Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2023 по делу N 88-8442/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что решением ответчика ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности - 25 лет.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2023 по делу N 88-8442/2023
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что решением ответчика ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности - 25 лет.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 февраля 2023 г. по делу N 88-8442/2023
УИД 61RS0003-01-2022-001929-96
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.,
судей Губаревой С.А. и Руденко Ф.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, третье лицо Главное управление МЧС России по Ростовской области об обязании включить периоды работы в страховой стаж и в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначить и выплачивать страховую пенсию по старости, взыскании судебных расходов,
по кассационной жалобе В. на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 02 июня 2022 года, апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г., судебная коллегия
установила:
В. обратился в суд с настоящим иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области, указав в обоснование требований, что решением ответчика N от 26.02.2021 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности - 25 лет. При этом ответчик не включил в специальный стаж истца периоды его работы с 24.06.1993 г. по 25.04.2005 г. - служба в УВД по Ростовской области и МЧС России по Ростовской области; с 01.01.2020 г. по 17.02.2021 г. - начальником караула в 32 пожарно-спасательной части 4 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Ростовской области. Кроме того, не зачтен в общий страховой стаж период работы с 06.03.1992 г. по 05.05.1993 г. продавцом магазина на Гуковском коммерческом предприятии "Меркурий". По расчету ответчика страховой стаж истца составил 35 лет 11 месяцев 27 дней, специальный стаж - 11 лет 6 месяцев 28 дней.
При повторном обращении 14.02.2022 г. решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области от 16.02.2022 г. N 78860/22 вновь отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности.
Полагая, что ответчиком нарушены его права на пенсионное обеспечение, истец просил суд обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области включить в специальный стаж Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) периоды службы: с 24.06.1993 г. по 31.12.2001 г. в должности пожарного в органах противопожарной службы ГУ УМВД по Ростовской области, с 01.01.2002 г. по 25.04.2005 г. в должности пожарного в 32 пожарной части 8 пожарно-спасательного отряда противопожарной службы ГУ МЧС России по Ростовской области, в общий страховой стаж период работы с 06.03.1992 г. по 05.05.1993 г. в должности продавца магазина на Гуковском коммерческом предприятии "Меркурий", назначить и выплачивать страховую пенсию с 14.02.2022 г. по
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", взыскать с ответчика судебные расходы по оплате помощи представителя в размере 20 000 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 02 июня 2022 г. исковые требования В. удовлетворены частично.
Суд обязал Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области включить в страховой стаж истца период работы с 06.03.1992 г. по 05.05.1993 г. в должности продавца в Гуковском коммерческом предприятии "Меркурий", и взыскал с ответчика в пользу В. расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20 октября 2022 года решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 02 июня 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе В. просит отменить указанные судебные акты. В обоснование доводов жалобы указывает, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде. Считает, что поскольку с 24.06.1993 года по 31.12.2001 года (8 лет 6 месяцев 12 дней) и с 01.01.2002 г. по 25.04.2005 года (2 года 3 месяца 25 дней) в системе ГУ МЧС России по Ростовской области он занимал должность пожарного в органах противопожарной службы ГУ УМВД по Ростовской области, которая включена в
Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437, то в силу выше приведенных норм права данный период должен быть засчитан в его специальный стаж, учитывая также и то, что посредством прохождения службы в органах внутренних дел реализуются гражданами право на труд.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительности причин своей неявки не представили.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно
части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со
статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, ввиду подробно изложенной правовой позиции истца в кассационной жалобе, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел, судебная коллегия в соответствии с
частью 3 статьи 167,
частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу
части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что 18.02.2021 г. В. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области от 26.02.2021 г. N 97375/21 истцу отказано в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности - 25 лет. При этом, ответчик исключил из специального стажа истца периоды с 24.06.1993 г. по 25.04.2005 г. - служба в УВД по Ростовской области и МЧС России по Ростовской области; с 01.01.2020 г. по 17.02.2021 г. работа в должности начальника караула в 32 пожарно-спасательной части 4 пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Ростовской области. Также истцу не зачтен в общий страховой стаж период работы с 06.03.1992 г. по 05.05.1993 г. продавцом магазина на Гуковском коммерческом предприятии "Меркурий". По расчету ответчика страховой стаж истца составил 35 лет 11 мес. 27 дн., специальный стаж - 11 лет 6 мес. 28 дн.
14.02.2022 г. истец вновь обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области от 16.02.2022 г. N 78860/22 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности - 25 лет. При этом ответчик также, отказал во включении в специальный стаж истца периодов с 24.06.1993 г. по 25.04.2005 г. - служба в УВД по Ростовской области и МЧС России по Ростовской области. Также истцу не был зачтен в общий страховой стаж период работы с 06.03.1992 г. по 05.05.1993 г. продавцом магазина на Гуковском коммерческом предприятии "Меркурий". По расчету ответчика страховой стаж истца составил 37 лет 1 месяц 14 дней, специальный стаж - 12 лет 8 месяцев 1 день.
Разрешая спор, и оставляя без удовлетворения требования в части зачета в специальный стаж В. периода его службы с 24.06.1993 г. по 25.04.2005 г., установив, что указанный период является периодом службы истца в противопожарной службе, входившей в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России по Ростовской области, учитывая, что право на пенсию лицам, проходящим такую службу, регламентируется Федеральным
законом от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", согласно которому они имеют право на получение пенсии по выслуге лет, суд первой инстанции пришел к выводу, что досрочная пенсия таким лицам в соответствии с положениями
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не назначается.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы В. относительно периода работы с 24.06.1993 г. по 25.04.2005 г. - служба в УВД по Ростовской области и МЧС России по Ростовской области, согласился с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, поскольку они мотивированы, постановлены на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, при правильном применении правовых норм, процессуальных нарушений, влекущих за собой безусловную отмену состоявшегося судебного постановления в кассационном порядке, судами не допущено.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно
подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (
часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
(статья 8). Впоследствии в соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в
пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно
подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
Федеральным
законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный
закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно
пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 г. N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ
(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. N 868
(пункт 8). и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 г. N 385
(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Учитывая вышеизложенное, в рамках
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
При указанных выше правовых нормах и установленных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанции, пришли к верному выводу об отсутствии оснований, для включения периода службы В. с 24.06.1993 г. по 25.04.2005 г. в УВД по Ростовской области и МЧС России по Ростовской области в стаж его работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов, содержащиеся в оспариваемых судебных актах соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной оценке подлежащих применению норм материального права, и отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы жалобы истца противоречат нормам материального права и правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.
В своей совокупности доводы кассационной жалобы истца не содержат оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, в деле не имеется.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь
статьями 379.5,
379.7,
390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 02 июня 2022 года, апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 20 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Г.АВЕРИНА
Судьи
С.А.ГУБАРЕВА
Ф.Г.РУДЕНКО