Главная // Пожарная безопасность // ОпределениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2024 N 88-297/2024-(88-40249/2023) (УИД 08RS0006-01-2023-000226-82)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением пенсионного органа истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, в который не включены периоды работы его в должностях подменного водителя пожарной части, пожарного.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2024 N 88-297/2024-(88-40249/2023) (УИД 08RS0006-01-2023-000226-82)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением пенсионного органа истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, в который не включены периоды работы его в должностях подменного водителя пожарной части, пожарного.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено в части.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 февраля 2024 г. N 88-297/2024-(88-40249/2023)
Дело N 2-215/2023
УИД N 08RS0006-01-2023-000226-82
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В.,
судей Мотиной И.И., Парасотченко М.А.
с участием капитана Капитан-Дубровской Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Республики Калмыкия в интересах истца Д. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия о включении в специальный страховой стаж периодов работы и возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
по кассационной жалобе Д. на
решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 23 июня 2023 года и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В., выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровской Е.Н., судебная коллегия
установила:
Прокурор Октябрьского района Республики Калмыкия обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Д. о нарушении Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее - ОСФР по Республике Калмыкия, пенсионный орган) его пенсионных прав. В ходе проверки установлено, что решением пенсионного органа от 20 декабря 2022 г. N Д. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Так, в специальный стаж не включены периоды работы Д. с 10 апреля 1995 г. по 31 мая 1996 г. в должности подменного водителя пожарной части N 14 отдела Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия, с 18 марта 1999 г. по 18 марта 2005 г. в качестве пожарного в Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия, с 19 марта 2005 г. по 6 июля 2006 г. и с 1 апреля по 31 октября 2007 г. в качестве пожарного пожарно-спасательной части N 14 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Октябрьского района Республики Калмыкия, с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в качестве пожарного пожарной части N 14 Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия. Решение мотивировано тем, что должность подменного водителя не предусмотрена Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437, и право на досрочную пенсию по старости для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ законодательством не предусмотрено. Выражая несогласие с данным решением, указал, что до 1 января 2005 г. противопожарная служба субъектов РФ отсутствовала. В период с 10 апреля 1995 г. по 31 мая 1996 г. Д. осуществлял работу в одной и той же пожарной части в должности водителя автомобиля (пожарного), характер и условия его работы на протяжении всего периода оставались неизменными, он постоянно получал заработную плату, с которой в Пенсионный фонд производились отчисления. Просил признать незаконным решение пенсионного органа, обязать включить в специальный стаж, дающий право на назначении досрочной страховой пенсии по старости, вышеуказанные периоды работы Д. в должностях подменного водителя и пожарного, а также периоды учебных отпусков с 19 октября по 7 ноября 2009 г., с 8 февраля по 1 марта 2010 г., с 7 по 27 июня 2010 г., с 18 октября по 6 ноября 2010 г., с 6 по 25 июня 2011 г., с 17 октября по 7 ноября 2011 г., с 6 по 27 февраля 2012 г., с 28 мая по 18 июня 2012 г., с 17 сентября по 6 октября 2012 г., с 14 января по 9 февраля 2013 г., с 13 мая по 29 июня 2013 г. и назначить Д. досрочную страховую пенсию по старости с 21 сентября 2022 г.
Решением Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 23 июня 2023 г. исковые требования прокурора Октябрьского района Республики Калмыкия удовлетворены частично. На пенсионный орган возложена обязанность включить в специальный стаж работы Д., дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, периоды учебных отпусков с 19 октября по 7 ноября 2009 г., с 8 февраля по 1 марта 2010 г., с 7 по 27 июня 2010 г., с 18 октября по 6 ноября 2010 г., с 6 по 25 июня 2011 г., с 17 октября по 7 ноября 2011 г., с 6 по 27 февраля 2012 г., с 28 мая по 18 июня 2012 г., с 17 сентября по 6 октября 2012 г., с 14 января по 9 февраля 2013 г., с 13 мая по 29 июня 2013 г. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным
определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 сентября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Д., ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде. Считает, что в силу выше приведенных норм права спорный период трудовой деятельности должен быть засчитан в его специальный стаж.
Д. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с
частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
При этом, кассационный суд общей юрисдикции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (
часть 2 статьи 379.6 ГПК РФ).
Согласно
части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан-Дубровской Е.Н., полагавшей оспариваемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, Д. 21 сентября 2022 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 20 декабря 2022 г. N Д. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с
пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. На дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости стаж Д. на соответствующих видах работ составил 15 лет 7 месяцев 19 дней. Общий страховой стаж составил 30 лет 2 месяца.
В стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды:
- с 10 апреля 1995 г. по 31 мая 1996 г. в должности подменного водителя пожарной части N 14 отдела Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия;
- с 18 марта 1999 г. по 18 марта 2005 г. в качестве пожарного в Государственной противопожарной службы МВД Республики Калмыкия;
- с 19 марта 2005 г. по 6 июля 2006 г. в качестве пожарного пожарно-спасательной части N 14 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Октябрьского района Республики Калмыкия;
- с 1 апреля по 31 октября 2007 г. в качестве пожарного пожарно-спасательной части N 14 Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Октябрьского района Республики Калмыкия;
- с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в качестве пожарного пожарной части N 14 Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Калмыкия.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что правом на досрочную пенсию обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы. При этом, приняв во внимание, что сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по
пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не обладают, суд первой инстанции, учитывая недостаточность на момент обращения в пенсионный орган требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения Д. досрочной страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для его отмены не нашел, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных постановлений суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно
подпункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального
закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (
часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Право на досрочное назначение пенсии по старости мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"
(статья 8). Впоследствии в соответствии с Федеральным
законом от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О пожарной безопасности" установление пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста (пенсия за выслугу лет) лицам указанной категории было также закреплено в
пункте "о" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно
подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется
Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с
подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
Федеральным
законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный
закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 г., в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Согласно
пункту 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 г. N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ
(статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 г. N 868
(пункт 8). и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 г. N 385
(пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Учитывая вышеизложенное, в рамках
пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с
п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
При указанных обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для включения периода службы Д. с 1 января 2002 г. по 18 марта 2005 г., с 19 марта 2005 г. по 6 июля 2006 г., с 1 апреля по 31 октября 2007 г., с 1 ноября 2007 г. по 31 декабря 2008 г. в стаж его работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов, содержащиеся в оспариваемых судебных актах соответствует фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной оценке подлежащих применению норм материального права, и отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
В своей совокупности доводы кассационной жалобы истца не содержат оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таковых нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, в деле не имеется.
Руководствуясь
статьями 379.6,
390,
390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 23 июня 2023 года и апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Д. - без удовлетворения.