЗ "О пожарной безопасности", право на досрочное назначение пенсии по старости возникает у работников Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N был утвержден Список должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым были поименованы водители (шофер) автомобиля (пожарного).
На основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный
закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 г. N, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ
(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. N (пункт 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 г. N (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Учитывая вышеизложенное, в рамках
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N-О-О от ДД.ММ.ГГГГ, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2009 г. N В09-2, от 16.05.2014 г. N КГ14-1, от 16.10.2017 г. N-КГ17-17.
Поскольку в спорные периоды истец работал в противопожарной службе субъекта РФ (Республики Дагестан), которая не входила в федеральную противопожарную службу, данные периоды работы истца в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не подлежат включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N
ФЗ "О страховых пенсиях".
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель кассационной жалобы, были предметом исследования судов, получили надлежащую правовую оценку и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о существенном нарушении норм материального или процессуального права, а сводятся к их иному толкованию и направлены на переоценку собранных по делу доказательств.
При изложенных обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь
статьями 379.7,
390,
390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное
определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 27 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.В.КАМЫШОВА
Судьи
О.А.КОЗЛОВ
Г.Ф.КОРНИЕНКО