Главная // Пожарная безопасность // Определение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.12.2022 по делу N 88-36806/2022
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что выявленные при проведении проверки нарушения могут затруднить своевременную локализацию пожара, создать опасность угрозы жизни и здоровью посетителей и сотрудников учреждения ответчика, привести к причинению имущественного ущерба, наступлению иных тяжких последствий.
Решение: Удовлетворено.


Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 06.12.2022 по делу N 88-36806/2022
Категория: Споры с органами государственной власти.
Требования: О возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности.
Обстоятельства: Истец указал, что выявленные при проведении проверки нарушения могут затруднить своевременную локализацию пожара, создать опасность угрозы жизни и здоровью посетителей и сотрудников учреждения ответчика, привести к причинению имущественного ущерба, наступлению иных тяжких последствий.
Решение: Удовлетворено.

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 декабря 2022 г. по делу N 88-36806/2022
N дела суда 1-й инстанции 2-706/2022
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В.,
судей Жогина О.В., Якубовской Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тракторозаводского района г. Волгограда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Дворец культуры Тракторозаводского района города Волгограда", администрации Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности,
по кассационной жалобе администрации г. Волгограда на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 15 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к муниципальному бюджетному учреждению культуры "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда" (далее по тексту - МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда"), администрации Волгограда о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Тракторозаводского района г. Волгограда в МБУК "Дворец Культуры Тракторозаводского района г. Волгограда" проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в результате которой установлено, что в нарушение п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации N 1479 резервное питание аварийного освещения находится в нерабочем состоянии, в административных, бытовых помещениях на первом, втором, третьем этажах эксплуатируются тепловые датчики пожарной сигнализации, что противоречит требованиям пункта 54 Правил, вопреки требованиям пункта 14 приказа МЧС N 315, частей 1 и 10 статьи 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещения подвала (12 складских помещений) и цокольный этаж (9 мастерских) не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации.
Выявленные нарушения могут затруднить своевременную локализацию пожара, создать опасность угрозы жизни и здоровья посетителей и сотрудников МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда", привести к причинению имущественного ущерба, наступлению иных тяжких последствий.
На основании изложенного, прокурор Тракторозаводского района г. Волгограда просил суд возложить на администрацию Волгограда обязанность обеспечить финансирование МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда" для целей устранения нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности в деятельности МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда" в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, при этом на МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда" возложить обязанность в течение трех месяцев со дня обеспечения финансирования устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности, обеспечить функционирование резервного питания аварийного освещения в здании МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда", установить в административных, бытовых помещениях на первом, втором, третьем этажах здания дымовые пожарные извещатели, оборудовать двенадцать складских помещений (помещения подвала) и девять мастерских (цокольный этаж) автоматической системой сигнализации.
Решением Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 15 марта 2022 года на администрацию Волгограда возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда", расположенного по адресу: <...>, для целей устранения нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности, на МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда" возложена обязанность в течение трех месяцев со дня обеспечения финансирования устранить нарушения требований пожарной безопасности путем обеспечения функционирования резервного питания аварийного освещения в здании МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда", установки в административных, бытовых помещениях на первом, втором, третьем этажах здания МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда" дымовых пожарных извещателей, оборудования двенадцати складских помещений (помещение подвала) МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда" автоматической системой сигнализации, оборудования девяти мастерских (цокольный этаж) МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда автоматической системой сигнализации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 июля 2022 года решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 15 марта 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба лица, не привлеченного к участию в деле, администрации Тракторозаводского района Волгограда на указанное решение суда оставлена без рассмотрения по существу.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений по мотиву их незаконности.
Заявитель указывает, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле лицо, права которого затронуты оспариваемым решением, - администрацию Тракторозаводского района Волгограда. Также указывает, что к участию в деле не привлечен комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно установил срок исполнения решения продолжительностью 3 месяца.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание стороны не явились.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кириенко А.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района Волгограда" является некоммерческой организацией, созданной в целях реализации политики в области культуры и искусства на территории Тракторозаводского района города Волгограда, удовлетворения социально-культурных потребностей жителей Тракторозаводского района г. Волгограда.
Учредителем учреждения культуры является муниципальное образование городской округ город-герой Волгоград, собственником МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района Волгограда" является муниципальное образование городской округ город-герой Волгоград.
Здание МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района Волгограда" на праве оперативного управления закреплено за МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района Волгограда".
3 марта 2021 года на основании распоряжения от 16 февраля 2021 года N главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Волгограда ФИО4 государственным инспектором г. Волгограда по пожарному надзору - старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Краснооктябрьскому и Тракторозаводскому районам ГУ МЧС России по Волгоградской области ФИО5 проведена внеплановая проверка в отношении соблюдения МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района Волгограда" требований пожарной безопасности при эксплуатации территории по адресу: г. <данные изъяты> в ходе которой выявлен ряд нарушений, в том числе: резервное питание аварийного освещения находится в нерабочем состоянии; в административных, бытовых помещениях на первом, втором, третьем этажах эксплуатируются тепловые датчики пожарной сигнализации; помещения подвала и цокольного этажа не в полной мере оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда" не устранило нарушения, выявленные в ходе проверки в марте 2021 года, отраженные в акте проверки N от 3 марта 2021 года, в связи с чем 16 ноября 2021 года прокуратурой Тракторозаводского района г. Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда", в ходе которой выявлены следующие нарушения: резервное питание аварийного освещения находится в нерабочем состоянии; в административных, бытовых помещениях на первом, втором, третьем этажах эксплуатируются тепловые датчики пожарной сигнализации; помещения подвала (12 складских помещений) и цокольный этаж (9 мастерских) не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N, установив, что осуществление деятельности МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда" при наличии выявленных нарушений законодательства, регламентирующего пожарную безопасность, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, счел их достаточными для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на администрацию Волгограда в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обязанности обеспечить финансирование МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда" работ по устранению нарушений, а на МБУК "Дворец культуры Тракторозаводского района г. Волгограда" - в течение трех месяцев с момента получения финансирования устранить соответствующие нарушения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на исследованных доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суды пришли к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в обжалуемых судебных актах и являются обоснованными по праву.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", регулирующий в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 3 названного закона основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в силу ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, примененные нормы материального права, суд кассационной инстанции полагает выводы судов соответствующими установленным обстоятельствам и основанными на подлежащих применению нормах материального права.
Не влияет на правильность постановленного решения довод кассационной жалобы о не привлечении судом к участию в деле администрации Тракторозаводского района Волгограда, а также комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, поскольку обжалуемые судебные постановления по существу спора не затрагивают права и законные интересы указанных лиц.
Разрешение судом вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подразумевает, что в решении суда сделан вывод о том, что такие лица лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.
Обжалуемым судебным постановлением суд не разрешал вопрос о правах и обязанностях администрации Тракторозаводского района Волгограда, не лишил ее прав, не обусловил возникновение каких-либо обязательств у указанного лица.
Иных доводов, влияющих на законность оспариваемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы администрации г. Волгограда и отмены судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 15 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 6 июля 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г. Волгограда - без удовлетворения.