Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 08.06.2023 N 88-5394/2023 данное определение оставлено без изменения.
Название документа
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 27.12.2022 по делу N 33-7980/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Заявителю отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия документального подтверждения льготного стажа требуемой продолжительности по сведениям ИЛС (25 лет льготного стажа). В документах, предоставленных для назначения, со сведениями ИЛС имеются расхождения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 27.12.2022 по делу N 33-7980/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Заявителю отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия документального подтверждения льготного стажа требуемой продолжительности по сведениям ИЛС (25 лет льготного стажа). В документах, предоставленных для назначения, со сведениями ИЛС имеются расхождения.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 декабря 2022 г. по делу N 33-7980/2022
Судья ФИО2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Загирова Н.В.,
судей Алиевой Э.З. и Хавчаева Х.А.
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Южно-Сухокумска в интересах Р. к ГУ ОПФР по РД и Клиентской службе ОПФР по РД в г. Южно-Сухокумск о признании отказа в установлении досрочной пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначить ее с момента подачи заявления,
по апелляционной жалобе представителя ГУ ОПФР по РД А. на решение Ногайского районного суда РД от 2 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения представителя ГУ - ОПФР по РД А., просившего решение суда отменить, возражения прокурора Гаджимагомедова М.Г. и Р., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Южно-Сухокумска обратился в суд с иском в порядке
ст. 45 ГПК РФ к ГУ-ОПФР по РД и Клиентской службе ОПФР по РД в г. Южно-Сухокумск о признании незаконным отказа в установлении досрочной пенсии по старости Р., возложении обязанности включить периоды его с 16.11.1992 по 31.12.2001 в системе Государственной противопожарной службы МВД РД в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и назначении ее с момента обращения - с 10.11.2020.
В обоснование указал, что в прокуратуру г. Южно-Сухокумска поступило обращение Р. о незаконном отказе в назначении досрочной страховой пенсии, по которой проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения пенсионного законодательства.
Р. 10.11.2020 обратился в Клиентскую службу (на тот период в отдел ОПФР по РД в городе Южно- Сухокумске) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, которым 16.11.2020 принято отказное решение в связи с отсутствием необходимой продолжительности льготного стажа 25 лет по сведениям ИЛС. После корректировки сведений ИЛС Р. 22.04.2021 повторно обратился пенсионный орган, который 27.05.2021 вновь принял решение об отказе в связи с отсутствием 25 летнего стажа на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, что до 01.01.2002 ПЧ не входила в состав МВД России. Причиной принятия такого решения является неправильное применение нормы пенсионного законодательства и законодательства о пожарной безопасности.
Решением Ногайского районного суда РД от 2 августа 2022 г. постановлено:
"Исковые требования прокурора г. Южно-Сухокумск РД Мамадова С.С. удовлетворить.
Признать отказ Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда России по Республике Дагестан в установлении досрочной пенсии по старости Р. незаконным. Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда России по Республике Дагестан включить периоды работы Р. с 16.11.1992 по 31.12.2001 г.г. в системе Государственной противопожарной службы МВД РД в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, - незаконным. Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда России по Республике Дагестан назначить и выплачивать Р. досрочную страховую пенсию по старости с момента его обращения за установлением пенсии по старости, то есть с 10.11.2020 года".
В апелляционной жалобе представитель ГУ- ОПФР по РД А. просит отменить его, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что Р. в период с 1992 по 2001 г. работал в системе Государственной противопожарной службы (ПЧ г. Южно-Сухокумска). Данных о том, что данная ПЧ входила в данный период в состав МВД России (федерального органа исполнительной власти), не представлено, поэтому ему было отказано в назначении пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что Р. 10.11.2020 обратился в Клиентскую службу (на тот период в ОПФР по РД в г. Южно - Сухокумске) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. 16.11.2020 принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности льготного стажа 25 лет по сведениям ИЛС. После корректировки сведений ИЛС Р. 22.04.2021 повторно обратился в Клиентскую службу с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. По результатам его рассмотрения, 27.05.2021 принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти.
Удовлетворяя исковые требования прокурора о признании незаконным отказ ГУ-ОПФР по РД во включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы Р. в качестве пожарника с 16.11.1992 по 31.12.2001 в системе государственной противопожарной службе в Южно-Сухокумском ПЧ, суд исходил из того, что ПЧ входила в состав МВД РД, который является подразделением МВД РФ, а потому указанный период должен быть включен в льготный стаж.
С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм Федерального
закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно
подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет. если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из содержания данной нормы следует, что правом на досрочную трудовую пенсию обладают только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (
часть 3 статьи 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от <дата> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
(статья 8).
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно
подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 437.
В соответствии с положениями
статей 4 и
5 Федерального закона от <дата> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до <дата>, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
В соответствии с Федеральным
законом от <дата> N 211 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в
пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от <дата> N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с
подп. "о" п. 1 ст. 12 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от <дата>, действовавшим до <дата>, пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, как ранее действовавшим
Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от <дата>, Федеральным
законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от <дата>г., так и действующим в настоящее время Федеральным
законом от <дата> "О страховых пенсиях" включение периода работы в ведомственной пожарной охране в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не предусмотрено.
Из изложенного выше следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет на должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Судом при разрешении настоящего спора не учтено, что отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условий ее назначения входит в компетенцию законодателя, суд не обладает такими полномочиями. Кроме того, установление именно для работников Государственной противопожарной службы права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено также видом выполняемых ими функций, характером и условиями деятельности, а также повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой по сравнению с работниками ведомственных пожарных частей.
Таким образом, исходя из положений
подпункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работа в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не может рассматриваться для определения права на досрочную страховую пенсию, так как деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъекта Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения. На это указывал Конституционный Суд РФ в Определении от <дата> N-О-О.
Федеральным органом исполнительной власти уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющее управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На основании
Указа Президента Российской Федерации от <дата> N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в состав которой вошли входящие по состоянию на 01.10.2001 в систему Государственной противопожарной службы МВД России центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
Таким образом, работа в пожарных частях, на соответствующих должностях, входивших в состав МВД РД с указанного периода засчитывается в стаж на соответствующих видах работ.
Указом Государственного Совета РД от <дата> N Министерство по чрезвычайным ситуациям Дагестана с <дата> реорганизовано в Республиканскую государственную службу по обеспечению мероприятий гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности РД.
С <дата> в соответствии с договором Правительства РД и Главного управления МЧС России по РД от <дата> N "О создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы в РД" создано государственное учреждение "отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по РД".
Поэтому периоды с <дата> по <дата> в Республиканской государственной службе по обеспечению мероприятий гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности РД рассматриваются как работа в противопожарной службе субъекта Росиийской Федерации и также не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ для установления указанной досрочной страховой пенсии.
При указанных обстоятельствах ответчик правомерно отказал ФИО1 в установлении досрочной страховой пенсии по
подпункту 18 пункта 1 ст. 30 ФЗ N "О страховых пенсиях в РФ" в связи с отсутствие требуемой продолжительности стажа 25 лет на должности Государственной противопожарной службы Федерального органа исполнительной власти.
Ввиду изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора
Руководствуясь
ст. ст. 328 -
330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ногайского районного суда РД от <дата> отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> о признании отказа Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда России по Республике Дагестан в установлении досрочной пенсии по старости ФИО1, возложении обязанности включить периоды его работы с <дата>г. по <дата>г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии и назначении пенсии с <дата>, отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.