Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26.07.2022 по делу N 88-26513/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что во время службы в исполнительном органе привлекался к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.


Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26.07.2022 по делу N 88-26513/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что во время службы в исполнительном органе привлекался к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2022 г. по делу N 88-26513/2022
УИД 61RS0004-01-2021-012130-76
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Якубовской Е.В. и Губаревой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С. к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ростовской области о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ростовской области на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 05 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Ростовской области в котором просил взыскать с ответчика в его пользу задолженность по заработной плате за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2021 год в размере 16 396,22 руб., компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 февраля 2022 года исковые требования С. удовлетворены. Взысканы с ГУФСИН России по Ростовской области в пользу С. задолженность по заработной плате за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени, в выходные и праздничные дни за 2021 год в размере 16 396,22 руб., моральный вред 1000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 05 мая 2022 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУФСИН России по Ростовской области просит отменить указанные судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что поскольку привлечение сотрудников уголовно-исполнительной системы к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление компенсаций за использование служебных обязанностей в указанных выше условиях урегулированы нормами ст. 55 Федерального закона N 197-ФЗ от 19.07.2018 г., нормы трудового законодательства не применяются. Указывает, что исходя из прямого толкования п. 6 ст. 55 Федерального закона N 197-ФЗ от 19.07.2018 г., у работодателя нет обязанности выплачивать денежные компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни вместо предоставления дополнительных дней отдыха, так как в тексте употреблены слова "может быть", которые в русском языке имеют значение возможности, неуверенности, предположительности, выражают допущение, но не придают категоричности вопросу или действию. Обращает внимание, что рапорт истца на предоставление дополнительных дней или выплаты денежной компенсации до изменения законодательства и при прохождении службы не поступал.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В соответствии с частью 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным данным кодексом, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 Кодекса.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что С. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проходил службу в ГУФСИН России по Ростовской области в должности инженера энергомеханического отделения отдела капитального строительства и ремонта, согласно контракту N от ДД.ММ.ГГГГ., специальное звание - капитан внутренней службы.
В соответствии с п. 9.1.1. Правил внутреннего трудового (служебного) распорядка ГУФСИН России по Ростовской области С. установлен 8-часовой рабочий день с 09.00 до 18.00 (понедельник - четверг), с 09.00 до 16.45 (пятница) при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями (суббота и воскресенье), с перерывом на обед с 12.00 до 12.45.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. N по инициативе ответчика в период с 09.00 часов 01.01.2021 г. по 09.00 часов 02.01.2021 г. и с 09.00 часов 03.01.2021 г. по 09.00 часов 04.01.2021 г., С. привлекался к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, что подтверждается табелем учета рабочего времени за период с 01 по 31.12.2021 г., графиком дежурства в подведомственных подразделениях сотрудников ГУФСИН, в период усиленного варианта несения службы с 31.12.2020 г. по 11.01.2021 г.
Всего за январь 2021 года работа в выходные и нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы составила 40 часов. Из них 16 часов на основании рапорта от 15.09.2021 г. было предоставлено в виде дополнительных дней отдыха (16.09.2021 г. и 17.09.2021 г.). Неоплата за оставшиеся 24 часа составляет 4 684,64 руб.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. N по инициативе ответчика в период с 09.00 часов 21.02.2021 г. до 09.00 часов 22.02.2021 г. С. привлекался к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы (всего 20 часов), что подтверждается табелем учета рабочего времени за период с) 1 по 28.02.2021 г., приказом от ДД.ММ.ГГГГ. N.
Неоплата за 20 часов составляет 3 903,86 руб. Компенсация в виде дополнительного отдыха вместо повышенной оплаты истцом не использовалась.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. N по инициативе ответчика в период с 09.00 часов 07.03.2021 г. по 09.00 часов 08.03.2021 г. С. привлекался к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы (всего 20 часов), что подтверждается табелем учета рабочего времени за период с 01 по 31.03.2021 г., графиком дежурства в подведомственных подразделениях сотрудников ГУФСИН, в период усиленного варианта несения службы с 05.03.2021 г. по 09.03.2021 г.
Неоплата за 20 часов составляет 3 903,86 руб. Компенсация в виде дополнительного отдыха вместо повышенной платы истцом не использовалась.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. N по инициативе ответчика в период с 09.00 часов 09.05.2021 г. до 09.00 часов 10.05.2021 г. истец привлекался к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы (всего 20 часов), что подтверждается табелем учета рабочего времени за период с 1 по 31.05.2021 г., приказом от 04.05.2021 г. N 118.
Неоплата за 20 часов составляет 3 903,86 руб. Компенсация в виде дополнительного отдыха вместо повышенной оплаты истцом не использовалась.
Приказом ГУФСИН от ДД.ММ.ГГГГ. N С. был переведен в распоряжение ФКУ ЦНТЛ ФСИН России г. Москвы с 11.10.2021 г. для дальнейшего) прохождения службы.
06.10.2021 г. С. подал рапорт на имя начальника ГУФСИН России по Ростовской области, согласно которому просил выплатить денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в размере двойной часовой ставки: 1,2 января 2021 г. - 4 часа, 3,4 января 2021 г. -20 часов, 21,22 февраля 2021 г. - 20 часов, 7,8 марта 2021 г. - 20 часов, 9,10 мая 2021 г. -20 часов.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ. N правовые основания для выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие; праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени отсутствуют, поскольку истец не воспользовался до перевода на другое место службы, компенсацией в виде дополнительных дней отдыха. Дополнительно сообщалось, что приказ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ. N утратил силу с 03.10.2021 г.
Не согласившись с позицией ответчика об отсутствии оснований для выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени, а также указывая, что действиями работодателя ему причинен моральный вред, истец обратился в суд.
Судами при рассмотрении спора также установлено, что с рапортом о предоставлении ему компенсации в виде дополнительных дней отдыха С. не обращался. С рапортом о денежной компенсации С. обратился 06.10.2021 г., однако на момент перевода истца ответчик не в полном объеме произвел расчет за фактически отработанное сверх установленной нормы рабочего времени, компенсацию в той или иной форме не предоставил.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, установив факт привлечения С. к несению службы в выходные и праздничные дни, нашел свое подтверждение, пришел к выводу, что истец имеет право на денежную компенсацию в размере 16 396,22 руб., согласившись с расчетом истца.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда находит приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций основанными на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами, в том числе Федеральным законом от 19.07.2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы специальными нормативными актами.
В соответствии с положениями статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 г. N 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Как следует из положений части 2 статьи 55 вышеуказанного Закона, нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.
В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 г. N 197-ФЗ).
Согласно части 1, 2 статьи 56 Федерального закона от 19.07.2018 г. N 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.
С 01.01.2013 г. отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ). Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (п. 18 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ).
Во исполнение требований Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ ФСИ России принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ. N, которым утвержден, в том числе Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной систем (далее - Порядок от 27.05.2013 г. N 269).
Согласно п. 2 Порядка от 27.05.2013 г. N 269 денежное довольствие сотруднике состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячное денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В соответствии с п. п. 8, 9, 16, 17, 18 Порядка от 27.05.2013 г. N 269 выплат сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период 20 по 25 число; в этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежной довольствия; сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 21 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников; за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах: 1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 Порядка; 2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 Порядка.
Сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности, устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал). Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего распорядка. При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с п. 16 Порядка.
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (пункт 19 Порядка).
Как следует из положений пункта 14.3 Инструкции, утвержденной Приказом Минюста России от 06 июня 2005 года N 76, основанием для привлечения сотрудника к службе сверх установленного времени, к службе в выходные и праздничные дни является письменный приказ за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в штате которого состоит сотрудник, а в неотложных случаях приказ может быть отдан устно с последующим оформлением письменно не позднее трех суток. В приказе указываются причины, вызвавшие необходимость сверхурочной работы, сотрудники, привлекаемые к такой работе, и ее продолжительность. Учет времени, отработанного сверхурочно, ведется самим сотрудником и руководителем органа уголовно-исполнительной системы, подписавшим приказ о сверхурочной работе, или, по его поручению, руководителем бригады, старшим группы и т.п. Данные учета отражаются в рапорте лица, осуществляющего учет, с указанием количества часов, отработанных конкретным сотрудником сверхурочно в каждый рабочий день. Рапорт с соответствующим решением начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о привлечении к сверхурочной работе является основанием для оплаты этой работы. Указанные выплаты производятся сверх денежного содержания, положенного при нормальном режиме рабочего времени. Расходы по указанным компенсациям производятся в пределах установленного фонда заработной платы (денежного содержания). При этом на сотрудников распространяются ограничения продолжительности сверхурочных работ, а также ограничения возможности привлечения их к сверхурочным работам, к работе в выходные, праздничные дни и в ночное время, предусмотренные трудовым законодательством для соответствующих категорий рабочих и служащих.
Установив, что в период службы С., не представлялись дни отдыха и не производилась выплата за работу в выходные и праздничные дни, суды пришли к верному выводу о нарушении прав истца.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Приведенные в кассационной жалобе доводы относительно не составления рапортов на сверхурочную работу, не издании приказов об оплате сверхурочных часов, изменении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, являлись предметом проверки судами первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах существенных нарушений норм процессуального права, а также норм материального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 16 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 05 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Г.АВЕРИНА
Судьи
Е.В.ЯКУБОВСКАЯ
С.А.ГУБАРЕВА